Сегодня нередко говорят о враждебном отношении человека к природе. Думаю, что вражда плохо накладывается (мягко говоря) на существующее положение. Вражда подразумевает неприязнь и даже ненависть, но этих категорий нет, когда мы рассматриваем отношение человека к природе.
Вспомнил изумительный фильм по Борису Васильеву "Не стреляйте в белых лебедей". Там есть эпизод, где компания на моторной лодке причаливает к берегу. Главный герой Егор Полушкин, стараясь максимально угодить гостям (потому что выпить дадут), быстро-быстро готовит костёр и прочее, а гости (девушки в частности) любуются красотами местности.
Но вот незадача - рядом с местом, где расположились приезжие, находится большой муравейник с кучей шустрых обитателей и один из гостей просит Егора принести баночку бензина. Тот выполняет просьбу, гость обливает бензином муравейник и поджигает его. Егор не знает, как на это реагировать, но ему объясняют, что мураши могли помешать гостям спокойно отдыхать. И лишь один человек - сын Егора, мальчик Колька бросается с кулаками на поджигателя. Но Егор оттаскивает пацана и даёт ещё ему затрещину. Хотя потом к нему приходит осознание случившегося и он горько корит себя. Корит, потому что любит и сына, и мурашей, и всю природу вокруг, да и оберегает её в большинстве случаев очень серьёзно.
Так вот я хочу спросить - есть ли в моём примере ненависть? Кто здесь ненавидит природу?
Походя молодой человек сжёг частичку природы, не испытывая при этом никаких чувств и эмоций. И друзья, которые были с ним, не сказали ему ни одного укоризненного или одобряющего слова. Надо было бы компании сделать солидный шалаш, они бы, не задумываясь, срубили для него десяток сосенок. Могу предположить, что и мусор после себя они оставят. Всё это - картинка отношения сегодняшнего общества к Природе.
Как-то один из собеседников сказал мне, что у наших предков уровень культуры был ниже чем сегодня. Я, наверное, с этим не соглашусь. Потому что культура - это ведь не только знания и умения, накопленные человечеством, но ещё и отношение к окружающему миру. А природа для русского крестьянина, например, практически всегда была объектом, если и не поклонения, то уважительного доброго отношения. По крайней мере, варваром крестьянин не был.
Иногда говорят, что поклонение русского человека природе пошло от язычества, от страха перед природой, от беззащитности, от ощущения своей ничтожности перед ее величием. Должен заметить, что язычество, наоборот, подразумевало добрые свойские отношения человека с окружающим миром. Природу можно было задобрить подарком и ждать ответного дара от неё. Язычество человека представляло частью природы, причём отнюдь не чужеродной частью.
Сверхъестественные силы изначально жили не на небесах, а рядом с людьми– в доме, лесу, реке, болоте. Потом уже постепенно они пошли вверх и породили у людей непонимание и страх. И начался процесс отчуждения человека от природы. И этот процесс естественно закончился равнодушием. Конечно, случается и любовь человека к природе. Хотя такие, как упомянутые мною киногерои Егор Полушкин и его сын Колька-«чистоглазик», - крайне редкие персонажи в нашем обществе. К моему, конечно, большому сожалению…
| Помогли сайту Реклама Праздники |