Произведение «Экзаменов нелегкая пора»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 635 +1
Дата:
Предисловие:
На протяжении ряда лет,  я работал в различных учебных заведениях. И благодарен судьбе за то, что когда я поступал в институт, она была столь благосклонна ко мне. И, конечно же, никогда не забуду бескорыстную доброту экзаменаторов, чьи имена в моей памяти, к сожалению, не сохранились…

Экзаменов нелегкая пора

               

Я с раннего детства имел непреодолимую тягу, к  литературе. Постоянно что-то записывал, сочинял и, конечно же, много читал. А, закончив восьмилетку, твердо решил поступить в местный пединститут на филологическое отделение.
И это желание стало моей мечтой. Наверное, она никогда бы не воплотилась в реальность, если бы не удачное стечение обстоятельств, которое можно с уверенностью назвать – судьбой.
После школы, я поступил учиться в училище. А в  то советское время, сплошь и рядом, открывались «школы рабочей молодежи». Где ученикам, после их трудового дня, усиленно и целенаправленно давалось среднее образование. И происходило все это именно так, как показано в известном фильме «Большая перемена». Кстати, в нем один из героев Пьер, участник «аттракциона неслыханной жадности», которого играл С. Крамаров, носил фамилию – Тимохин.
И вот примерно в такой школе, после основных занятий в училище, я и учился. Надо сказать, что вся эта затея мне тогда нравилась. А учителя нам говорили, те из вас, кто не будет пропускать занятия, получат аттестаты зрелости с хорошими отметками. То есть посещаемость в вечерней школе, как она называлась «в народе», была главной!
И я старался занятия не пропускать. А по окончании всего курса обучения получил обещанный учителями аттестат – с одной лишь «тройкой» -  по «астрономии». Помню, как я тогда сильно расстроился. Ведь я этот предмет совсем не изучал. А за что тройка?
За несколько месяцев до  службы в армии, я посещал подготовительные курсы для поступления в пединститут. От них у меня мало, что осталось в памяти.
А когда, отслужив положенные два года, я пришел в приемную комиссию, у меня на руках был аттестат о среднем образовании, с высоким проходным баллом, играющим существенную роль при конкурсном отборе в институт.
Кроме того, положительным фактором служило и то, что я парень. А в пединститут, да еще и на филфак, мужчин принимали с радостью. К тому же, я только что демобилизовался из рядов СА. А тогда отслужившим юношам были открыты двери во многие учебные заведения, куда можно было поступить на льготных условиях. И, вдобавок  ко всему, я был кандидатом в члены КПСС.
Одним словом, я был абсолютно уверен, что поступлю в пединститут, и сильно – то не обременял себя подготовкой к вступительным экзаменам. Хотя ей  и должны заниматься все нормальные абитуриенты.
Конкурс в то время был два человека на место. И  чем меньше оставалось времени до начала экзаменов, тем больше я задавался мыслями о том, как же я буду состязаться знаниями с теми, кто недавно окончил школу? К тому же я поступал на заочное обучение. И часть абитуриентов уже работали в школах, например, в сельских. Короче говоря, их уровень подготовки, скорее всего, был лучше моего.
Первым экзаменом было, конечно же, сочинение. И основной «отсев» должен произойти после него. Это я понимал, слава Богу. И заняв свое место в аудитории, сразу же для себя решил – писать короткие, нераспространенные предложения. Использовать, по возможности – простые слова. Мысли излагать  - коротко и ясно. А главное – взять «свободную» тему, если она будет!
Ей оказалась примерно такая тема: «Как Вам представляются уроки русского языка в недалеком будущем? В чем их отличительные особенности от учебного процесса наших дней?» Ну, фантастикой в то время увлекались многие. И я не исключение – читал книги и любил фильмы на эту тему. Одним словом, сочинение написал. А часть из тех,  кто выбрали другие темы – «отсеялись». Но, тому, что «первый блин» для меня не оказался «комом», я сильно не радовался.
Лишь тогда я прочувствовал по-настоящему, что поступаю в институт и то, что могу «провалить» второй и самый главный экзамен -  «Русский язык и литература. Устно».
За длинным столом, в большой аудитории, строго восседали два преподавателя по русскому языку и совсем еще молодая, очень симпатичная, экзаменатор по литературе. Я взял сразу два билета по разным предметам. И сел готовиться. Наверное, к тому, что осенью и зимой мне придется снова   походить на подготовительные курсы, а на следующий год, если все будет хорошо, попытаться поступать в институт.
-Молодой человек, Вы готовы? - вскоре услышал я от преподавателя по литературе.
-Да, да, сейчас. Еще немного…
Если в билете по русскому языку, я и находил что-то мне знакомое, то с литературой, я понял, у меня будет – провал!
В «вечерней школе» я, естественно, получил только отдаленное представление о таких книгах как «Тихий Дон», «Война и мир», «Братья Карамазовы» и т.д.
