Произведение «Пасха на берегу Вселенной. V»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 51 +1
Дата:

Пасха на берегу Вселенной. V

Там же на левом берегу Оки недалеко от музеев располагается школа, в которой когда-то преподавал К.Э. Циолковский. Все трое друзей учились в этой школе, чтобы потом поступить в институты. В данном повествовании нет места и времени говорить о школьных и студенческих годах друзей, впрочем, ряд событий просто нельзя умолчать и они появятся позже. А пока скажем только, что Серёжа по стопам отца пошёл в медицину, стал врачом-неврологом, Саша биологом, Игорь инженером.

Когда вернулись с прогулки в дом, Игорь стал рассказывать о сложности философских взглядов Циолковского. Великий учёный был, несомненно, материалист, как иначе можно делать разные приборы, устройства, конструировать дирижабли, изобретать космические ракеты?
- Но вот вопрос, был ли он при этом атеистом и коммунистом? Вопреки утверждениям официальной советской науки не был, - заявляет друзьям Игорь.
- У него жена, с которой он прожил долгую, трудную и верную жизнь была дочерью священника из Боровска, - вспоминает Серёжа.
- Да, его жена из семьи боровского православного священника, - подтверждает Игорь, - но суть не в том. Циолковский уважал нравственные посылы христианства, но отрицательно относился к церкви, как посреднице между Богом и человеком. Скептически смотрел он и на христианские таинства и догматы.

В юношеские годы Константин Циолковский самоучкой обретал в московских библиотеках все свои познания, потому что из-за глухоты, после перенесённой в детстве скарлатины, поступить в университет он не мог. Жил он на хлебе и воде в буквальном смысле слова. Здесь Константин близко познакомился с «московским Сократом», педагогом –новатором, библиотекарем и библиографом, религиозным мыслителем Николаем Фёдоровичем Фёдоровым. Свою фамилию Фёдоров получил по крёстному отцу, а на самом деле был внебрачным сыном князя П.И. Гагарина.
Никуда не торопясь, в течение многих лет он создавал своё учение, которое со временем стало известно как «Философия общего дела». Главной идеей Фёдорова стала патрофикация – воскрешение предков и расселение их в космосе. Он разработал проект обновления человеческого общества на основе дружественности людей, их объединённого сельскохозяйственного и промышленного труда: «не для себя, не для других, а со всеми и для всех».

«Философией общего дела» восторгались Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Владимир Соловьёв. Учение Федорова во многом повлияло на идеи Циолковского о необходимости освоения человеком космоса: «Земля – колыбель Человечества, но нельзя вечно жить в колыбели».
Константин Циолковский одухотворял Вселенную, то есть являлся панпсихистом, а не атеистом. Атом-дух является по Циолковскому первоосновой Вселенной, поэтому нет принципиальной границы между живой и неживой природой, между материальным и духовным.
- Константин Эдуардович рассуждал о возможностях высшего по отношению к человеку космического разума, о существовании во Вселенной небелковой, полевой (лучистой) разумной жизни. Он не только изобретал космические летательные аппараты, но и раздумывал о высшей внеземной жизни, О Боге, а также о потенциальном бессмертии человека. В христианство такие мысли не укладывались, скорее их можно соотносить с индийской религиозной философией, с реинкарнацией и буддизмом. Ему принадлежат статьи на религиозные темы: «Молитва», «Есть ли бог?», «Жизнь галилейского учителя Христа», «Научные основания религии». Грёзы о Земле и Небе калужского учёного и философа, ранее скрываемые официальной наукой, теперь являются открытыми для прочтения и осмысления для всех интересующихся.

- Калуга – удивительное место, где встретились две гениальные личности со взорами, устремлёнными в Небо и Вечность. В начале двадцатого века кроме Константина Циолковского здесь поселился Александр Чижевский, поэт, художник, учёный –энциклопедист, который стал основателем гелиобиологии. В голодные и жестокие годы становления советской власти в России они в буквальном смысле слова помогали выживать друг другу на берегу Вселенной. Чижевского называли русским Леонардо да Винчи, его избрали почётным президентом Первого Международного конгресса по биологической физике и космической биологии, который состоялся в 1939 году в Нью-Йорке. Главный его труд – фундаментальное исследование «Земля в объятиях Солнца». Александр Леонидович Чижевский номинировался на Нобелевскую премию, но получить её не удалось, вместо Америки и Швеции большевистская власть отправила его в Гулаг.

- Кроме развивающих русский космизм учёных нельзя забывать и о богословах и религиозных мыслителях, - замечает Сергей, - в первую очередь стоит вспомнить о Владимире Соловьёве и Павле Флоренском. Владимир Соловьёв родился в семье видного русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Он стал известен как поэт, философ, богослов, выдвинувший идею Софии – Души мира, то есть духовного космического совершенства. В своём учении он пытался преодолеть разногласия между православием и католичеством. Его идеи оказали большое влияние на многих русских поэтов, писателей, религиозных философов. Как считается, Владимир Соловьёв послужил прообразом Алёши Карамазова в знаменитом на весь мир романе Достоевского. Он сам умер в 1900 году, прожил всего 47 лет.

