Там же на левом берегу Оки недалеко от музеев располагается школа, в которой когда-то преподавал К.Э. Циолковский. Все трое друзей учились в этой школе, чтобы потом поступить в институты. В данном повествовании нет места и времени говорить о школьных и студенческих годах друзей, впрочем, ряд событий просто нельзя умолчать и они появятся позже. А пока скажем только, что Серёжа по стопам отца пошёл в медицину, стал врачом-неврологом, Саша биологом, Игорь инженером.
Когда вернулись с прогулки в дом, Игорь стал рассказывать о сложности философских взглядов Циолковского. Великий учёный был, несомненно, материалист, как иначе можно делать разные приборы, устройства, конструировать дирижабли, изобретать космические ракеты?
- Но вот вопрос, был ли он при этом атеистом и коммунистом? Вопреки утверждениям официальной советской науки не был, - заявляет друзьям Игорь.
- У него жена, с которой он прожил долгую, трудную и верную жизнь была дочерью священника из Боровска, - вспоминает Серёжа.
- Да, его жена из семьи боровского православного священника, - подтверждает Игорь, - но суть не в том. Циолковский уважал нравственные посылы христианства, но отрицательно относился к церкви, как посреднице между Богом и человеком. Скептически смотрел он и на христианские таинства и догматы.
В юношеские годы Константин Циолковский самоучкой обретал в московских библиотеках все свои познания, потому что из-за глухоты, после перенесённой в детстве скарлатины, поступить в университет он не мог. Жил он на хлебе и воде в буквальном смысле слова. Здесь Константин близко познакомился с «московским Сократом», педагогом –новатором, библиотекарем и библиографом, религиозным мыслителем Николаем Фёдоровичем Фёдоровым. Свою фамилию Фёдоров получил по крёстному отцу, а на самом деле был внебрачным сыном князя П.И. Гагарина.
Никуда не торопясь, в течение многих лет он создавал своё учение, которое со временем стало известно как «Философия общего дела». Главной идеей Фёдорова стала патрофикация – воскрешение предков и расселение их в космосе. Он разработал проект обновления человеческого общества на основе дружественности людей, их объединённого сельскохозяйственного и промышленного труда: «не для себя, не для других, а со всеми и для всех».
«Философией общего дела» восторгались Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Владимир Соловьёв. Учение Федорова во многом повлияло на идеи Циолковского о необходимости освоения человеком космоса: «Земля – колыбель Человечества, но нельзя вечно жить в колыбели».
Константин Циолковский одухотворял Вселенную, то есть являлся панпсихистом, а не атеистом. Атом-дух является по Циолковскому первоосновой Вселенной, поэтому нет принципиальной границы между живой и неживой природой, между материальным и духовным.
- Константин Эдуардович рассуждал о возможностях высшего по отношению к человеку космического разума, о существовании во Вселенной небелковой, полевой (лучистой) разумной жизни. Он не только изобретал космические летательные аппараты, но и раздумывал о высшей внеземной жизни, О Боге, а также о потенциальном бессмертии человека. В христианство такие мысли не укладывались, скорее их можно соотносить с индийской религиозной философией, с реинкарнацией и буддизмом. Ему принадлежат статьи на религиозные темы: «Молитва», «Есть ли бог?», «Жизнь галилейского учителя Христа», «Научные основания религии». Грёзы о Земле и Небе калужского учёного и философа, ранее скрываемые официальной наукой, теперь являются открытыми для прочтения и осмысления для всех интересующихся.
- Калуга – удивительное место, где встретились две гениальные личности со взорами, устремлёнными в Небо и Вечность. В начале двадцатого века кроме Константина Циолковского здесь поселился Александр Чижевский, поэт, художник, учёный –энциклопедист, который стал основателем гелиобиологии. В голодные и жестокие годы становления советской власти в России они в буквальном смысле слова помогали выживать друг другу на берегу Вселенной. Чижевского называли русским Леонардо да Винчи, его избрали почётным президентом Первого Международного конгресса по биологической физике и космической биологии, который состоялся в 1939 году в Нью-Йорке. Главный его труд – фундаментальное исследование «Земля в объятиях Солнца». Александр Леонидович Чижевский номинировался на Нобелевскую премию, но получить её не удалось, вместо Америки и Швеции большевистская власть отправила его в Гулаг.
- Кроме развивающих русский космизм учёных нельзя забывать и о богословах и религиозных мыслителях, - замечает Сергей, - в первую очередь стоит вспомнить о Владимире Соловьёве и Павле Флоренском. Владимир Соловьёв родился в семье видного русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Он стал известен как поэт, философ, богослов, выдвинувший идею Софии – Души мира, то есть духовного космического совершенства. В своём учении он пытался преодолеть разногласия между православием и католичеством. Его идеи оказали большое влияние на многих русских поэтов, писателей, религиозных философов. Как считается, Владимир Соловьёв послужил прообразом Алёши Карамазова в знаменитом на весь мир романе Достоевского. Он сам умер в 1900 году, прожил всего 47 лет.
А Павел Флоренский получил известность как математик, учёный, изобретатель, потом стал священником и христианским философом. Особенно выделяется его книга «Столп и утверждение Истины. Опыт православной Теодицеи». Теодицея (богооправдание) – религиозная доктрина, которая объясняет управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие в мире зла. Флоренского по ложному доносу репрессировали, а в 1937 году расстреляли.
- Кого ни возьми – аскеты, мученики, даже святые...
- Если рассматривать обсуждаемую нами тему основательно и обстоятельно, если думать об истоках, то первым русским космистом следует признать Михайло Васильевича Ломоносова, - заявляет Игорь, - который не слыл аскетом, а тем более святым, любил и выпить, и закусить, и пошуметь, спесивых немецких академиков погонять.
- Можно ещё вспомнить далёкого от христианского подвижничества Александра Васильевича Сухово-Кобылина, - вставляет Серёжа.
- То есть автора «Свадьбы Кречинского»? – удивляется Саша, - а он - то здесь при чём?
- А как ни странно, при том, - парирует Серёжа, - больше всего он известен, конечно, как выдающийся драматург, но, оказывается, сей богач, аристократ и долгожитель, патриарх нашей истории и культуры всерьёз занимался философией. Он закончил философский факультет Московского университета, слушал курсы лекций в западноевропейских университетах, изучал и переводил Гегеля, создал собственную философскую систему «Учение Всемир». Его основная идея заключается в трёхэтапной эволюции человечества. На первом этапе существует теллурическое, земное человечество, заключённое в тесные границы земного шара. На втором оно становится солярным сообществом обитателей Солнечной системы. На третьем этапе человечество превращается в сидерическое (звёздное) и распространяется по всей бесконечности Вселенной.
Получается так, что христианство предоставляет нам своё видение человеческого мира, а космизм показывает пути преображения человека и мира.
Вся мировая история представляет собой космический процесс исхождения материи в дух, эволюционного движения к Богу.
Человечество занимает на некой вертикали срединное положение между высшим духовным миром и низшим миром невежества. Согласно своей космической судьбе оно должно подниматься по вертикали нравственного развития, совершенствования духовных способностей, развития тонкоэнергетических свойств.
Во время беседы о русском космизме друзья задумались об ужине, ибо одной духовной пищей сыт не будешь. Инициативу проявили Игорь и Саша, они кулинарами себя не считали, но обещали очень сытное и вкусное блюдо. Игорь и Саша почистили картошку и мелко нарезали её соломкой.
Потом Игорь стал нарезать достаточно большими кусочками розовато-белое сало с тонкими мясными прожилками, а Саша, морщась и даже плача, чистил и шинковал резкий, едкий лук.
В большой чугунной сковороде они стали жарить сало, переворачивая его и превращая в аппетитные шкварки. Засыпали в сковороду нарезанную картошку, посолили, и стали её жарить. В конце добавили туда лук.
Весь процесс занял около часа, а получилось весьма аппетитное и сытное блюдо.
Без картофеля русскую кухню давно нельзя себе представить, из него готовят сотни блюд, а жаренная на сале картошка с луком занимает среди них видное место. Особенно хороша она с квашеной капустой, солёными огурцами и водкой или настойкой. Друзья съели картошку, выпили калгановку.
- Небось, картофель все мы уважаем, когда с сольцой его намять, - вспомнил Серёжа Владимира Высоцкого, - но любишь кататься, люби и саночки возить, завтра будем сажать картошку.
Игорь и Саша выразили своё понимание и полную готовность к воспроизводству картофеля.
Но одного картофеля маловато, для полноты вкуса и насыщения необходимы сало, свинина.
Серёжа вспомнил, что раньше в Ромоданово чуть ли не в каждом дворе держали свиней, а забивали их чаще всего перед Рождеством. Впрочем, некоторые хозяева держали по две свиньи, одну забивали в начале ноября – на Октябрьские праздники, другую в начале января – на Рождество. Салом и мясом, таким образом, обеспечивали себя почти на целый год.
Серёжины родители свиней не держали, но он хорошо знал домашнее свиноводство по близким соседям. У немцев существует «швайнфест» - праздник по случаю забивания свиньи. В России такой праздник не менее распространён и любим, Серёжа участвовал в нём многократно.
Он может рассказать десятки историй про забивание свиней и связанных с ними сытных и весёлых, а иногда и трагикомических последствий. Про обычай пить свежую тёплую кровь под самогон, а потом закусывать только что опаленными, горячими свиными ушами. Очень хороша была гречневая каша с кровью и салом, ну, а уж потом поджаренная свинина-свеженина с картошкой.
Рассуждая о свиньях, как о гастрономическом объекте человеческого внимания, не стоит забывать и о том, что они одни самых умных животных на планете. Если заниматься с поросёнком, как с щенком, он не уступит в сообразительности собаке.
А ещё не стоит забывать о том, что по характеру питания человек и свинья нисколько не отличаются друг от друга; и люди, и свиньи - существа всеядные, пантофаги на латыни.
Свиньи очень близки к людям по своей физиологии. А по уровню агрессивности эти два биологических вида тоже один другого стоят.
Вспомнили за пасхальным ужином друзья также, что не обязательно выращивать свиней в домашнем хозяйстве, что можно охотиться на диких свиней и кабанов. Саша, Игорь и Серёжа участвовали в таких охотах, всем есть, что вспомнить, но главным охотником слыл ныне покойный отец Серёжи. Иногда такие охоты, особенно на матёрых секачей, становились смертельно опасными, но это уже другие истории.
VI.
| Помогли сайту Реклама Праздники |