В моих поисках сведений о предках, в папке с фото-выписками из реестров за 1834 год, записаны однодворцы* Беломестной слободы Сергей Иванов Болдырев, его жена Евдокия, их дети Петр, Сергея брат Захар Иванов. И одно из первых упоминаний слова «однодворец» относится к 1636 году. А были они свободными, имели фамилии, уходящие своими корнями еще к военно-служилому сословию четырнадцатого века. Земли их были или поместными участками предков, или захваченными в дикой степи, или купленными, жалованные правительством в вотчину и распределялись не подушно, а подворно, - возможно, отсюда и название. Жили однодворцы на бывших приграничных землях, в том числе и на Орловской, в которую входил мой родной город Карачев. Сословие сформировалось из детей боярских*, стрельцов*, солдат, рейтаров*, драгун*, копейщиков*, пушкарей *, обедневших дворян, а также татарской аристократии * и службу были обязаны нести в течение 15 лет, так что служили, как дворяне, а налоги платили, как крестьяне (дворяне налогов не платили), и за это правительство выделяло им не только небольшие земельные участки, которые они могли продавать друг другу, но и семью крепостных крестьян, живших с ними одним двором и нёсших те же повинности, что и владельцы. Те, у которых все дети служили, могли оставаться в дворянах, а те, кто не хотел, записывались в однодворцы. Многие из них всё же сохраняли «родословные деревья» (генеалогические таблицы), так что нередко однодворцы называли себя «лапотными дворянами», - были как бы промежуточным сословием между помещиками и крестьянами, не слившись ни с теми, ни с другими. В 1714 году, при Петре первом, слово «однодворец» впервые употреблено официально, когда царь решил «турка воевать» и для этого создавалась Ландмилиция, род поселенных войск «для защшы окрайны от крымских татар».
«А стояти сторожем на сторожах с конь не сседая, переменяясь и ездити по урочищам, переменяясь же, на право и на лево по два человека по наказам, каковы им наказы дадут воеводы. А станов им не делати, а огни класти не в одном месте; коли кашу сварити, и тогды огня в одном месте не класти двожды; а в коем месте кто полднивал, и в том месте не ночевать, а где кто ночевал, и в том месте не полдневати».
Для однодворцев в те годы настали лихие времена, - каждый проезжий армейский обер-офицер норовил ободрать его хозяйство. Да и во все времена их земли подвергались сильнейшему сокращению под натиском помещиков, а при Екатерине второй, когда крепостное право достигло наибольшего расцвета, помещики стали вести себя по отношению к однодворцам еще более нагло и бесцеремонно. Не могу не вставить в своё «расследование» вот этих ярких и образных строк из наказа однодворцев в Уложенную комиссию 1767 года, где они, обращаясь к Екатерине второй, так отстаивали свои права от дворян:
«В прошлых давних годах по указам предков вашего императорского величества великих монархов, наши… прапрадеды, прадеды и деды из разных городов сведены в украинские порозжие земли и дикие поля для обороны России от находящих на ту землю варвар и крымских татар и распространение славы Российской империи и исправляли службу дворянскую и на тех землях поселены… и им те земли даны в поместье и вотчины… за добропорядочные и усердные... службы, за осадное сидение, за оборону российской земли и за полонное терпение… верстаны землями и денежным окладом и крестьянами и имеют некоторые из нас жалованные грамоты, писцовые, спорные и отказные выписи. Званием же состояли… в равном классе с нынешним дворянством… и мы, нижаишие, имеем дворянское право, ибо некоторые дворяне… нам, нижаишим, состоят одних фамилей, в ближних и дальних родствах… А с 1719 года по соизволению высочайших предков вашего императорского величества монарших указов, деды и отцы наши на содержание российской армии положены в подушной оклад и названы ни за какие винности и преступлении однадворцами, но только для одной государственной пользы... а по именному блаженной и вечной славы достойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны 731 года генваря 18 дня однодворцов и протчих служеб служилых людей, ландмилицию содержащих, черносошными и государственными крестьянами именовать не велено… От чего ж против предков наших, достоинство и лишение чести от многих дворян ныне мы претерпеваем великую укоризну, поношение и злословие и уже называемы от них, дворян, в равенстве их людей и крестьян. И всегда они, дворяне, везде нами ругаются и бьют смертно. В судебных же местах мы с ними, дворянами, несравняемы и называемы от них необузданными… А по указом блаженной и вечной славы достойной памяти государя императора Петра Великого повелено производить всех служащих по достоинству, кто б какого звания не был… А впредь им, дворянам, однодворческих земель, людей и крестьян у однадворцов и их жен, дочерей и протчих женского пола родственниц покупать не велено. Но оные дворяне те земли и ныне покупают, завладев насильно, а нас, однадворцов, до владения собственного нашего не допускают».