А Павел Флоренский получил известность как математик, учёный, изобретатель, потом стал священником и христианским философом. Особенно выделяется его книга «Столп и утверждение Истины. Опыт православной Теодицеи». Теодицея (богооправдание) – религиозная доктрина, которая объясняет управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие в мире зла. Флоренского по ложному доносу репрессировали, а в 1937 году расстреляли.
- Кого ни возьми – аскеты, мученики, даже святые...
- Если рассматривать обсуждаемую нами тему основательно и обстоятельно, если думать об истоках, то первым русским космистом следует признать Михайло Васильевича Ломоносова, - заявляет Игорь, - который не слыл аскетом, а тем более святым, любил и выпить, и закусить, и пошуметь, спесивых немецких академиков погонять.
- Можно ещё вспомнить далёкого от христианского подвижничества Александра Васильевича Сухово-Кобылина, - вставляет Серёжа.
- То есть автора «Свадьбы Кречинского»? – удивляется Саша, - а он - то здесь при чём?
- А как ни странно, при том, - парирует Серёжа, - больше всего он известен, конечно, как выдающийся драматург, но, оказывается, сей богач, аристократ и долгожитель, патриарх нашей истории и культуры всерьёз занимался философией. Он закончил философский факультет Московского университета, слушал курсы лекций в западноевропейских университетах, изучал и переводил Гегеля, создал собственную философскую систему «Учение Всемир». Его основная идея заключается в трёхэтапной эволюции человечества. На первом этапе существует теллурическое, земное человечество, заключённое в тесные границы земного шара. На втором оно становится солярным сообществом обитателей Солнечной системы. На третьем этапе человечество превращается в сидерическое (звёздное) и распространяется по всей бесконечности Вселенной.

Получается так, что христианство предоставляет нам своё видение человеческого мира, а космизм показывает пути преображения человека и мира.
Вся мировая история представляет собой космический процесс исхождения материи в дух, эволюционного движения к Богу.
Человечество занимает на некой вертикали срединное положение между высшим духовным миром и низшим миром невежества. Согласно своей космической судьбе оно должно подниматься по вертикали нравственного развития, совершенствования духовных способностей, развития тонкоэнергетических свойств.

Во время беседы о русском космизме друзья задумались об ужине, ибо одной духовной пищей сыт не будешь. Инициативу проявили Игорь и Саша, они кулинарами себя не считали, но обещали очень сытное и вкусное блюдо. Игорь и Саша почистили картошку и мелко нарезали её соломкой.
Потом Игорь стал нарезать достаточно большими кусочками розовато-белое сало с тонкими мясными прожилками, а Саша, морщась и даже плача, чистил и шинковал резкий, едкий лук.

В большой чугунной сковороде они стали жарить сало, переворачивая его и превращая в аппетитные шкварки. Засыпали в сковороду нарезанную картошку, посолили, и стали её жарить. В конце добавили туда лук.
Весь процесс занял около часа, а получилось весьма аппетитное и сытное блюдо.
Без картофеля русскую кухню давно нельзя себе представить, из него готовят сотни блюд, а жаренная на сале картошка с луком занимает среди них видное место. Особенно хороша она с квашеной капустой, солёными огурцами и водкой или настойкой. Друзья съели картошку, выпили калгановку.
- Небось, картофель все мы уважаем, когда с сольцой его намять, - вспомнил Серёжа Владимира Высоцкого, - но любишь кататься, люби и саночки возить, завтра будем сажать картошку.
Игорь и Саша выразили своё понимание и полную готовность к воспроизводству картофеля.
Но одного картофеля маловато, для полноты вкуса и насыщения необходимы сало, свинина.

Серёжа вспомнил, что раньше в Ромоданово чуть ли не в каждом дворе держали свиней, а забивали их чаще всего перед Рождеством. Впрочем, некоторые хозяева держали по две свиньи, одну забивали в начале ноября – на Октябрьские праздники, другую в начале января – на Рождество. Салом и мясом, таким образом, обеспечивали себя почти на целый год.
Серёжины родители свиней не держали, но он хорошо знал домашнее свиноводство по близким соседям. У немцев существует «швайнфест» - праздник по случаю забивания свиньи. В России такой праздник не менее распространён и любим, Серёжа участвовал в нём многократно.

Он может рассказать десятки историй про забивание свиней и связанных с ними сытных и весёлых, а иногда и трагикомических последствий. Про обычай пить свежую тёплую кровь под самогон, а потом закусывать только что опаленными, горячими свиными ушами. Очень хороша была гречневая каша с кровью и салом, ну, а уж потом поджаренная свинина-свеженина с картошкой.

Рассуждая о свиньях, как о гастрономическом объекте человеческого внимания, не стоит забывать и о том, что они одни самых умных животных на планете. Если заниматься с поросёнком, как с щенком, он не уступит в сообразительности собаке.
А ещё не стоит забывать о том, что по характеру питания человек и свинья нисколько не отличаются друг от друга; и люди, и свиньи - существа всеядные, пантофаги на латыни.
Свиньи очень близки к людям по своей физиологии. А по уровню агрессивности эти два биологических вида тоже один другого стоят.

Вспомнили за пасхальным ужином друзья также, что не обязательно выращивать свиней в домашнем хозяйстве, что можно охотиться на диких свиней и кабанов. Саша, Игорь и Серёжа участвовали в таких охотах, всем есть, что вспомнить, но главным охотником слыл ныне покойный отец Серёжи. Иногда такие охоты, особенно на матёрых секачей, становились смертельно опасными, но это уже другие истории.

VI.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Жё тэм, мон шер... 
 Автор: Виктор Владимирович Королев
Реклама