(Из книги "Размышления. 101 день")
Кто я такой чтобы писать о таких «тонких материях»?.. Я - не богослов, не священнослужитель, ни даже, философ, в общепринятом значении этого слова. Я просто человек. Тем не менее я берусь за это. Основания?.. Я – человек. Правда, «пишущий человек». То есть иногда испытывающий определённую потребность изложить свои мысли и чувства на бумаге. Возможно, прежде всего, для структурирования собственных представлений о том или ином предмете. Ну и кроме того…. Я – человек. То есть существо априори, обладающее субстанцией, именуемой «душа» (если соглашаться с большинством религиозных доктрин, конечно). По-моему, достаточно.
И, все-таки, причины, для того чтобы «взяться за перо»…. Как уже сказано: возникла некая потребность разобраться в этом вопросе, прежде всего для себя самого. Потребность вполне определённая в плане – «желания», и в то же время, признаюсь, не вполне ясная и для себя самого в плане возникновения этого самого желания…. Возможно, пришло моё время – «о душе подумать»…. Не в плане, «моменто мори», но… всё-таки… У каждого – это своё время. И вовсе необязательно в преддверии смерти. А у иных это время вообще не наступает. Просто не возникает потребность.
В общем, будем считать – я буду проводить некую Личную Инвентаризацию. Инвентаризацию того, что у меня есть в соответствии с вполне определёнными Документами. А уж понадобится ли (или уж тем более «придётся по вкусу») данный мой опус, описывающий эту Личную Инвентаризацию, кому- либо ещё - дело третье. Ссылок на источники и цитат не будет. Это прежде всего мои личные представления, ощущения, убеждения, если хотите. Хотя, конечно следует отметить: в отношении религии, я – православный христианин. Может быть не слишком добросовестный, но по факту крещения и убеждениям, это безусловно так. И, без сомнения, это так же будет накладывать определённый отпечаток на мои «Размышления…», нравится это кому или нет.
Не следует ждать исповеди и покаяния. Всему есть свои время и место. И я не собираюсь публично препарировать свою личность со всеми её недостатками и комплексами. А с вот этого момента, пожалуй, и начнём….
Личность и душа не тождественны. В каком-то смысле личность более широкое понятие. Скажем так. В определённый временной промежуток душа является составной частью личности. Личность по мере взросления человека формируется, складывается, исходя из различных факторов: наследственность (природные задатки, причём как положительного так и отрицательно-го характера), воспитание, социальная среда, образование, личный и общественный жизненный опыт. Влияют ли эти факторы на душу?.. Безусловно. Например, деградация, может быть как, собственно, личностная, интеллектуальная, нравственная. Душевная деградация может рассматриваться как болезнь. Не только в психолого-психиатрическом плане, но и примерно в том аспекте (по аналогии), в котором православная церковь рассматривает грех. То есть грех - как болезнь. Например, термин «душевная пустота» - отнюдь не абстракция, а вполне определённое болезненное состояние души.
Естественно, и обратное: положительная динамика (если хотите, развитие) души. «Душа обязана трудится…» - не пустые слова. О душе следует заботится – также не иносказательная морфема.
Вернёмся к личности. Личностный опыт может как «обогащать» (не в материальном плане, разумеется), так и истощать и даже разрушать душу. Душа имеет определённый энергетический потенциал: так называемые душевные силы, которые при определённых условиях могут как и истощаться, так и расти.
Итак. Личность накладывает определённый отпечаток на душу. Душа – «чиста» или «не чиста» - своего рода критерий качества.
Душа может болеть, но болеть по-разному. «Болеть» (переживать) за кого-то, за что-то – безусловно затрата «душевных сил» (энергетического потенциала). Но эти душевные переживания (если они не приобретают психиатрический характер) закаляют душу, придают ей, как это ни парадоксально, новые душевные силы и даже новое положительное душевное качество (отдавая – приобретаем).
Душевная болезнь (в медицинском плане) - это зачастую болезнь и личности и души. К «распаду личности» может в конечном итоге привести и деградация души. И наоборот: к разрушению души может привести и де-градация (негативное нравственное развитие) личности.
