Послесловие к повести "ВЕДЬМА ИЗ КАРАЧЕВА" .
Повесть "Ведьма из Карачева" написана мною по расскзам мамы, Сафоновой Марии Тихоновны (1903-1994) и помещена на этом литературном портале.
Предисловие к повести.
Несколько лет, наездами в родной КарАчев, записывала в тетрадь, а иногда и на репортёрский магнитофон короткие рассказики мамы о её жизни. И делала это для своих детей, но спустя несколько лет, подумала: а не «сшить» ли из этих эпизодов «лоскутное одеяло», которое послужит не только моим детям, но и тем, кто захочет узнать: как жилось простому человеку при социализме? Ведь маме «повезло» быть ровесницей этого периода жизни России (1903-1994). Конечно, из этих «лоскутков» могла бы своими словами написать повесть о её жизни, но потом решила, что надо попробовать сохранить интонации, местный выговор, слова, произносимые зачастую не литературно. Если бы знать, что выбрала такой трудный путь!.. Составляла узор повествования, избрав вроде бы простой ход, - хронологический, - но ведь в него надо было вплести свои отступления, усиливающие или поясняющие тот или иной эпизод, так что «ход» то и дело сбивался с ритма, да и сам процесс «сшивания» оказался сложен, - подбирать «нитки» (свои слова, выражения), чтобы они не были заметны, не портили общего узора, чтобы не проявлялось вдруг и не к месту лицо автора, - моё лицо. Но спустя несколько лет появится книга, которую за свой счет издам в местном издательстве под названием «Свет негасимый», а позже переименую на «Ведьма из Карачева», и потому, что маму в нашем городке окрестили ведьмой.
Мама как-то сказала: «Читать будете, так знайте: вранья здесь нет, всё честно и благородно рассказано, только одна правда».
Маме было четырнадцать лет, когда свершился большевистский переворот*, так что всё горе и страдания, которые обрушили коммунисты на Россию, накрыли и ее. И дожила она до поры, когда начал рассыпаться «лагерь социализма»*. Помню, не выходила уже из дома, болели ноги, а тут - президентские выборы, так она все волновалась: как бы ей проголосовать за Ельцина*? И пришлось брату вызывать к ней «ходоков» с бюллетенем. Но еще и в тот, девяносто четвертый, (когда мама умерла) все висела над нами угроза возврата коммунистов и вот некоторые из моих записей того года:
1989 г. «Ползут и ползут вверх цены, страна наполняется безработными, нищими, беженцами и коммунисты, воодушевленные этим, поднимают головы, а народ тянет к ним руки - вернее «за» них. И вчерашние довыборы в местную Думу тому доказательство, - понавыбирали почти их! Да, понимаю: тяжело Ельцину разворачивать Россию на сто восемьдесят градусов, и в этом мутном водовороте многое делается не так, как хотелось бы, но всё же... Ну, почему не контролируют разных хоперов и эмэмэмов*, которые грабят людей и компрометируют саму идею акций? Почему не ограничивают зарплаты партийным директорам заводов и совхозов, которые хапают миллионы, а рабочих держат за рабов? Пишут в газетах, что эти самые директора уже понаграбили столько, что хватит не только им, но и их внукам, - все прибыли идут в их личные «закрома». Конечно, контролировать растаскивание государственной коврижки почти невозможно, - уж слишком огромна и слишком быстро идет этот процесс – но ведь люди все видят и естественно их недовольство, а этим и пользуются «партийные товарищи». И что будет, если снова прорвутся к власти? Опять реки крови?»
...1998 г. «Теперь и в наших магазинах есть на что посмотреть... дожить бы только до того времени, когда все это можно будет и покупать без особого ущерба для семейного бюджета, а то... Я, к примеру, получаю по нынешним временам не так уж и мало: вместе с пенсией - около двухсот семидесяти тысяч в месяц, а килограмм сахарного песка стоит шестьсот рублей, картошки - двести, буханка хлеба - тоже двести. И получают теперь все очень по-разному: от тридцати тысяч в месяц на издыхающих военных предприятиях и до полутора-двух миллионов - банковские служащие. Так что «расслоение среди населения», как сейчас пишут в газетах, идет семимильными шагами. Вот так-то мы и живем... вернее, приспосабливаемся, а еще вернее, выживаем в «годы крутого исторического поворота».
1999 г. Из письма брата Николая:
«А мы с Валей все работаем на даче, но, думаю, что выращиваем больше, чем необходимо просто для выживания. И мотивы такого поведения - страх перед голодом. Первый приступ его мы испытали, когда начинались реформы Гайдара*, - думали, что все рухнет и голод неизбежен, - но все получилось лучше, чем ожидали, особенно у нас, в Питере. Открылась множество торговых будок, где можно увидеть то, что при коммунизме только снилось: ананасы, бананы, «Шампанское»… А барахла и того больше. Правда, цены вызывают нервный смех и, естественно, купить что-то просто невозможно. А второй приступ страха испытываем в настоящее время: боимся, что коммуняки вернутся к власти, а, вернувшись, ничего хорошего не сделают и снова начнется смута, всё полетит в тартарары: деньги пропадут, а за ними - продукты и вещи. Далее последует кошмар, очень похожий на гражданскую войну, никаких пенсий мы уже получать не будем, а поэтому и готовимся к такому варианту. Правда, утешаем себя в какой-то мере так: смута будет недолгой, в конце ее произойдет окончательное крушение коммунистов, и к власти навсегда придут образованные люди».
Мрачные картинки из нашей, не столь уж давней, жизни, не так ли? Поэтому жаль, очень жаль!.. что мама не дожила до той поры, когда в магазинах можно купить всё, когда исчезла угроза возврата коммунистов, когда зажили мы относительно по-человечески.
И мой памятник маме – эта повесть, написанная с её правдивых слов.
*Переворот 1917 года.
*Лагерь социализма начал распадаться с начала 1990-х.
*Борис Ельцин (1931-2007) - первый Президент Российской Федерации.
*«МММ» — крупнейшая в истории России финансовая пирамида, организованная Сергеем Мавроди.
*Егор Гайдар (1956 -2009) - экономист, один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х в России.
|