2011
30 июня 2011 года из Владивостока вышло учебное парусное судно «Пальмира». Новый поход продлится достаточно долго и посвящён пятидесятилетию полёта Юрия Гагарина в космос и, непосредственно, 270-тилетию открытия русскими Аляски. Поэтому корабль зайдёт в американские порты на Аляске, в канадские порты и американские порты на центральном тихоокеанском побережье США, в том числе, в Калифорнии. И этому есть свои причины. Событие государственное, и подготовлено, и осуществляется на государственном уровне. Россия помнит.
1741 год, от которого считается 270-тилетие, дата приемлемая, но достаточно условная, наиболее придвинутая в будущее, к нашему времени. Есть данные о посещении русскими Аляски в 17 веке. Некоторые считают, что Аляска была достигнута группой участников похода Семёна Дежнёва, который в 1648 году, за 80 лет до Витуса Беринга (1728), прошёл по всему Берингову проливу, получившему своё наименование, всё же, в честь более позднего исследователя.
Ключевым является 1732 год, когда экспедиция М. С. Гвоздева и И. Фёдорова на корабле «Святой Гавриил», вышедшая из Камчатки 23 июля и исследовавшая острова Ратманова и Крузенштерна в Беринговом проливе, двигаясь дальше на восток, 21 августа увидела берега большой земли. Исследователи видели много юрт, горы в отдалении. Корабль ещё несколько дней плыл на восток, но высадка не состоялась из-за мелководья. Однако исследователям удалось поговорить с местным жителем, правда, с нашей стороны, переплывавшим пролив. Он сказал, что на том берегу живут люди такие же, как они. «Святому Гавриилу» пришлось возвратиться из-за течи судна. Эта экспедиция уже была, как и предыдущая Витуса Беринга (1728), целенаправленной научной, предпринимаемой правительством. М. С. Гвоздев был геодезистом. Выполнялось описание новых земель. Так что, следовало бы говорить о 279-тилетии открытия Аляски русскими.
В 1741 году началась самая грандиозная на тот момент в мире географическая экспедиция – Вторая экспедиция В. Беринга – А. Чирикова. На суше в Сибири в её организации принимали участие 5000 человек, на море – 600 моряков. Исследователям, помимо прочего, было дано задание приводить в российское подданство новые народы на новых землях. 4 июня два корабля вышли с Камчатки. Кораблём «Святой Павел» командовал Алексей Чириков. «Святым Пертом» - Витус Беринг (датчанин на русской службе). Выполняя определённое намеченное задание, два корабля потеряли друг друга в северо-восточной части Тихого Океана.
15 июля команда А. Чирикова на «Св. Павле» увидела землю, видневшиеся горы. Это был современный аляскинский остров Бейкер. Проплыв ещё некоторое расстояние, Алексей Чириков отправил на сушу две группы участников экспедиции (в общей сложности 15 человек). Никто не вернулся. Моряки видели на расстоянии лодки местных жителей. Предполагая, что случилось, и не имея на борту больше лодок и сокращающийся запас пресной воды, команда приняла решение отплывать.
Корабль «Св. Пётр» под командованием В. Беринга на полтора суток позже, 16 июля, достиг острова Каяк. Здесь сразу было принято решение высаживаться. И хотя на острове пробыли всего 10 часов, было описано 10 новых видов птиц, 160 видов растений. Видели и жилища местных жителей, но они были пусты. Решили, что местные жители или бежали, или приплывают на остров лишь с какими-то целями и живут здесь временно. В жилищах оставили подарки.
Полноценная встреча с коренным населением произошла намного западнее на острове Адак (Адах) и только в сентябре. Осуществила её команда А. Чирикова. Жителям вручили подарки. 12 октября «Св. Павел» вернулся в Петропавловск. Помимо 15 человек, пропавших на берегу, в пути умерло ещё девять. Покорение Аляски с самого начала требовало жертв. Хоронили там же на островах, которые от этого иногда и получали свои названия. Как, например, в ходе этого первого плавания – острова Шумагина. Трагично сложилась судьба «Св. Петра», команде которого пришлось зимовать на острове. Из экипажа умер 31 человек, включая В. Беринга, в честь которого и назван теперь остров.
Освоение новых земель – всегда сложный противоречивый процесс, который не может происходить совсем гладко, когда сталкиваются разные миры, разные мироощущения, особенно, на начальных этапах процесса. К чести России стоит сказать, что после боевых действий Ермака, всё освоение востока страны было, в целом, мирным. Стычки бывали. Они хорошо описаны в донесениях, челобитных, записках наших первопроходцев, изданных академически в сборниках древнерусской литературы (вся литература до Петра Первого – древнерусская). Нам удалось сохранить абсолютное большинство первоначальных народностей. В таком же ключе шло и освоение Аляски.
На первом этапе, включающем первое десятилетие 19 века, отношения не были всегда гладкими. Наблюдалось сокращение численности коренного населения. С начала 1840-х годов происходил рост численности коренных народов. Можно ли представить рост численности индейского населения в США даже в 20 веке? Когда американцы пришли на Аляску после покупки, они были удивлены грамотностью туземного населения. Причём, речь идёт об умении писать и читать, а не только говорить по-русски. Во время нашего присутствия на Аляске был даже разработан алфавит для алеутского языка. Исследователи считают, что это помогло сохранить многие местные языки до наших дней. На Аляске были школы, была и библиотека.
