Произведение «Размышления о коррупции» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Читатели: 23 +1
Дата:

Размышления о коррупции

 

На одном из телевизионных шоу, которых сегодня, кстати говоря, на всех каналах великое множество и на любой вкус, зашел разговор о коррупции. На телеэкранах теперь стало модным бороться с коррупцией, которая, как известно, процветает среди нас как плесень в темном сыром туннеле и вывести ее дело весьма затруднительное. Слушая уважаемых экспертов от политики и экономики понимаешь, как глубоко увязли мы в этой непростой проблеме и просвета в конце этого заплесневелого туннеля не наблюдается.

 

Что же такое коррупция и почему вокруг нее столько шума? Попробуем разобраться. Слово corrumpere в переводе с мертвого латинского языка  обозначает растлевать, а схожий термин corruptio есть ни, что иное, как подкуп или порча. Понятно, о чем идет речь? Подкуп должностных лиц, через их порчу, вызванную непомерной жадностью и продажностью. Тогда правомерно возникает следующий вопрос, где в стране обитает эта популяция? Кто самые главные коррупционеры? Странный вопрос, скажете вы. Ну, конечно же, люди от власти: депутаты, министры, судьи, чиновники разных мастей. Простому человеку никто взятку не даст. За что, спрашивается? За какие такие потуги? Что с него можно получить? А с чиновников понятно, что надо. На распределении сидят. Там земельный участочек выделят не бесплатно под застройку, тут, от уголовного дела отмажут, отмоют, отчистят.

 

Соответственно и благодарность за подобные услуги полагается не малая. Прикрыл, к примеру, человечка от уголовной ответственности, отпустил восвояси, смотришь, на эти отпускные и отдохнул на Мальдивах. Вот где самый спрос на взятки и прочие незаконные денежные доходы, которые, говоря деревянным бюрократическим языком, государственные чиновники вымогают у граждан ради личного обогащения. Поэтому в борьбу чиновников с коррупцией верится с трудом. Вообще не верится. Что они, самоеды, что ли? Почему? Ответьте на простой вопрос - кто больше всех озадачивается борьбой, с расцветающими пышным цветом взяточничеством, вымогательством и другими антисоциальными явлениями? Ну, конечно, те же депутаты, министры, судьи, чиновники. Кто же еще? Потому и не верится.

 

Народ это отлично понимает и через подобную аморальность начинает ненавидеть власть держащих, прохладно относиться к законам, перестает доверять партнерам и кому бы то ни было вообще. А сделать ничего не может. Коррупционеры хорошо организованы системой, а люди разобщены. Да и по классику народ, как известно, «безмолвствует».

 

Нет, на заре цивилизации начиналось все не так уж и плохо. Как утверждают историки, коррупция расцвела пышным цветом на вполне невинной традиции - обычае делать подарки, исключительно ради того, чтобы добиться расположения руководства племени. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал быстрейшему рассмотрению удовлетворению его слезницы. Каждому приятно, когда есть, что дать, и что-то за это получить взамен. Какой смысл давать просто так? Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

 

В наше время к такому событию отношение не однозначное. Преподнесет подчиненный дар начальнику: то ли, за хорошее отношение, то ли за помощь в попытке процарапаться по карьерной лестнице, тогда да, есть что-то похожее на коррупцию. А с точки зрения родоплеменных отношений, как мы уже отмечали выше, это вообще норма первобытной жизни.

 

Возьмем другой случай. Подарит, к примеру, молодой человек девушке изделие из драгметалла, чтобы добиться благоприятного расположения для завязывания легкого флирта или женитьбы. Ведь спектр меж половых отношений весьма широк. Какая же это, позвольте вас спросить, коррупция? Скорее это любовь, для привлекательности, усиленная кое-какими безделушками.

 

Среди простого народа, подобные проявление подобной традиции не редки.Отблагодарит пациент доктора за удачно проведенную операцию. Ведь зарплата у нашего лекаря не тянет даже на пособие по безработице, которое выдают в странах третьего мира. Выжил, отблагодарил, не выжил – какой спрос с покойника. Неси убытки. Надо было не спать на лекциях по хирургии. А, как же, все по справедливости! Только так и не иначе.

