Произведение «Анка и пустота (окончание)»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Сборник: Анка и пустота
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 49 +2
Дата:

Анка и пустота (окончание)

Люденшайд: новый дом

С нового взгляда на жизнь начался другой этап в её поисках. Это было не отказом от людей или от общения, а скорее переосмыслением того, как она хочет жить рядом с ними. Анка стала меньше бояться изменений и перемен, словно поняла, что каждое событие — это лишь ещё одна страница, а не весь рассказ.
Однажды она позвонила мне вечером, почти радостная.
— Ты не поверишь, но я решилась! — воскликнула она, даже не поздоровавшись.
— На что?
— Я снова поеду в Люденшайд. Помнишь, я рассказывала, как мне там хорошо? Хочу вернуться, но на этот раз не на несколько недель, а возможно, на несколько месяцев. Мне предложили работу в театре: помогать с организацией спектаклей.
Я удивилась. Анка казалась мне человеком, который предпочитает держаться на расстоянии от долгосрочных обязательств.
— И как ты решилась?
Она помолчала, словно обдумывая свои слова.
— Я устала бегать. И поняла, что, может быть, дело не в месте, а в том, чтобы дать себе возможность задержаться. Попробовать. Посмотреть, что получится."
Её решение оказалось поворотным. Она уехала через неделю и почти месяц не звонила. Я уже начала волноваться, как вдруг получила от неё письмо. Настоящее, бумажное.
"Дорогая", — писала она. — "Ты не представляешь, как мне здесь хорошо. Люденшайд оказался тем, чем я надеялась его увидеть. Люди здесь не просто приветливы — они искренни. Я впервые за долгое время чувствую себя частью чего-то настоящего. Я помогаю с постановкой детского спектакля, и мне нравится эта работа. Здесь я не обязана быть кем-то, кроме себя. Это странное чувство, но оно напоминает свободу".
Через несколько месяцев я получила ещё одно письмо, в котором она рассказывала, что начала дружить с женщиной по имени Хельга, хозяйкой местного книжного магазина. Хельга пережила много потерь, но сохранила любовь к жизни. Они стали часто встречаться за чаем и разговаривать обо всём — о книгах, о прошлом, о планах.
"Она не пытается меня исправить", — писала Анка. — "Просто слушает. И это самое ценное, что я могу сейчас получить".
Жизнь начала обретать новый ритм. Анка больше не гналась за близостью, не пыталась заполнять пустоту любой ценой. 
Когда я приехала навестить её в Люденшайд, она встретила меня на вокзале с корзинкой цветов и с блестящими глазами. Мы провели весь день, гуляя по городу, разговаривая, смеясь.
— Ты счастлива? — спросила я её в конце дня.
Анка задумалась, а потом кивнула.
— Я довольна. Это, наверное, и есть счастье. Перестала бояться того, что у меня есть. И перестала желать того, чего у меня нет.


Голос прошлого

Осень в Люденшайде была особенно тёплой, но в воздухе уже чувствовался предвестник зимнего ветра. Анка пригласила меня на неделю, и я с радостью согласилась. Анка казалась умиротворённой, но за лёгкой улыбкой я замечала тени — что-то невидимое снова терзало её душу.
— Я получила письмо от мамы, — сказала она на третий день моего пребывания. 
Мы сидели в её уютной кухне, а за окном мрак раннего вечера укутывал город.
— Что-то случилось?
Анка вздохнула и нахмурилась.
— Мама хочет, чтобы я вернулась. Считает, что я зря трачу время. Что моя жизнь в Люденшайде — это не жизнь, а уход от ответственности.
Я знала о её сложных отношениях с матерью. После объединения Германии Анка долго жила под её опекой, и связь их была крепкой, но тяжёлой, как старые цепи.
— Ты хочешь вернуться?
Анка покачала головой:
— Нет. Но я чувствую вину. Боюсь, что подвожу её. И ещё боюсь, что она права.
Мы долго молчали, слушая, как ветер колышет старые ставни.
— Думаешь вернуться? — спросила я осторожно.
— Если вернусь, это будет шаг назад, — сказала она, глядя в окно. — Но если не вернусь, буду всю жизнь чувствовать, что бросила её.