И в конце обращаются они с просьбой к государыне:
«И чтоб дворяне нами не ругались и необузданными не называли, в том им запретить».
Но от Екатерины однодворцы не дождались милости, и только при Павле первом, в 1798 году вышел указ, в котором предписывалось:
«Земли однодворцев, принадлежащие предкам по дачам или купленные сверх положенной нормы в 15 десятин, не трогать, в казну не отбирать, а еще удовлетворять прирезкой из казенных угодий до 15 десятин на душу».
И это значило, что мои предки-крестьяне получили частнособственническое право на землю. Но к 1832 году положение их стало таким:
«Как сии земли и угодья принадлежат во владение не каждому крестьянину порознь, но всем вообще обывателям одной слободы, села или деревни, то распределение их на участки по семействам принадлежит целому мирскому обществу… Остающиеся после умерших поселян участки не могут быть делимы на части наследникам и женам; они подлежат распоряжению мирских обществ».
Значит, однодворцам дозволено было удерживать в своей собственности не только уже имеющиеся земли, но и поселенных на них крестьян. А в 1850 году Государственный Совет решил:
«Земли, отведенные однодворцам до 1724 года для первого поселения и исправления служб, составляют собственность казны или общества, но следует принять такое правило: последние должны оставаться в пользовании потомков и переходят в распоряжение общества лишь в случае отказа их от этого».
Напишу и о культуре однодворцев.
Долгое время у них сохранялись собственные традиции в одежде, фольклоре, речи и эту особенность отмечал родившийся и живший среди однодворцев Иван Бунин*, вышедший из мелкопоместного дворянства: мужчины слыли домовитыми и аккуратными, одевались чисто и «не без форса», а мундир, оставшийся после службы в драгунах или в ландмилиции, бережно хранили и надевали по праздникам. Об особой гармонии платья и природной красоте однодворок писал Ивану Тургеневу* литературный критик В. П. Боткин, посетивший вместе с поэтом Афанасием Фетом* деревни Ливенского уезда Орловской губернии:
«Не могу не сказать о женщинах, или точнее об их одеждахх т говорят, что однодворческие женщины давно так одеваются, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающимися рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девушках».
Однодворческие женщины хорошо готовили. Например, густой, как каша, молочный суп, заправленный мукой (мама называла его молочным киселём), или суп с салом или маслом, и гречневой, просяной или пшеничной мукой (мама тоже варила). Когда семья садилась за праздничный стол, покрытый холщовой скатертью, хозяйка выносила блюдо с нарезанным тёплым хлебом-ситником (мама называла ситными лепешками, для которых тесто ставилось «попрохоней», пожиже, и ржаная мука для них тщательно и мелко высевалась), политым коровьим маслом, а хозяин обносил (наш термин) гостей выпивкой, при этом все пили из одной чарки. Был еще и холодец, домашний квас, отварное мясо из гуся или индейки (разводились главным образом однодворцами) и на десерт – та самая молочная каша. Что же до сильной стати потомков, то Лев Толстой* писал: «Они (однодворцы) никогда не знали помещиков-крепостников. Это и сказывалось на их свободном и доверительном отношении и чувстве собственного достоинства. Они относились к дворянам не как к господам, а как к богатым хуторянам и, здороваясь, протягивали руки, приглашали их в гости, не стеснялись, не притворялись».
*Однодворцы - сословие, социальный слой, возникший при расширении южных границ Русского государства и состоявший из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья.
*Дети (или сыны) боярские – вместе с дворянами несли обязательную службу, получали поместья и записывались в десятни - списки служилых людей, составлявших русскую конницу.
*Стрельцы - «лучники», позже – пищальники-ополченцы, воины первых регулярных войск, потом - стрелецы, пехотинцы, вооружённый «огненным боем», служили «по прибору» как первое и постоянное пешее войс ко.
*Рейтеры - всадники.
*Драгуны - конница, действовавшая и в пешем строю.
*Копейщики, пикинёры - воины пехоты и конницы, вооружённые пикой или копьем.
*Пушкари - артиллеристы из вольных сословий, служба их была пожизненной и переходила от отца к сыну.
*Татарская аристократия - высшая знать и служилые люди татарских ханств, перешедших на русскую службу.
*Иван Бунин (1870-1953) - русский писатель, поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933 год).
*Афанасий Фет (1820-1892) - русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.
*Иван Тургенев (1818-1883) - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик.
*Лев Толстой (1828-1910) - граф, великий русский писатель.
|
Взяла в копилку.