Встает вопрос: душа бессмертна?.. Безусловно, да. Но состояние души в состоянии её распада (извините за тавтологию) и есть Ад. Поверьте, исхожу из собственного опыта (и да простит меня Церковь): некоторые проходят свой Ад ещё при земной жизни. Если хотите, Ад – это определённое состояние души. Как, наверное, и Рай. «Райское блаженство» - также определённое состояние души.
Выводы. При разрушении личности душа остаётся жить, но отнюдь не в здравом состоянии. При разрушении души личность уничтожается (утрачивается).
Рассмотрим соотношение понятий: душа и человек. Второе некоторым образом больше первого. Иными словами: человек - это сочетание души и тела. Душа в определённый (нам не ведомый) момент обретает тело (плоть). И через определённый временной период теряет его. Душа в отличии от тела бессмертна. Но эта аксиома верна только на настоящий момент. Ибо я верю: настанет день, когда души приобретут новые – бессмертные тела и человечество возродится в новом (прежде всего в духовном) качестве. Когда это будет – Бог весть!.. А потому вернёмся к «здесь и сейчас».
Человек в нынешнем его виде – «ветхий человек». Его качества и отличия от, собственно, души (как его «составляющей»):
Итак. Душа – бесплотна (не материальна, в определённом смысле - «духовна». Соотношение понятий «душа и «дух» рассмотрим несколько позднее…).Интеллект (разум) присущ как душе, так и человеку в целом, но, вероятно, в разных качественных спектрах. Инструменты интеллекта – чув-ства – вероятно, различны у человека и души. Мы и предположить не можем, какими чувствами обладает душа. Возможно, они в какой-то мере ис-пользуются и, собственно, человеком. Но скорее всего (я предполагаю) «при жизни» пребывают в латентном состоянии. Вряд ли, также земные чувства полностью утрачиваются по смерти. Скорее всего они приобретают новую качественную основу.
Эмоции (в отличии от чувств), на мой взгляд, неизменны в любом со-стоянии души.
Человеческая память (подчёркиваю – человеческая) - отнюдь не обязательная составляющая не только души, но даже и личности. Основание: человек, утративший память в результате травмы (ЧМТ) или болезни (склероз), далеко не всегда утрачивает личность.
Возможно, в определённый период (по смерти) душа не всегда сохраняет человеческую память (во всяком случае, в полном объёме). Я полагаю – это в воле Всевышнего. Так же верю, что при обретении нового – совершенного тела, память возвратится людям в новом – абсолютном объёме: человек будет чётко помнить каждое мгновение своего существования….
Соотношение: дух и душа. Вопрос: может ли быть душа бездуховна?.. Да. Душа может утратить свою лучшую часть – дух. В отсутствии духа – душа ущербна, больна. Бездуховная душа носит лишь сугубо индивидуальное («тварное») начало. Дух в душу привносится извне – от Всевышнего. Это лучшая часть нашей души. Ибо это то, что от Его Образа и Подобия. И это то, что, к сожалению, человек может утратить по собственной воле....
«Спасение души» - устойчивое словосочетание. И если следовать религиозным доктринам — это основное назначение жизненного пути человека. Свободой воли, данной нам свыше, нам предоставлен выбор: «погубить» свою душу либо спасти её. Погубить, естественно, ввергнуть её в Ад по смерти (Господь не наказывает, мы сами делаем свой выбор). Спасти, соответственно, обрести Рай. Естественное состояние души — пребывание в Любви. Спасение как процесс двусоставно. Спасает Господь, но лишь при приложении нами определённых усилий в следовании по Его Пути и при обращении к Его помощи.
Бог создал человека (и душу, как его составляющую) совершенным. В результате грехопадения Пращуров, все мы несём зёрна первородного греха. Это не означает, что мы несём ответственность за деяния предков — это всего лишь «наследственность». И только от нас самих зависит: раз-виться к изначально данному совершенству либо погибнуть. Путь к совершенству одновременно прост и неимоверно сложен: пребывание в Любви.
Моя душа — это моё истинное «Я» (в отличии от «эго»). Ещё точнее — Аз.
|