Шаг к свободе

Следующие несколько дней Анка была сама не своя. Она почти не говорила, а её обычно лёгкие шаги по дому звучали тяжело. Она продолжала работать над спектаклем, но её тревогу чувствовали даже дети, с которыми она репетировала.
На четвёртый день Анка пришла в книжный магазин к Хельге и села за чай.
— Хочу поговорить, — сказала она, держа чашку в руках, как будто её тепло могло утешить.
Хельга, как всегда, слушала молча. Она не перебивала и не давала советов, но её молчание было таким внимательным, что Анка начала рассказывать сама:
— Я всю жизнь стремилась быть хорошей дочерью. Но теперь я чувствую, что это требование поглощает меня. Я хочу быть хорошей для мамы, но это значит перестать быть собой.
Хельга кивнула, и, казалось, в этом жесте было больше понимания, чем в тысяче слов.
— Думаю, что ты знаешь ответ, — наконец вымолвила она.
На другой день Анка решила позвонить матери. Я не слышала, о чём они говорили, но видела, как Анка сидела в саду, сжимая телефон, как якорь, который не даёт ей упасть.
После разговора глаза её были красными, но лицо светилось какой-то странной ясностью.
— Сказала ей, что останусь здесь, — сообщила она. — И знаешь, что самое удивительное? Мама приняла это. Сказала, что это мой выбор, и она уважает его.
Анка улыбнулась, но в её улыбке была усталость.
— Это не значит, что я больше не чувствую вины. Но это значит, что я выбрала себя. И это, наверное, самый трудный выбор из всех.
Разговор с матерью стал для неё новым испытанием и новой победой. Анка не только смогла постоять за себя, но и увидела, что честность, даже болезненная, может освободить.

Успех

Анка словно сняла с себя невидимый груз, начала жить с большей лёгкостью, но её дни были по-прежнему наполнены мелкими ритуалами, приносившими радость.
Каждое утро она вставала рано, чтобы пройтись по парку. Люденшайд начинал пробуждаться: первые прохожие, дым из труб, запах свежего хлеба. Анка любила наблюдать за городом, который, казалось, принимал её такой, какая она есть.
— Видишь это дерево? — спросила она меня как-то утром, показывая на старую липу. — Его корни идут глубоко, но оно растёт вверх. Думаю, что мы должны быть такими же: помнить о своих корнях, но не позволять им нас удерживать.
Работа в театре стала для неё не только занятием, но и способом раскрыть себя. Анка с восторгом рассказывала мне о детях, с которыми репетировала.
— Они удивительные. Каждый раз учат меня чему-то новому. Один мальчик, к примеру, на репетиции отказался читать текст. Я спросила почему, а он ответил: "Я не хочу говорить то, чего не чувствую". Представляешь? Десятилетний ребёнок, а уже знает о себе больше, чем многие взрослые.
Но настоящим испытанием для Анки стало участие в большом проекте театра. Это была постановка для местного фестиваля, и ей предложили вести одну из команд — создавать костюмы для актёров.
— Я боялась, — призналась она. — Боялась, что у меня не хватит навыков, что я подведу их. Но потом подумала: если я не попробую, то никогда не узнаю, на что способна.
Работа над костюмами оказалась не только вызовом, но и источником новых открытий. Она часами сидела за машинкой, примеряла ткани, экспериментировала с цветами, иногда работала с детьми, которые с восторгом помогали ей, вырезая и раскрашивая элементы костюмов.
— Дети напоминают мне, что всё можно сделать игрой, — говорила Анка.
Когда настал день премьеры, Анка выглядела спокойной, хотя я знала, что она волнуется. Постановка прошла на ура, и костюмы, созданные её командой, вызвали восторг у зрителей.
После спектакля Анка стояла в холле театра, окружённая детьми и их родителями, благодарившими её за труд. В глазах Анки светилось что-то новое — гордость. Не та, что приходит от признания, а та, что рождается внутри, когда понимаешь, что преодолел свои страхи.
— Я всегда думала, что успех — это что-то внешнее, — сказала она мне позже. — Но теперь знаю, что успех начинается внутри. Когда перестаёшь сомневаться в себе и просто делаешь.
Жизнь в Люденшайде продолжала раскрываться новыми красками. Анка больше не гналась за смыслом, не пыталась заполнить пустоту всеми доступными способами, а начала находить радость в том, что просто есть, в том, что она просто делает, что просто дышит.