 

Педагогу подкинул озабоченный родитель за сына балбеса малую толику шуршавчиков. Ребенок-то не гений, без лупы видно. А вдруг после педагогических потуг что-нибудь выйдет путевое из родного дитятки. Мамаши недорослей свято верят во всесокрушающую силу педагогического таланта. Тут подучат, а там, если подмазать, то и в ВУЗ пролезть можно, прочно зацепившись за высшее образование. В люди выйти. Так-то. Впрочем, из педагогов взяточники плохие. В массе своей это люди совестливые, брать деньги за балбеса, из которого вряд ли что-то путное выйдет, стесняются. Так, на ремонт класса, какие-то другие мелкие поборы на общественные дела. Цветочки на восьмое марта, духи. Какая коррупция? Так, баловство одно. У простого народа коррупцией заниматься не выходит. Нет такой суммы, чтобы сунуть чиновнику в лапу и получить что-то огромное взамен. Вот и выходит, что выживать народу приходится среди своры своих жадных слуг без всякой коррупции.

 

Газеты пишут, что борьба с коррупцией, сегодня является приоритетной задачей во всем мире. Прямо не знаю, верить или нет. Тем более, что по этому вопросу мнения диаметрально противоположны как, по сути, так и по содержанию. Тут один депутат, в ответ, на заявление оптимистов, что коррупции в их стране нет, заявил, что это что-то сродни сексу в Советском Союзе. Его там тоже никогда не было, хотя дети откуда-то брались. Впрочем, депутат явно погорячился, сравнивая два таких несовместимых понятия. Во время секса оргазм наступает у обоих партнеров, а при коррупции – только у того, кто получает деньги. Вторая сторона чувствует себя скорее изнасилованной. Впрочем, это вопрос вкуса и, как мы отмечали выше, в некоторых случаях имеет место взаимное удовлетворение обоюдного желания.

 

И все-таки, ведется борьба с коррупцией или нет таковой? Вопрос, согласитесь, не простой. Но мы, уже зная кухню изнутри, можем ответить на него утвердительно, уверенно заявив – ведется и всегда велась. Борьба с этим антисоциальным явлением началась еще в Бог его знает, в каком затертом веке до нашей эры. Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города – государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Как свидетельствуют клинописи Шумера середины третьего тысячелетия до нашей эры, этот славный шумерский владыка пытался пресечь злоупотребления судей и чиновников, вымогавших вознаграждения. Вот какие профессии пришли к нам из темных глубин веков и сохранились до сегодняшнего дня. А говорят проституция самая древняя профессия. Не знаю, судя по тому, что писали в то время о судьях, чиновниках и проститутках есть в них что-то общее. Знаете, что? И те и другие продаются, причем давно и судя почтенному возрасту профессий и вредным привычкам, они ровесники.

 

Чем вся бодяга с Урукагином закончилась неизвестно. Вряд ли древнему борцу с коррупцией удалось сделать что-то путевое в этом направлении. Хотя, в защиту царя можно сказать, что методы борьбы им применялись весьма суровые. Не думаю, что он особенно церемонился со своими подданными, уличенными в воровстве, обмане и прочих нарушениях. Нравы в то время были такие зверские, что не приведи Господи. Взять, к примеру, того же персидского царя Камбиса II, который правил еще в 530-522 до н. э. Так этот перс, отчаявшись цивилизованными методами победить коррупцию, вообще впал в варварство.

 

Он сдирал кожу с чиновника – коррупционера и обтягивал ею кресло, на котором должен был сидеть его приемник. Мол, смотри на чем сидишь и думай. По отзывам современников, это весьма показательный способ борьбы с коррупцией был очень эффективен. А как же, возникнет, например, у чиновника непреодолимая тяга принять из услужливых рук просителя взятку за решение вопроса, почему бы и нет, если дают?Но нащупав своей шкодливой рукой подлокотник кресла, обтянутый кожей предшественника, сразу вспоминает о его печальной судьбе, ижелание пропадает как-то само по себе. Возникает понимание, что кожу лучше всего носить на том месте, куда ее поместила природа.

 

Впрочем, показательные и жестокие наказания за коррупцию вряд ли могли привести к желаемым результатам. Коррупция-то процветает и по сей день, даже в той же Персии, которую почему-то переименовали в Иран.Но, как мы знаем,не помог даже этот новаторский метод.Коррупционеры - народ не боязливый. Да и не было теоретического обоснования проблемы.

 

Первый трактат по искусству управления государством с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из индийских министров Бхараты в IV веке до н. э. Имена и названия были, язык сломаешь. Так вот, в трактате перечисляются 40 способов хищения казенного имущества! Сейчас их, наверное, больше. Автор трактата пишет «…Легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Так же, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, как нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам…».Все стало на свои места. И вывод вполне закономерный - «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

 

[justify]Как в воду глядел, Каутилья.

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама