Произведение «О возможности создания «плавильного котла» народов» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 26 +2
Дата:
Предисловие:


Попытки сближения народов до максимально возможного предела производились с ветхозаветных времен, но регулярно терпели крах, ставя перед нами загадку невозможности столь очевидного и выгодного предприятия. Только ли причиной неудач в создании подобного слияния народов является то или иное несходство людей, или эта причина лежит глубже?

 

Ключевые слова: человек, активное, пассивное, информация, сознание, эволюция, самосознание, цивилизация, креативность.

О возможности создания «плавильного котла» народов



Несколько тысяч лет назад в библии в виде притчи о строительстве Вавилонской башни была описана попытка объединить народы для достижения высокой цели, которая в итоге оказалась недостижимой как бы из-за языкового барьера.

Конечно, эту историю можно трактовать по-разному, но, в сущности, смысл ее сводится к тому, что не всегда определенные различия между людьми могут быть устранены для создания, например, «плавильного котла» народов.

Поэтому имеет смысл разобраться, какие различия являются неустранимыми, почему это так и к чему это подводит.

До сих пор, несмотря на попытку глобализации, народы планеты не слились воедино. Более того, даже в рамках одного государства различные этносы не желают сливаться в единое целое.

Весьма наглядно это было показано историей СССР

Коммунистическая партия этого государства сделала попытку формирования нового, советского человека, сплотив для этого всё население созданием невиданных ранее ни в каком государстве возможностей.

В частности, всё население было охвачено образованием вплоть до среднего уровня, и все желающие могли на конкурсной основе получить высшее образование; всем людям была предоставлена работа на самых льготных условиях; здравоохранение для всего населения было поднято до небывалого уровня в масштабах всей планеты; было установлено реальное равноправие между всеми людьми, невзирая на их расу или народность.

Тем не менее, это государство просуществовало сравнительно недолго. Оно, тихо распалось, несмотря на все его достижения, а после его распада эти замечательные советские люди довольно быстро разграбили все богатства государства, но в конечном итоге попали в кабальную зависимость к обругиваемому ранее ими капиталистическому окружению; также произошло разделение этого интернационального государства по национальному признаку, и люди в новых республиках вернулись к прежнему образу жизни: одни – к капиталистическому, другие, как в Средней Азии, к феодальному.

Другими словами, эта замечательная «Вавилонская башня» снова развалилась.

*

Но сначала отметим одну из основных причин того, вследствие чего, несмотря на все достижения науки в изучении эволюции человека как такового, и вместе с тем эволюции его мозга, до сих пор считается, что людей можно собрать под тем или иным лозунгом, дав им, к тому же, какой-то пряник, и они станут делать то, что в данный момент им предписано, невзирая на все их различия.

Этой причиной является одно из основных положений христианства – человек есть образ божий.

Именно это положение подвигло протестантов из Европы на попытку постепенного создания «плавильного котла» из эмигрантов и бывших рабов в форме объединения мелких государств Северной Америки в конфедеративное по форме государство - США.

Государство такого рода представляло собой в основном собрание выходцев из Европы, решительных, энергичных и недовольных регламентированной, несвободной как экономически, так и духовно затхлой европейской жизнью.

Им, как протестантам, нужна была свобода труда и плоды этой свободы, которые у них ранее несправедливо отбирались.

Поэтому они попытались устроить тот мир, который прежде всего соответствовал их религиозным (протестантским) воззрениям, главным из которых было освобождение труда, а его первым провозгласил Мартин Лютер.

Обратившись к истокам, Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин Библию, а не церковь.

Лютер также отверг противопоставление мирского и духовного, указав, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать, поскольку Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты и способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание (см., напр., Низовцев Ю. М. Почему и когда началась промышленная революция? и именно в Европе? Журнал «Топос». РФ. 22.10.2022).

Идея Лютера о том, что главным призванием человека является прилежный труд, раскрепостила появившуюся протестантскую общественность, позволив ей по-иному отнестись не только к труду, но и к его плодам, особенно новым.

В дальнейшем эта идея подвигла власть имущих к снятию запрещения на новинки техники и их использование.