Продолжение следует

Год спустя я снова приехала в Люденшайд, чтобы увидеть Анку. Город встретил меня прохладным солнечным утром. Анка ждала меня у вокзала в своём неизменном широкополом шляпном уборе, с корзинкой яблок из местного сада.
— Ты выглядишь как-то по-другому, — я не могла подобрать слова, чтобы выразить впечатление, которое производила на меня Анка.
— По-другому? — переспросила она.
— Ты спокойная. Лёгкая. Как будто ты перестала бороться.
Она засмеялась, как человек, который многое понял, но не спешит делиться своими прозрениями.
— Я не перестала. Я просто изменила способ борьбы. Теперь я не пытаюсь победить жизнь. Я пытаюсь жить с ней в согласии.
Мы гуляли по узким улочкам Люденшайда, заходили в её любимый книжный магазин, где Хельга угостила нас крепким кофе. Анка показывала мне мастерскую в театре, рассказывала о новых детских постановках. Я почти не узнавала в ней прежнюю женщину, которая всегда стремилась заполнить пустоту бесконечными делами и заботами.
— Ты больше не боишься одиночества? — спросила я её, когда мы сидели на лавочке в парке.
— Я его уже не чувствую, — был ответ. — Пустота всё ещё рядом, но теперь я знаю, что она не враг, а друг. Пустота даёт мне место для нового. Когда я перестала бояться её, я перестала бояться себя.
Анка рассказывала, как изменилось её отношение к близости. Теперь она не требовала от людей полного понимания, не ждала, что они заполнят её, а просто принимала их такими, какие они есть.
— Я больше не ищу идеальных отношений. И это самое освобождающее, что я когда-либо чувствовала. Мы не обязаны быть для других всем. Мы можем быть частью их пути. И этого достаточно.
У Анки больше не было ни тоски, ни сомнений. Она больше не искала ответов, потому что научилась жить с вопросами.

Анка остаётся для меня символом человека, который, пройдя через страхи, сомнения и поиски, научился находить смысл не в будущем, а в каждом настоящем моменте. Она не перестала искать, но её поиск перестал быть борьбой. Он стал её способом жить. Жизнь Анки не стала завершённой историей, а продолжала быть процессом, движением. И в этом движении была её гармония. 
У историй людей, обретших себя, нет конца. Есть только продолжение.

Реклама
Обсуждение
01:38 16.12.2024(1)
1

В  наших  жизнях можно найти много похожего .
09:31 16.12.2024
1
Да, точно! 
17:09 14.12.2024(1)
2
Ключевое здесь предложение( мое мнение)-это: "Теперь я не пытаюсь победить жизнь. Я пытаюсь жить с ней в согласии" Алёна, мы все здесь живём в матрице, её нельзя победить, но, договориться с ней можно.... И умные, именно с ней договариваются...Вы невольно дали это понять, мне для объяснения другим( если-это  кому интересно)... С уважением.
17:26 14.12.2024
Спасибо, Станислав! Мне - очень интересно.
06:15 14.12.2024(1)
2
Отличный психологический рассказ. Заставил саму задуматься и пришла к выводу, что часть жизни схожа с жизнью ГГ.
06:26 14.12.2024(1)
1
Нурия, спасибо! 
06:51 14.12.2024
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама