Произведение «Чары, непреходящее колдовство любви и верности»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман в стихах
Темы: любовь
Автор:
Читатели: 30 +1
Дата:

Чары, непреходящее колдовство любви и верности

(Мыльная опера, сплетни или "Санта Барбара" и "Аббатство Даунтон" на русский лад?)


Переполох на званом вечере и перегрев:
В разгаре
Общего веселья, танцев, 
Карнавала 
И фуршета, 
В духоте, наверно,
С молодым
Барятинским1 вдруг казус,
Обморок
Случился. "Дежа вью! Привиделось?
Как в прошлом с «павлином»
Милорадовичем2 в Бухаресте?" -
Пожилые
Кумушки
Шептались.
Среди
Гостей,
По счастью, опытный военный
Медик оказался.
Стандартные
Приемы, нашатырь -
Итог: вскоре
Очнулся
Пострадавший.

Увидел
Над собою
Гибкий стан
И оценил
Мгновенно изящество склоненной, стройной
Девичьей
Фигуры, полные слез, сочувствия прекрасные
Глаза юной 
Красавицы
Заморской, в столице 
Нынче популярной
Дивы и певицы
"Бель канто"
Итальянского,
Лины3.
И ощутил, как кажется, вот эти ее слезы
На своем лице.
Хотя и опытен, но извиняется, смущается...

О притягательности - "манкости"
Ее облика, грации, таланта,
Пленяющей и зажигающей
Он наслышан.
В европейской
Хронике
Давно читал,
В досужих светских
Слышал
Пересудах.
Знал,
Что поклонников ("кавалеристов"),
Отвергнутых,
Мечтающих
О ней, - не счесть.
И среди них -
Любимцы
Продвинутой столичной
Публики,
Кумиры,
Звезды точно
Есть.
Ну, например,
Отнюдь не преуспевшие
И тенор Собинов,
И Баттистини.

- "Сеньора! 
Лестно мне, конечно,
Ваше участие
И дорого,
И мило, но крайне
Странно,
Согласитесь: сочувствие
К моей персоне
Незначительной, немузыкальной, серой, к незнакомцу
Внимание
Актрисы яркой, удивительной
И знаменитости
Столичной."

(Лина) "Простите,
Что напомню общую для нас, надеюсь,
Страждущему
Помогать -
Христолюбивую и хрестоматийную
Мораль.
Ну, и второе:
Не фантазируйте, вы - не инвалид и не инкогнито,
По крайней мере, для меня
С тех пор,
Как видела 
Впервые, князь, вас на скачках и, поверьте,
Вы были так естественны, здоровы, так
Ослепительно 
Красивы, органично так
Всадником смотрелись.
Я - восхитилась."

- (Князь)"А для меня
Так важно, радостно, что, пусть вот так,
Но наше 
"Авто" представление 
Друг другу и контакт,
И наше 
Личное знакомство,
Обещающее встречу,
К счастью
Состоялось."

И тут... по парадоксу -
Не иначе как стрела
Или искра 
От шалуна общеизвестного - Амура
Прилетела.
В природе - мир и тишина,
И солнышко
Светило,
А сердце неожиданная нежность
Напрочь затопила, 
И крышу запросто
Снесло.

  Очевидным
Предпочтением, волнением,
Неожиданным
Вниманием,
Беседой со звездой
Князь впечатлен, ошеломлен и сломлен,
Мгновенно и навеки
Привязан, очарован.

Прежние привычки, обязанности, служба, предрассудки
Сословные, часто нелепые,
Для офицера,
Дворянина,
Князя родовитого
Вдруг утратили
Значение и смысл. Яркий праздник Преображения!
Подлинная
Романтика,
Любовь
И страсть
Так ожидаемо
Из души, из жизни 
Всё вторичное, условное,
Искусственное, умозрительное
Безжалостно, решительно и энергично
Смыла всё, вычистила, вытеснила,
Всё заместила.

Чувства глубокие,
Искренние
И взаимные у этой
Пары обнажились.
И вопреки
Обычаю,
Традиции и толкам
Жить и мечтать, и только вместе,
Счастливо они, в конце концов, решились.