Поэтому причиной Реформации, произошедшей именно в Европе, оказалась коренная прогрессивность христианства, в котором, в отличие от остальных религиозных направлений, изначально в Нагорной проповеди Христа было заложено противоречие между наличным бытием и «миром» иным – лучшим. Естественно, рано или поздно должна была появиться идея о «верном» приобщении к этому лучшему «миру» через усовершенствование существующего мира посредством эффективных трудовых усилий и их плодов для общего блага, что Бог не сможет не заметить непосредственно,

Как результат, эти последователи Лютера на новой территории, где никто им не мог препятствовать, стали перестраивать мир под себя, допустив самоуправление, равенство прав, устранив сословное разделение и объявив гражданские свободы.

Подобное демократическое общество равных возможностей, в котором, многое зависело, действительно, от качеств личности, раскрепостило народную инициативу и позволило начать ускоренный процесс экономического развития, выведя США довольно быстро по историческим меркам на первое место в мире сначала в отношении экономики, а после Второй мировой войны - на место мирового гегемона.

Подобные успехи вскружили голову властной элите США, и она с удвоенной энергией стала привлекать лучшие интеллектуальные и работоспособные силы в свою страну, закрепляя ее могущество, которое достигло пика после крушения ее основного соперника – СССР.

Кажется, вот оно наступило – локальное счастье и благополучие, правда, в значительной степени, за счет обирания остального мира, но ведь он сам виноват в своей отсталости и никчемности.

Но, буквально, тут же наружу вылезло, возможно, неожиданное для американцев, а именно то, что человек не совсем образ божий.

Значительная часть населения США, а это были в основном негры, метисы и прочее население, говорившее на испанском языке, перестала работать, так как их вполне удовлетворяло пособие, позволявшее им неплохо питаться, прекрасно размножаться и развлекаться в соответствии со своими довольно примитивными потребностями.

Властная элита США, представленная последнее время финансовыми воротилами, так же на потребу своему охлосу вывела основные производственные мощности в другие страны, инициировав тем самым в значительной степени безделье и «белого» населения страны, которое спряталось в сфере обслуживания, ничуть не заботясь о могуществе и процветании страны.

Одним словом, началось, довольно неожиданно не только для властной элиты США, но и для всего остального мира, разложение гегемона, которое, как бы печально это ни было для властной элиты США, удастся, в лучшем случае, замедлить, несмотря на попытки руководителей производственных мощностей США и его военно-промышленного комплекса восстановить потенциал страны, выразившиеся в настоящее время в противостояние республиканской и демократической партий.

Таким образом, становится очевидным, что знаменитый американский «плавильный котел», которым они так гордились, и в котором, как считала элита США, вполне удобоваримо сплавлялись все – от негров, бывших мексиканцев и китайцев до белых фермеров и представителей IT-технологий разных национальностей, на глазах лопается.

То есть США, нежданно-негаданно для себя, попали в ситуацию, аналогичную той, в которую угодил бывший противник США – СССР.

*

Оба эти примера наглядно указывают на то, что человек в своих сообществах предназначен не для того, чтобы, развившись до определенного предела, начать жить в благости, сытости и даже в торжестве творчества.

Неустранимыми препятствиями к этому, вроде бы, неплохому концу развития, что, само по себе, вообще-то, оксиморон, но идее которого следовали все великие мыслители человечества от Платона до Маркса, является прежде всего биологическое устройство человека, а оно, с одной стороны, тянет его к животному образу жизни, но, с другой стороны, в борьбе с альтруистичным самосознанием того же человека, которое требует благости и гармонии для всех, способствует развитию как самого самосознания человека, так и коллективистского самосознания его сообществ, и самосознание обоих типов действительно растет, достигая своего пика в сравнительно благоустроенной цивилизации.

Но эта благополучная во многих отношениях по сравнению с животным миром взаимного пожирания быстро развивающаяся цивилизация оказывается неустойчивой и довольно быстро разваливается по целому ряду причин (см., напр., Низовцев Ю. М. Что за изменения ждут нас в самих же нас? 2024. Монография «О причинах последствий человеческой активности». Глава 14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru).

[justify]Немалую роль в создании неустойчивости цивилизации

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
История обретения любви. Трилогия 
 Автор: Ашер Нонин
Реклама