Предисловие: До сих в образованных кругах бродит идея о возможности прямой демократии, напоминающей афинскую тех давних времен, но на практике ничего не выходит даже у анархистов. Тем не менее, компьютерные технологии, как это кажется, наконец, предоставили ресурс в виде социальных сетей, недоступный ранее, обойтись без лживых и нерадивых посредников, которые почему-то оказывались в представительных органах, а после выборов и не думали выполнять обещания, данные избирателям.
Ключевые слова: демократия, народ, обыватели, сознание, самосознание, человек, цивилизация, власть, креативность, оппозиция.
Возможна ли прямая демократия?
Вообще говоря, сам термин «демократия» есть не более чем фикция, так как власть народа за время существования цивилизации ни разу не проявлялась в виде равноправного представительства всех слоев народонаселения во властных структурах. Появлялась лишь власть самозванцев, посланцев отдельных доминирующих групп или, якобы, представителей народа, тут же отделявшихся от населения, преследуя, прежде всего, собственные цели.
Да, и сам народ стать властью в том или ином виде просто не мог, так как само понятие «народ» ни о чем не говорит. Дело в том, что вся масса населения той или иной страны представляет собой группы, настолько отличающиеся по своим намерениям и интересам, что они доходят до полного непонимания между собой и даже враждебности.
К тому же, что прославляемый на всех перекрестках народ любой страны составляют большей частью обыватели, равнодушные ко всему, кроме себя. Их насчитывается, как минимум, 80 процентов. В число этих, в основном простых людей, входят не только угнетенные трудящиеся разного рода, которым, фактически, приходится не жить, а выживать, но и большая часть интеллигенции в силу того, что она находится на содержании власть имущих (см., напр., статью «В чем истинное отличие интеллектуалов от интеллигенции?». Низовцев Ю. М. Журнал «Топос». РФ. 02.09.2022).
Всё это достаточно внятно указывает на то, что эта часть населения, занятая по объективным причинам только собой, совершенно не претендует на присутствие во власти и даже очень часто не знает, кто находится у власти, в лучшем случае, собирая сплетни о своих властителях и послушно голосуя за тех, на кого укажут те или иные средства пропаганды (см., напр., статью «Что лежит в основе пассивности обывателей?». Низовцев Ю. М. Журнал «Топос». РФ. 07.11.2023).
Однако обыватели несут в себе не только отрицательный заряд. Они представляют собой тот динамит, который при срабатывании соответствующего запала, взрывается, принося иногда и для всего мира совершенно неожиданные последствия, как это произошло, например, в такой, сугубо крестьянской стране, как Россия в 1917 году, когда эти неграмотные или полуграмотные крестьяне, одетые в солдатские шинели, и у которых давно прошел патриотический порыв, дошли на практике до понимания бессмысленности участия в войне за Дарданеллы, то есть за чуждые им интересы, при отсутствии возможности вести собственное хозяйство, которое постепенно разваливалось без воюющих хозяев.
Они желали завершения войны и земельной реформы в свою пользу. Иначе говоря, накопившая неудовлетворенность их низшего (природного) сознания гибельной ситуацией, а также закономерно требующее справедливости самосознание желали немедленного разрешения ситуации, тем более что это казалось возможным в силу присутствия винтовок в их руках.
Именно эта причина послужила основой для поражения февральской буржуазной революции 1917 года в России уже осенью этого же года, победа которой не означала немедленного конца войны и проведения реформ в пользу крестьян. Закономерным результатом этой политики российской буржуазии, пришедшей к власти, явилось практически бескровное пришествие к власти в ноябре того же года сравнительно немногочисленной экстремистской партии большевиков, питающихся утопическими надеждами на скорую победу мировой революции с результирующими всевозможными благами для всех без изъятия. К этим благам, как полагали большевики, всех можно привести силой и соответствующей пропагандой.
Большевикам нетрудно было привлечь на свою сторону крестьян в шинелях, пообещав немедленно закончить войну, дать им землю безвозмездно, а в дальнейшем поместить в земной коммунистический рай (см., напр., эссе «О сущности народа в её проявлении в бунтах и революциях». Низовцев Ю. М. Журнал «Топос». РФ. 29.05.2024).
На власть не претендуют и не особенно интересуются теми, кто у власти, так же представители слоя творческих персон, но по другой причине. Они всегда заняты более интересным и перспективным для них делом – поиском более эффективных технических решений, попытками открыть новые законы в сфере науки и искусства, развитием культуры, совершенствованием бытовых условий населения.
Именно они довольно быстро по масштабам эволюции – за несколько тысяч лет – довели цивилизацию от использования стрел, копий и мотыг до полетов космос, коммуникации на любом мыслимом расстоянии, комфортных условий существования в различных климатических зонах, дали высочайшие образцы поэзии, прозы, театрального и изобразительного искусства (см., напр., статью «Кто же вносит основной вклад в развитие цивилизации?». Низовцев Ю. М. Журнал «Топос». РФ. 18.03.2024).
Однако претенденты на властные полномочия после возникновения цивилизации, основанной на правах собственности, находились всегда, причем одной и той же «породы», использующие для достижения власти любые приемы, отнюдь не нравственные – от напора и грубой военной силы до обмана населения, для которого, правда, ныне устраиваются демократические выборы из многих кандидатов, но они почему-то на поверку оказывались посланцами или представителями уже сформировавшихся властных элит, сохраняющих для них власть и соответствующие возможности по-прежнему эксплуатировать население, вести войны за ресурсы и бороться друг с другом за доминирование между собой и в мире ради, опять же, собственной приятной жизни в соответствии с получаемыми ощущениями от всех мыслимых благ вместе со своей многочисленной обслугой, напоминая тем самым верхние слои обычной стаи обезьян.
Но это властную элиту совершенно не беспокоило и не беспокоит, так как в сознании ее представителей всегда доминируют именно ощущения.
Действительно, представители любой властной элиты обладают такими неплохими качествами как энергичность, достаточное образование или опыт, высокая степень коммуникабельности, решительности, сообразительности, доминантности, хитрости, любопытства, настойчивости, способности к слаженным действиям, что характерно и для высших приматов.
Вместе с тем, трудно отрицать, что, в той или иной степени, эти люди в своем самосознании, которое не ограничивается оценкой только одних ощущений, намного хуже приматов. Они корыстолюбивы, лицемерны, коварны, беспринципны, бесчестны и необыкновенно изворотливы. И понятно обладание ими столь негативными особенностями, без которых вряд ли удалось любому и них удержаться на высоте власти, куда трудно забраться, но легко свалиться.
Властная элита получает в свое распоряжение все ресурсы государства, казалось бы, для целей развития страны, заботы о всех гражданах.
Однако препятствием этому является указанный выше отрицательный отбор госслужащих от президента до последнего клерка и прочих «серых кардиналов» власти.
Тем не менее, эти недостойные люди вместе с таким же обслуживающим их персоналом – от силовиков до чиновников – всегда находятся у власти во всех странах мира вот уже несколько тысяч лет, но, как ни странно, на первый взгляд, развитие цивилизации идет бурным ходом, и причина этому парадоксальному обстоятельству довольно проста: в обществе всегда находятся люди, больше их или меньше, но они, опять же, вследствие своего менталитета, то есть особенностей самосознания, не могут не взирать, по крайней мере, с осуждением на выходки властителей, составляя тем самым оппозицию.
Эта неформальная оппозиция сама не претендует на текущую власть, понимая, что включение в имеющуюся структуру власти, стремящуюся всегда извлекать, прежде всего, пользу для себя из подвластного населения, сделает их такими же негодяями.
Поэтому они, напротив, противодействуют ей, как минимум, борясь за права эксплуатируемого населения, а как максимум, за переустройство общества в структуру, справедливую для всех. Именно они, несмотря на свои утопические воззрения, в критические моменты истории пытаются вовлечь обывателей в ту или иную форму борьбы за свержение угнетателей, и именно благодаря их усилиям постепенно происходит смягчения нравов, а также проводятся реформы, облегчающие труд и жизнь населения в целом (см., напр., эссе «Почему странами правят недостойные люди?». Низовцев Ю. М. Журнал «Топос». РФ. 02.07.2024).
Таким образом, представители этой неформальной оппозиции властным элитам и ранее, и в настоящее время, несмотря на весь отрицательный исторический опыт, пытаются от века гармонизировать общественный строй, хотя изначальное равенство всех людей, в незыблемость которого все прогрессисты верили, опровергнуто сравнительно недавно учеными тем фактом, что все люди различаются в своем сознании как на основании определенных отличий в генотипе, так и, особенно существенно, по структуре мозга, и уравнять их поэтому невозможно, так как справедливость, собственные заслуги и понятие свободы, противоположное справедливости, они понимают по-разному (см., напр., эссе «Какую роль играет неравенство в человеческих сообществах?». Низовцев Ю. М. Журнал «Топос». РФ. 13.04.2024).
Очередной попыткой устроения представителями неформальной оппозиции, так называемой, «прямой демократии», является использование социальных сетей, которые за последние годы получили широкое развитие во многих странах мира, охватывая значительную часть образованного населения, которое посредством эти сетей, как считается этой частью, может выдвинуть во власть своих проверенных и честных кандидатов, и они смогут, наконец, отразить все чаяния масс и переустроить общество, сгладив, по крайней мере, его вопиющие противоречия.
Поэтому кинем взгляд на социальные сети и оценим их дееспособность в отношении гармонизации общества.
Социальные сети ныне представляют собой своего рода платформы в интернете, которые используются в этом виртуальном мире для знакомств на любом физическом расстоянии, создания особых отношений и связей между людьми, имеющими схожие цели и интересы.
В социальных сетях можно обмениваться информацией, используя совокупность различных сервисов и программ, повышая тем самым свою информированность, образование, профессиональную подготовку, а также формируя группы людей, объединенных общими интересами или целями для непосредственной связи между собой.
Таким образом, социальные сети позволяют создавать профили пользователей, устанавливать связи, обмениваться информацией, создавать сообщества, превращаясь тем самым в один из самых мощных инструментов для организации связей, непосредственного общения, обмена информацией на любом расстоянии.
Социальные сети характерны доступностью и актуальность контента, действуя, к тому же, так, что множество пользователей получает информацию из множества источников.
Со временем, был отмечен рост общественных организаций и движений, которые используют социальные сети в ходе развертывания критических ситуаций и для пропаганды своих идей, тем более что социальные сети позволяют наглядно сравнивать собственный уровень жизни, настроения и воззрения массы далеких по расстоянию людей, вырывая их из круга постылой и однообразной жизни и создавая перспективу более насыщенного и интересного образа жизни.
Естественно, обмен
|