В нынешнем штате Аляска – 14,8% коренного населения. Самый высокий показатель из всех штатов, в большинстве из которых коренных, вообще, не осталось (300.000.000 – население США, 2.700.000 – индейцев). Такое положение на Аляске – итог того, что американцы туда слишком поздно добрались.
Убыточности Русско-американской компании, что, в том числе, привело к продаже, способствовала мощная социальная функция. Правда, это то, чем мы можем гордиться. Потому что доброе отношение драгоценнее финансовой необходимости, потому что встречается реже.
Вот какую цитату приводит А. В. Гринёв из записок ревизора П. Н. Головина: «Если компания нанимает алеута на год, или на два, с отъездом на это время на другие острова, то дает ему помещение, кормит его и платит от 250 до 350 руб. ассиг. жалованья в год. Само собою разумеется, что сироты воспитываются, а больные и старые, не имеющие семейств, призреваются на счет компании, и, кажется, колонии наши единственная страна в мире, где нет ни одного нищего. Благодаря устройству школ и заботливости управляющих, большая часть алеутов знают читать и писать, а в некоторых местах, как например, на о-вах Павле и Георгии, нет ни одного неграмотного. Вообще мы не нашли и тени того рабства или угнетения, о которых так много говорили нам в России. Скорее можно упрекнуть компанию в излишней заботливости, которая слишком приучила алеутов ходить на помочах и сделала их еще более беспечными». (Из путевых писем П.Н. Головина. — Морской сборник, 1863, т. LXVI(66), № 6, с. 313-314.).
Большинство коренных жителей современной Аляски имеют русские имена и фамилии. 13% населения штата – православные. Это, прежде всего, исконные народности, но не только. По опросам, 10% населения заявляют, что происходят от русских корней. Самое забавное, что, даже, во время Второй мировой войны находились посёлки, где никто не говорил по-английски, только по-русски.
Всё это опровергает мнения тех, кто говорит, что Аляска никогда не была полноценной частью страны, а лишь местом извлечения прибыли. Империя заботилась о своих гражданах и об увеличении их количества. На самых ранних этапах это трудно было проследить, но потом всё нормализовалось. А потом – всё сдали. После прихода американцев в 1867 году коренные жители и люди, происходившие от смешанных браков, лишились тех прав, которые имели в России. Некоторые из них позже даже покинули Аляску.
Освоение новой территории шло постепенно, как постепенно шло и продвижение русских всё дальше и дальше. Первое постоянное русское поселение на Аляске появилось в 1784 году. Поначалу не было и никаких границ, были лишь пределы русского распространения. Поселения наших первопроходцев появились на побережье современной Канады, на побережье нынешних американских штатов Вашингтон, Орегон и Калифорния. Так, 11 сентября 1812 года – через 4 дня после Бородинского сражения – в 129 км. к северу от современного Сан-Франциско была основана самая знаменитая русская крепость на американских берегах – Форт Росс. Это – крайний южный предел нашего распространения на американском материке.
Форт Росс никогда не был столицей Аляски, как считают некоторые. Просто, Аляске нужен был источник продовольствия. И вокруг крепости возделывались поля с пшеницей и овощами, существовала молочная ферма, была кожевенная мастерская, работала кузня, была маленькая верфь. В крепости жило 200 человек: 60 русских, 80 алеутов, остальные – индейцы, с Аляски и местные. На кладбище было похоронено 50 человек.
В 1815 году русское поселение возникло и на Гавайях на острове Кауаи. Это самый большой остров к северо-западу от центрального гавайского острова, на котором расположена столица штата. В 1816 – 1817 годах была построена Елизаветинская крепость или Форт Елизаветы (названо в честь Елизаветы, однако эпоха Александра Первого). Но в том же 1817 наши ушли с Гавайев. Причиной этого, как и иного в нашем американском продвижении, была не коррупция, как полагают некоторые. Коррупция сопутствует любым освоениям по причине удалённости, отсутствию полноценного сообщения и особой предприимчивости части тех, кто способен и едет осваивать. Если бы дело только в коррупции, не состоялась бы и Россия.
Просто, наши осознали, в том числе, и подсознательно, что прошли слишком далеко и нужно откатиться. Как откатывается прилив, дойдя до крайней предельной для него точки суши. Так устанавливаются, устаканиваются границы всех государств и всех распространений. Так произошло и с нашими владениями за пределами Аляски. И это было естественное и оправданное отступление, хотя Екатерина Вторая, по-видимому, не упустила бы и Гавайев. Весь вопрос в том, что Аляска и была тем естественным пределом страны, той исторически сложившейся настоящей, истинной частью России, которую можно и нужно было сохранить, и которую мы потеряли из-за ошибки, бездарности и глупости и ни за что.
[justify] В 1825 году был заключён договор с американцами, определивший южную границу нашего распространения. Так возникла южная граница современного штата Аляска. В 1826 году заключили договор с британцами, определив восточный предел нашего распространения. Так возникла восточная граница Аляски. Наши промысловики были не очень довольны, считая свои возможности выше. Американцы и британцы были довольны вполне. В целом, это было естественное определение естественно сложившейся территории освоения с учётом сил и степени влияния в заданных пределах. Это было справедливое определение границ.