Предисловие:
Вознеси молитвы к Богу
И Владычицы Земной
Перед тем, как стать свободным
Смерть познай что за спиной...
Кн.Щепин-Ростовский Д.А.
1826г.июнь 2 дня.
" Мы были слишком смелы, дерзки и наивны, чтобы долго жить... Таким образом говорить о разуме в действиях власти, не приходится господа офицеры..."
кн.Щепин-Ростовский Д.А. 1858г. октябрь 3-го дня.
НА КОГО РАБОТАЕТЕ ГОСПОДА? (отрывок)
* быль *
Тихий-тихий ход Луны
Скрип полозьев тянет Душу
Древний тракт блестит звездой
Тянет нас в сибирский омут
Забирая тянет в глубь
Топь невиданных просторов
Зарождая в сердце грусть
Раздирая Душу кровью...
Кн. Щепин-Ростовский Д.А. отрывок стихотворения "Возвращение"
Курган 1856г. декабрь месяц тридцатого дня. дикий холод.
" Ах, Лунин, Лунин! Сколько раз, Вы Михаил Сергеевич завещали нам, чтобы не играли со Свободою, как с девкой в прятки и не глумились своею дружбою с немцем, британцем и поляком. От них ложь, заговоры и смерть! Всё напрасно, ужасное уже свершилось. Прощайте. Мы, поверившие в Святыню Варшавского слова, вы понимаете о ком я, ввергли наших солдат и офицеров гвардии в дело, как сказал усмехнувшись при допросе узурпатор трона Николай Павлович:
"- Дело не прибыльное и шаткое по своему устройству и наивности. Вы господа русские глупцы и явно бунтовщики, по недоразумению господа, одетые в мантию Святых великомучеников, но сие церкви не признать, ибо я её голова с некоторых пор. И не вам перечить в сих устройствах и делах нашего трона. Служить России? И таким путём? Да Вы смеётесь! Россия, по велению Петра, рысью, галопом стремиться в Европу, и не сомневайтесь, вскоре всё здесь будет Парижем!".
Кн.Щепин-Ростовский Д.А. 1826 г. март месяц, второго дня. Из сообщения переданного матушке княгине Ольге Мироновне через полковника Лейб-Гвардии Финляндского полка Митькова Михаила Фотиевича (1791.03.-1849.23.10) по другому слову; солдатом охр. Рыбаконенко Афанасия и священника Стефана Яковлевича Знаменского, по случаю приезжавшего по делам церкви, и к своему родственнику справлявшего тогда службы в самой крепости.
В мрачной, чуть потаённой темноте рабочего кабинета майора Левашова, работавшего уже много часов при тусклом свете одинокой настольной лампы стоявшей на рабочем столе,над разработкой с учётом хитро заданных на последнем совещании инструкций, операции "Мушка". Проблем с этой, уже трижды отменяемой операции, было предостаточно. От неожиданных арестов в Житомире и Севастополе наших связных и агентов, до места передислокации партизанских отрядов в результате столкновений их с полицаями и абвер командами, подразделений вермахта в прифронтовых зонах. Да и название прошлого века настораживало руководство. Что иным, показалось такое странное название обречённым на неудачу,да и в самом начале обсуждения усугублённое немногими критиками кто был посвящён в разработку данной операции, С самого её начала, а она была предложением "скромного" начальника отдела майора Левашова, знающего весь аспект таких операций и их названий с прошлого века, но после разговора с начальником управления "Н....им", он понял что плевать в колодец из которого выпиваешь " пену " не стоит, ибо себе дороже обходится, и как-бы " воспринял это мещанское словцо " уже по другому. Оказывается, по мнению руководства присвоившее себе истоки и философию многих слов, было более точным указанием на саму суть и замысел его операции, скрывавшей особое назначение для всех посвящённых в её предназначение.
(-Эта операция до сих пор находилась под грифом секретно, но в ближайшие полсотню лет вряд ли будет озвучена в полной мере, хотя-то, что можно о ней косвенно вспомнить мы выжали и расскажем. "Любые совпадения случайны"- автор).
Левашов,отлично знавший историю русской контрразведки с самых её истоков, устало усмехнулся такому, как-бы некоему "случайному" совпадению в звучании имени его плана и прошлому. Само прозвище "МУШКА", было вовсе не случайным нововведением русской контрразведки генерал-майора Н.С.Батюшина, обозначающее паутину русской разведки против агентов европы, теперь уже далёкий 1915 год. Когда в 1914 году началась 1-я Мировая война, контрразведка царской России была почти обезличена в своих кадровых возможностях и выполнении каких либо успешных операциях против своего противника Германии, хотя успехи безусловно были,один из них разоблачение одного из их агентов в генштабе русских войск поставлявших немцам и англичанам сведения об артиллерии русских и планах генштаба.
Статья 108 Уголовного уложения Российской империи определяла ответственность за государственную измену.Под изменой понималось « способствование или благоприятствование неприятелю в его военных или иных враждебных действиях против России ».
За сие преступления, как не раз проводя с личным составом совещания в отделе, Николай Степанович Батюшин говорил:
Предупреждаю всех, изучая дела, представленные нам фронтовыми агентами, надо кроме собеседований с подозреваемыми, надо их ознакомить с последствиями правонарушения законов войны и что за сей фрагмент их биографии следует и предусматривалась срочная каторга. Если же господа государственная измена оказала существенное содействие неприятелю либо с изменнической целью совершено убийство, виновный
наказывался бессрочной каторгой. Однако при том, сама статья содержала ряд квалифицирующих признаков, при наличии которых виновный наказывался смертной казнью. И так господа поясню более просто и понятливо:
первое : - предание или покушение на предание (измену) неприятелю армии или флота; склонение или подговор отряда войска к переходу на сторону неприятеля (оставление воинской части); насильственное сопротивление российским военным силам или нападение на них; убийство начальствующего ( командного состава части) - армией, штабом, отрядом войска либо лица, заведомо исполняющего важные военные поручения, а также предание данных лиц неприятелю (с интересуещей врага информацией-любых документов); истребление военных складов, приведение в негодность путей сообщения и средств связи; шпионство.
И в заключение господа слушатели,будьте внимательны и зарубите в памяти на всё время военных действий; и так, наказанию по статье 108 Уголовного уложения подлежит военнослужащий и иное гражданское лицо, совершившее государственную измену в отношении союзного с Россией по оружию иностранного государства, в данном случае Германии.
... Штаб 6-й Армии располагался в то время в Петрограде и его начальником был генерал-майор М.Д. Бонч-Бруевич. Контрразведка отдела Главного Управления Генштаба, состоящая из четырёх отделов, была мало способная и состояла всего лишь из 37 человек, в своём большинстве боевых армейских офицеров, знавшие как воевать, а не как определять врага в "армейских кругах". Доносительство и слежка за своими товарищами-офицерами, для русских дворян претило их чести и совести, что затрудняло работу армейских отделов. Даже сам генерал-майор Батюшин Николай Степанович, возмущённый отношением штабных "клерков" генштаба к воен отделу и контрразведке, писал свои прошения к самому государю, но ничего практически не поменялось, а потом царская власть пала и агентура контрразведки растаяла в бескрайних просторах бушевавшей в революционной борьбе стране. Главе ЧК, Ф.Э. Дзержинскому пришлось на почти голом месте создавать и восстанавливать картотеки на преступников и агентов полиции, лиц контрразведки. Он создал и отстроил новые органы для защиты рабоче-крестьянского социалистического государства, свои структуры ЧК, ОГПУ и прочие отделы чрезвычайных органов для жестокой и
беспощадной борьбы с врагами революции, которые с успехом противодействовали профессионалам разведок Британии, Германии и практически всей Европы...
Наступавший осенний рассвет, сгущая уставшую ночь и похожее на кисель муть утра, пасмурного и дождливого, заставил майора Левашова отвлечься от документов и своих воспоминаний. Он безучастно, мельком посмотрев в окно, потом с облегчением потянулся в кресле, понимая, что работа завершена и окончательно прикрыл папку с разработкой операции "МУШКИ", или как непроизвольно он невовремя съязвил, брякнув соседу-сослуживцу на проходившем в субботу совещании:
"-Мушки Кукушки,дьявола побрякушки".Тогда ему досталось ото всех присутствующих, и что характерно более всего от генерала, неожиданно для всех присутствующих весело рассмеявшегося и даже гламурно поблагодарившего его за несвоевременный юмор в "штанишках". Вспомнив об этом сейчас, чекист грустно,совсем по стариковски усмехнулся,так как после совещания, многие из сотрудников выходивших из кабинета начальника, жали ему руку в знак благодарности, ибо генерал, рассмеявшись наверное понял, что всё таки пора заканчивать разборки
кадровиков и приступать к прямому выполнению требований поставленных руководством НКВД и Верховного.
Посмотрев на часы, которые показывали восемь утра,майор вызвал к себе адъютанта капитана Ермоленко и приказал тому, чтобы тот к десяти часам отчитался о лицах отдела вызванных на сегодня. Главным объектом его интереса сегодня был начальник группы диверсантов капитан Леганов Олег Петрович. С его спецгруппой возникли проблемы, один из радистов сломал ногу и его срочно надо было заменить, а это на
сегодня для него было проблематично, так как и так дважды переносили отправку группы, а тут опять задержка, минимум на три-четыре дня.
Ровно в десять часов, адъютант Ермоленко доложил о прибытии капитанов: Леганова Олега Петровича и Смирнова Алексея Николаевича, старшего лейтенанта Энгельберга Лорда Карловича, командира отдельной спецгруппы разведки.
В кабинет Левашова вошли два капитана и старший лейтенант,оказавшиеся полными противоречиями друг к другу.Капитан Леганов Олег Петрович, высокий, огромного роста, пожалуй даже больше двух метров, с мощными, крепкими, окрученные мышцами-бицепсами, как лапы медведя руками. Руки клешни, как говорили о нём с уважением чекисты в управлении. При всей его огромной фигуре, его полное лицо было необычайно добродушно и даже красиво, какой-то своей могучей богатырской красотой, словно Илья Муромец с картины "Три богатыря". Известен он был Левашову ещё с времён киевского окружения и их выхода к своим. Как отмечали многие сослуживцы отдела, достойный командир разведчик и боец.
Другой капитан, Алексей Смирнов, был скромного среднего роста, очень крепкой, коренастой фигурой, с умными голубыми глазами на тонком, с чертами учёного "ботаника" лицом. Он, при своих сорока пяти годах, был более похож на некоего запоздалого студента и любимца красной профессуры. Участник первой мировой и гражданской, бывший военком, репрессирован в тридцать седьмом, кандидат в ЦК Казахстана и прочее, прочее. На первый вид прямой грешник и вольнодумец, но гений решения штабных задач при боевых операциях в тылу противника. Говорили
что даже был знаком и вёл переговоры с батькой Махно. О нём тихо поговаривали в кулуарах, что он дворянин и его нынешняя фамилия дана специально, кажется даже по его дальней родне, самим Дзержинским, для специальной оперативной работы в тылах врангелевцев. Чудная и опасная биография для любого военного, тем более для чекиста, но для него это обычная работа. Он был даже женат по заданию ЧК,то ли на белорусской дворянке какого-то царского офицера контрразведки, то ли на бывшей жене того...ныне не до этого обсуждения. Майор
|