Своей избранницей
Князь трепетно и нежно явно
Любовался, баловал,
Подарками отчаянно
Задаривал.
Для любимой, для невесты перспективной
И подруги,
Лучших фото
Художников, стилистов, портретистов,
В Царском Селе педагогов
Вокала
От знаменитой Мариани-Мази нанимал,
С матерью,
С семьей конфликтовал,
Многократно, но тщетно
Пытаясь сгладить или разрешить
Сословные условности,
Унять аристократический
Снобизм, надменность,
Уловки
И недоразумения.

Но эгоизм и злобу,
Зависть и корысть,
Ревность вместе или по отдельности пока
Никто не отменял.
Испытывал
Давление? - Да, пресс
Немыслимый, чудовищный.

Против замшелых догм, против
Норм консерватизма
Цитадели, увы, были
Бессильны даже
Шарм и чары
Лины.

Архаика царила: несвобода
Воли, насилие
Сообщества, среды
И принуждение -
Быть верным
Предрассудку.

Отчаявшись
Вконец,
По слухам тайно
Всё-таки
Князь с Линой обвенчались.

И к разразившемуся великосветскому
Скандалу даже августейший император сопричастен оказался,
Разогрет и грешен,
А, возможно, и заинтересован: 
Он -
Как бы европеец, как бы
Гуманист и прогрессист, в проблему
Острую и частную 
Вписался.
И туда еще добавил перца,
Драматизма - брак
Не признал, 
Не утвердил.
Вот результат -
Душа офицера
И его пажа, увы, тотчас
Окаменела. И царедворцы - родственнички, умелые
В интригах,
Расстарались: дали
До поры счастливой молодой
Чете почувствовать, понять мощь
Раздражения, разочарования,
Гнева и грозы монарха.
И вот, как следствие, везде - бойкот
И формула: "здесь
Вам не рады".

Травма, травля 
Очевидна. 
Мрак. 
Черная
Депрессия.
Князь в ней тонул
Всё глубже.
Страдал.
И также Лина. Кризис назревал.
И однажды,
В пасмурный денек
(Когда
Князь хмур был, но трезв,
Задумчив,
Адекватен)
Произошел
Такой, примерно,
Диалог:

(Лина) "Сашенька, любимый!
Нет сил и дальше так жить и так
Страдать.
Средства
У нас есть.
Давай
Уедем за границу.
Там
Не столь жестоки
Нравы.
Знаешь, я в нужде росла, 
И потому - практична.
(Ты помнишь? -
Я как-то
Говорила) ведь у меня там корни
И ребенок. Уверена,
Что ты его полюбишь.
Будет
Полная счастливая семья.
Я в опере предполагаю Травиату петь.
Представь!
И петь
С Карузо
Предложения
Из Гранд-Опера
Заманчивые есть.
Ну, как тебе эта идея дикая?"

(Князь) "Дорогая! Извини. Боюсь, 
Ты главного пока не поняла.
Уверен:
Мы с тобой -
Нервных, больных на голову 
Сontrol
Freak's-ов и садистов
Жертвы:
Наши страдания - это кайф 
Для них. Суровая
Зависимость.
Они меня
Не выпустят так
Просто. 
Ты слышала, чтоб кто-то
Зависимый,
К примеру,
От наркоты и сам вдруг отказался?
Замуровали
Демоны. Нужно время, чтобы
Придумать, замутить
Тайный и парадоксальный,
Плутовской заход какой-то,
Неожиданный и эффективный.
"В том-то 
И забава,
Чтобы
Минера взорвать 
Его же миной... 
Право, есть некое изящество 
И как будто даже прелесть в том,
Когда
Две хитрости и две интриги
Столкнутся лбом"4

А ты,... Да, да, я видел эти
Приглашения
В Америку,
Во Францию
И заскучал...Ну, что ж? -
Перевернем
Страницу.
Одна езжай. Не забывай,
Пиши. Я буду очень рад
И горд
Твоим успехом. На
Встречу вскоре там,
За кордоном,
Я надеюсь.
Прощай!"

И так без слез, без горечи
Истерик, буднично
Расстались... Что князь теперь свободен, стало
Немедленно известно
При Дворе
(И кто бы сомневался?).
Давно, но до поры,
Казалось, безумно, безнадежно
В князя влюбленная светлейшая княжна1,
Так удивительно
Похожая
На Лину,
Как судьбоносный
Шанс всю эту новость
Приняла...

Цвету волос,
Прическе,
Аксессуарам
И одежде, даже парфюму придала
Немыслимое сходство.
Усиленно искусством и, особенно, 
Вокалом
Зажглась и завелась, и занялась.
Наивная, а, может быть, супер разумная (как знать?) -
Это сработало.
На девушку - аддикта нежного 
Князь обратил внимание.

- (Князь) "Любезная светлейшая!
Не коротко,
Но всё же мы знакомы. Вы знаете,
Я опытен, искренен и наблюдателен, но скрытен.
Наш
С вами разговор -
Не для чужих ушей.
Зачем весь этот
Флёр и маскарад?- Причины
Я как-будто понял:
К моему
Стыду и горю,
К публично униженной
Персоне моей вы неравнодушны. Поверьте,
Оценил участие. Благодарю.
Но пообещать
Любовь,
Увы, я не могу
(А вы ее достойны,
Несомненно!).
И выбросьте
Из головы
Эти девичьи фантазии.
Ах, вы всё-таки настаиваете,
На официальном браке? - Невероятно! Но,
Позвольте,
Ведь это что ж? -
Блеф
Будет, бутафория и фикция...
Вас это не смутит, устроит, и неужто да?

- (Княжна) И мне тогда
Позвольте,
Князь, наш содержательный,
Но строгий краткий диалог
Дополнить.
И всего-то
Два-три слова.

- O, do please, сударыня, извольте!

- Как Плевако5 и как вы, так
Теперь и я
Разочарована:
"Не верю,
Чтобы люди,
Власть серьёзно
О добре, любви
Или думали
О боге,
Злодеяние задумав, насилие,
Интригу подлую, подлог". И как итог:
Я всем сердцем - с вами, в вашем
Тайном благородном ордене,
Клубе или партии... Ведь верно,
Вы согласны, да?-
Вот. И, надеюсь, до могилы,
Навсегда.

- Ну и характер, не хрупкий, право!
Сдаюсь. Что ж, тогда... Поговорим
О моих (а теперь и о наших общих,
И уже как бы почти "семейных", полагаю!)
Планах
В Европу скорого
Отъезда..."
Послесловие:
Брак - Пиррова победа консерваторов квасных -
Немедля
Состоялся.
Молодожены
Надолго, не только на медовый месяц,
Прибыли в Париж. С Линой встретились
И обнялись, и объяснились...

Забавно! Часто встречая
Вместе всех троих
(И с детьми впоследствии),
Парижанин деликатный,
В оценках точный, толерантный,
Назвал вот эти годы
Счастья их,
Увы, недолгого -
Безусловным
"Арабским
Браком на троих".

    1      Александр Владимирович Барятинский (1870-1910), князь, выпускник элитного Пажеского корпуса, гвардейский
            офицер; связь с Кавальери - с 1897, согласно завещанию, князь был похоронен во Флоренции, на родине Кавальери; в
            официальном браке князь  с 1902, его жена  - Екатерина Александровна (1878-1952), в девичестве светлейшая
            княжна Юрьевская  (В замужествах Барятинская, затем Оболенская), младшая дочь императора Александра 11,
            известная в Европе певица.
     
      2      Известный исторический анекдот: М.А. Милорадович, военачальник, в русско-турецкой войне (1806-1812)       
            освободивший Бухарест (1807), упал в обморок от неожиданности, когда увидел "перформанс" от благодарных         
            арнаутов (во дворце, выделенном в качестве  резиденции, - множество  подсвеченных факелами и насаженных на   
            копья голов турецких солдат).  Прозвище получил в связи с хвастливым нравом, гонором и склонностью к ярким   
            "акцентам" в  мундире (в этом был сходен с Мюратом).

      3     Лина Кавальери (1874-1944), международная знаменитость начала ХХ в., оперная певица, актриса, первая
             фотомодель,"самая красивая женщина мира", в недолгом замужестве (1908) за Р. Чендлером, до конца жизни
             называлась княгиней Барятинской, трагически погибла при бомбежке, спасая драгоценные для нее подарки князя.

      4     Адаптированная цитата. В. Шекспир. Гамлет. Пер. М.Л. Лозинского

      5     Упоминание и далее тезис из речи в суде (1874) известного адвоката Ф.Н. Плевако (процесс игуменьи   
             Митрофании). Послужил Островскому импульсом в создании пьесы "Волки и овцы"(1875). Есть 
             подозрение, что и "хештэг" К.С. Станиславского - "не верю" корнями - из того же тезиса.



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама