Произведение «Дальние полёты, или Паноптикум. IV»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Баллы: 1
Читатели: 45 +2
Дата:
«Нинкаси»

Дальние полёты, или Паноптикум. IV

Человек просто не может жить без музыки! Кроме рока я с увлечением слушаю избранную симфоническую музыку, народную разных стран, иногда джаз, фьюжн, нью-эйдж. Я летал в Калининград слушать орган Кафедрального собора, когда там играл знаменитый английский маэстро. Как было сказано Вольтером: «Все жанры хороши, кроме скучного.» Классическую оперу я недолюбливаю за её надуманность и неестественность. Она, как бы это точнее и лояльнее сформулировать, для меня семиотически перегружена.

Но хватит размышлений, слушаем музыку, теперь это Pink Floyd – поразительная британская группа с особым, только им присущим звучанием. Слушаем композицию «Time»: звон часов, а затем их тиканье струнами бас-гитары и виртуозная перкуссия Ника Мейсона, завораживающий ритм, с эхом уходящего времени. Дэвид Гилмор поёт:
«И ты бежишь, чтобы угнаться за солнцем,
но оно заходит и идёт по кругу,
чтобы снова зайти позади тебя.
Солнце такое же, но ты стал старше, запыхался,
и стал ближе к смерти на один день».
Вот так, грустно и философично о приближающейся старости и жизни, которая не должна быть прожита бесцельно.
В том же альбоме «Тёмная сторона Луны» есть «Money», где поётся о деньгах, которые могут полностью овладеть человеком, сделать его своим рабом.
Вокал и удивительные гитарные соло Дэвида Гилмора, клавишные Ричарда Райта, бас и вокал Уотерса, ударные Мейсона, саксофоны, творческая работа всех участников Pink Floyd создала такую музыку, которая, я уверен, не оставила бы равнодушными ни Баха, ни Моцарта, ни Бетховена. (Ага, ни Баха, ни Бабаха!)
Психоделическое «Сияй же, безумный бриллиант!», земное и космическое…
Советские космонавты, кстати, взяли на орбиту их «Нежный звук грома», а Пинки присутствовали при старте ракеты в космос. Но для меня гораздо памятнее теперь уже далёкий 1989 год, когда Pink Floyd с незабываемым концертом были в Москве.

Теперь достаточно о музыке, тем более, я не музыкант, я даже нотной грамоты не помню, музыкальную школу не закончил, сольфеджио не для меня. ( Знаю только, что существует семь нот, как и семь цветов радуги! ) Обратимся к тому, чем немного владею – буквам, письменности.
Впервые письменность появилась у шумеров, в междуречье Тигра и Евфрата, в IV тысячелетии до новой эры. Первыми писцами стали шумерские вожди и жрецы, которым необходимо было подсчитывать, а потом распределять собранный урожай ячменя и полбы. Они и создали клинопись – пиктографическое, рисуночное письмо тростниковой палочкой на глине. А урожаи нужны были всё бОльшие в основном для того, чтобы производить пиво. Не меньше половины собранного зерна перерабатывалось на сусло для него. На древнейших шумерских глиняных табличках записан хвалебный гимн Нинкаси, богине – покровительнице пивоварения. Вот так: пиво, письменность, цивилизация!

Великий вавилонский властитель Хаммурапи в своём знаменитом своде законов установил предельные цены на пиво, за превышение которых торговца следовало утопить. А разбавляющих пиво жуликов надлежало упаивать собственным фальсификатом до смерти. (Ох, скольких бы сейчас следовало упоить, утопить!)

Пиво в древнейшие времена отличалось от нашего: оно не было хмельным, добавляли в него не хмель, а другие травы, содержание алкоголя составляло около 4%. Пиво не фильтровалось, его пили из глиняных сосудов через трубочки. Египетское обозначение «обед» состояло из двух иероглифов «пиво» и «хлеб». Говорить на пивную тему можно очень долго, но мы теперь оставим её и вернёмся к Древнему Шумеру.

В Месопотамии было изобретено колесо, появилось и совершенствовалось гончарное ремесло, строительство сначала из кирпича-сырца, потом из обожжённого кирпича жилищ, дворцов и храмов-зиккуратов. В Древнем Шумере возникло и расцветало изобразительное искусство, а также изготовление ювелирных украшений. А ещё там пели, играли на лире и флейте.
Там было создано первое дошедшее до нас литературное произведение – великая поэма «Эпос о Гильгамеше». Эпос слагался из отдельных шумерских мифов на протяжении многих веков, происходило это на тысячу лет раньше написания Библии, Ветхого Завета. Гильгамеш – это реальное историческое лицо, энси (царь, правитель) города-государства Урука в 2800 – 2700 годах до н.э. В дальнейшем его образ поэтизировался и мифологизировался.
Почему-то это величайшее произведение теперь почти забыто и вспоминается лишь специалистами, историками, филологами. А зря, его нужно помнить, в нём говорится о многом очень важном и для современного человека. Необходима его талантливая экранизация, анимация, забвение недопустимо.

Я не буду пересказывать его содержание, думаю, что лучше найти «Эпос» и самому с ним ознакомиться. Ведь там:
«О всё видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о всё проницавшем…»

И всё же об одном хочется отметить отдельно. Потрясённый гибелью верного друга Энкиду Гильгамеш отправляется к Утнапишти – единственному из людей, обретших бессмертие: «Я спрошу у него о жизни и смерти!»
Этот вопрос был задан почти за пять тысяч лет до знаменитого шекспировского «быть иль не быть?»
Гильгамеш был близок к достижению бессмертия, но траву вечной жизни у него похитил злокозненный змей. Очень похоже на более поздние происки коварного библейского змея, не правда ли?!

V.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама