Этюды о Восточном Казахстане. Этюд № 6
Если когда-нибудь, вдруг, волею судьбы вы окажетесь на родине замечательного писателя Анатолия Иванова, в небольшом провинциальном городке Шемонаиха, то именно здесь начните читать один из известных его романов «Вечный зов» или «Тени исчезают в полдень».
Только не уйдите в «читательский запой», увлечённые яркими сюжетами этих произведений. Периодически отрывайтесь от книги и идите гулять по Шемонаихе и её окрестностям. И здесь вы узнаете и людей, и места, описанные автором.
Шемонаихинцы - внешне народ суровый. Но удивительно добры эти люди и сердобольны. Исторически так уж повелось. Ведь ещё в XIX веке вечером они выставляли на подоконниках какую-нибудь еду, чтобы беглые каторжники, которых в этих местах было довольно, измождённые острогом и долгой дорогой, смогли подкрепить свои силы.
А когда снова вернётесь к страницам ивановских книг, то, захваченные перипетиями жизни героев, читайте внимательно и описания дивных пейзажей. Потом снова идите на улицу.
И то, что несколько мгновений назад было филигранно выписано перед вами буквами на бумаге, вы увидите воочию.
Простор. Невероятный. Земля чуть холмится окрест. И – его величество лес. Настоящий, алтайский, а не жиденькие рощицы вокруг.
А вот Уба, ленивое течение которой, будто шёлковый шарф, прихотливо брошенный чьей-то рукой, безмятежно несёт тёплые воды, чтобы там, далеко впереди смешать свои струи с вечно холодным Иртышом, а потом уже стать частью великой Оби – самой большой реки Евразии. Уже она-то и принесёт убинскую волну в Северный океан, словно привет, посланный Шемонаихой Миру.
Но ленивой и неспешной Уба бывает летом. Весной же, когда, повинуясь вечному могучему зову природы, она взламывает льды на своей спине, то становится поистине грандиозной. Глядя на неё в эти минуты, понимаешь, что Уба – достойная правнучка Самого Холодного Океана…
Но как же пьянит стоящих в этот момент по её берегам людей мощна воля к жизни и какая-то великая жажда перемен, пусть даже – сокрушительных, сметающих всё на своём пути.
Шемонаихинцы, однако, люди удивительные! Как-то, уже поздней весной встречаю молодого парня Николая – коренного шемонаихинца. Рад я ему несказанно. Спрашиваю, как у него дела. Он прямо лучится широкой белозубой улыбкой и отвечает:
- Всё хорошо, спасибо. Дом вот весенним паводком у меня снесло, теперь новый строю…
|