Все, кто интересуются отечественной историей и авиастроением, знают, что под руководством знаменитого советского авиаконструктора А.Н. Туполева было создано более сотни различных типов самолётов, как для гражданской, так и для военной авиации. Кроме того, на его самолётах было установлено 78 (!!!) различных мировых рекордов. Также, в КБ Туполева была воспитана целая плеяда знаменитых советских авиаконструкторов. А помимо всего прочего, на самолётах Туполева было выполнено около 30 выдающихся перелётов, каждый из которых отмечал целые вехи в развитии мирового авиастроения.
Но не все знают, что в числе других видных учёных и конструкторов Советского Союза, Туполев был репрессирован и почти 4 года - с осени 1937 года по лето 1941 года - фактически находился в заключении.
Причём, обвинение, выдвинутое ему было откровенно смехотворным. Великого конструктора обвиняли во вредительстве и связях с французской разведкой, которой он передавал авиационные секреты с 1924 года.
Обвинение было абсурдным ещё и потому, что «вредительство» приписывалось ему на разработанных своими же силами и знаниями моделях самолётов. А связи с французской разведкой, которой он якобы передавал собственные ноу-хау выглядели тем более бессмысленными, учитывая, что Туполев выезжал за границу в Германию, США и Францию и вполне мог остаться работать там, развивая собственные идеи в более благоприятной для конструкторской работы социальной среде.
Тем не менее, «...наш советский, самый гуманный суд в мире...» (как гласит знаменитая цитата из не менее знаменитого советского фильма) приговорил Туполева А.Н. к «15 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах, а также конфискации личного имущества».
Естественно, настолько ценный для советской власти «кадр» не был отправлен на сибирские лесоповалы или на колымские золотые прииски, а отбывал заключение в специальной закрытой тюрьме НКВД. Или, как официально именовалось то закрытое учреждение — «Конструкторское бюро НКВД - ЦКБ-29», которое в дальнейшем по понятным причинам получило своё неофициальное наименование - «Туполевская шарага»). Понятно, что в КБ «на благо родины» и в режиме фактической тюрьмы ненормированно трудились талантливые авиаконструкторы.
Из заключения Туполева выпустили только в июле 1941 года, после вторжения войск Третьего Рейха на территорию Советского Союза, а полностью конструктор был реабилитирован лишь в 1955 году, уже после смерти «отца народов и гения всех времен» И.В. Сталина.
Впрочем, всё это лишь короткая предыстория, имеющая целью напомнить читателям о том, в каких условиях трудился знаменитый авиаконструктор, чтобы максимально полно оценить «анекдотическую» ситуацию, о которой речь пойдёт ниже.
В конце 30-х годов прошлого века Советский Союз усиленно разрабатывал, как истребительную, так и бомбардировочную авиацию. Но разрабатывать полноценно сразу два различных типа авиации было достаточно «накладно», как в плане «распыления» материальных ресурсов государства, так и в плане интеллектуальных ресурсов авиаконструкторов. Кроме того, как гласит новейшая история, Советский Союз целенаправленно и полноценно готовился к наступательным «походам», чтобы принести освобождение всем трудящимся массам сначала в Европе, а затем и по всему миру. Потому, два типа авиации были фактически не нужны молодому Советскому государству.
Истребительная авиация предназначалась для господства в воздухе и уничтожения наземных и, в основном, военных целей предполагаемых противников. Бомбардировочная же оказывалась здесь совершенно лишней, так как предполагалось не бомбить объекты на территории противника, а получить их в целости и сохранности, передать рабочему классу, чтобы тот начал трудиться на этих предприятиях уже на благо построения коммунизма на всем земном шаре. Потому после долгих сомнений, Сталиным было принято решение свернуть серийное производство бомбардировочной авиации в промышленных объёмах и сосредоточиться в основном на истребительной авиации.
Тем не менее, с началом Второй мировой войны уже на территории Советского Союза и успехах немецкой армии на начальном этапе вторжения, стало ясно, что Красной Армии не обойтись без бомбардировочной авиации, так как на тот момент вопрос стоял не в сохранении промышленных объектов на территории занятой противником, а о принципиальном выживании молодого советского государства в целом.
В связи с этим бомбардировочную авиацию стали спешно «реанимировать», понимая, что без неё сложно будет достичь стратегического перелома в войне.
Именно в те критические для Советского Союза месяцы (и спустя совсем недолгое время после того, как Туполева выпустили из тюрьмы) и произошёл тот самый «забавный» (если опустить весь трагический контекст) разговор «отца народов» со знаменитым авиаконструктором.
...Сталин позвонил Туполеву по телефону и объявил, что принято решение пустить в серию его бомбардировщики, а также на каком направлении работы теперь нужно сконцентрироваться всему конструкторскому бюро.
- Товарищ Туполев, мы решили вновь пустить в серию ваши бомбардировщики, - как обычно, безапелляционно произнёс «отец народов».
- Товарищ Сталин, я же говорил, что бомбардировщики нельзя было снимать с серии! - воскликнул Туполев.
- А вы злопамятный! - удивлённо произнес Сталин. - Сами виноваты, что не настояли на этом в своей время.
- Товарищ Сталин, но что я мог сделать?! - спросил в отчаянии Туполев. - Это же был ваш приказ!
- Как это «что»? - искренне удивился Сталин? - Нужно было пожаловаться на меня в ЦК!
| Помогли сайту Реклама Праздники |