Что-то написав на двух листах, для каждого предмета в отдельности, я выждал момент, когда место у экзаменаторов русского языка освободится, и сел перед ними.
О результатах моего скудного ответа они мне сразу ничего не сказали. И я передвинулся к преподавателю литературы. Она, опустив голову, очень внимательно слушала мою речь. А потом тихо сказала:
- Молодой человек, у Вас по моему предмету – но-о-оль! – и помолчав, добавила: – Я не знаю, что делать…
Но, тем не менее, она, чуть пододвинувшись к рядом сидящей коллеге, спросила:
- Как у вас Тимохин ответил?
Женщина слегка стушевалась:
- А в чем дело?
- По литературе у него будет «двойка»! Мне надо знать, что  он у вас получит.
Экзаменаторы спешно стали просматривать бумажку с моей писаниной.
- Если и у вас он ответил плохо, - чуть слышно продолжала литераторша, - то он сейчас же покинет аудиторию.
Достойны ли были мои знания отметки «три», или у русоведов на этот счет были какие-то свои мысли, но они дали своей коллеге положительный для меня  ответ.
Тогда, моя экзаменатор, опустив глаза в стол и прикрыв их ладонью так, словно её мешал яркий свет, опять же тихо произнесла, только обращаясь уже ко мне:
- Пишите то, что я Вам сейчас продиктую…
- Что?- не сообразил я.
- Молодой человек, Вы, что не понимаете? У Вас по литературе будет «двойка»…Записывайте, все, что я Вам продиктую…
За моей спиной в аудитории сидело еще несколько человек. А я спешно и плохо соображая, поразборчивее, писал…Результаты экзамена стали известны только на следующий день. И, как и подобает в таком случае, после них, еще несколько абитуриентов -  «отсеялось».
Последним моим испытанием стала  - философия. На неё, после всего ранее происшедшего, мне можно было точно не ходить.
Чуть больше месяца прошло с моего «дембеля». Конечно, я, прежде всего, морально не был готов к поступлению в институт. Моя служба проходила в новосибирском лесу, на командном пункте, под землей. На глубине метров десяти. Бывали случаи, когда я на свежий воздух не выходил неделями. Ел и спал на боевом посту. И вернувшись в родные пенаты, в свой город, я естественно, как «с луны свалился». Цивилизация, город, люди!
Зайдя вместе с остальными будущими студентами в небольшую аудиторию, я положил на стол перед преподавателем свой экзаменационный лист. С портретов на стене, без особой радости, на меня  смотрели Гегель и Кант. Билет я пока брать не спешил.
- А Вы что, у нас – солдат? – неожиданно раздался у меня за спиной голос экзаменатора.
- Да, я недавно уволился из армии.
- Вот оно как? И где же Вы служили? – спросил мужчина, пока я садился за свободный стол, недалеко от него.
-В Новосибе, в ЗРВ,  в ПВО. Планшетистом.
Не знаю, понял ли экзаменатор мой ответ, но далее, он восторженно сказал:
-Так Вы любите русский язык и хотите стать учителем?
И получив от меня утвердительный ответ, добавил то, что могли услышать все присутствующие:
-Тогда, Вам нет смысла, беспокоиться. Мой предмет Вы сдадите. Точно.
Может быть, экзаменаторы и должны заранее настраивать абитуриентов на хороший лад. И такие слова они говорят всем, но для меня они прозвучали, как выстрел в ночи!
Теперь уже, Гегель и Кант со своих портретов смотрели на меня, как на доброго знакомого. И казалось, что они были рады за меня.
Взяв билет, я что-то возбужденно, но уверенно рассказывал преподавателю. Он в ответ кивал и комментировал мои слова. Со стороны все это больше походило на доверительную беседу, а не на сдачу экзамена по философии.
Свою вторую четверку за экзамены, как и было мне обещано, я получил. А две тройки, за памятную сдачу русского языка  и литературы, плюс высокий проходной балл в аттестате зрелости, от вечерней школы, сделали свое доброе дело, выдав мне «путевку в жизнь». Так я стал студентом семипалатинского пединститута, по специальности «учитель русского языка и литературы».
Много с тех пор «воды утекло». На протяжении ряда лет,  я работал в различных учебных заведениях. И благодарен судьбе за то, что когда я поступал в институт, она была столь благосклонна ко мне. И, конечно же, никогда не забуду бескорыстную доброту экзаменаторов, чьи имена в моей памяти, к сожалению, не сохранились…

                                                                   2012











Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:23 09.10.2012 (1)
Уважаемый автор, вы поете дифирамбы членам зкзаменационной комиссии, поставившим вам на экзамене "проходные" тройки. Вы признались в том, что прожив до двадцати лет, имели слабое представление о "Войне и мире" и проч. (см. авторский текст). Кто в этом виноват, уточнять не стану.

Меня во всем этом интересует только один аспект:  почему вы решили поступать именно в пединститут и, более того, на специальность «учитель русского языка и литературы»? Почему вы не захотели выбрать что-нибудь техническое? Спортивное? Художественное?

Вы так долго и старательно рассказывали о том, как вам рисовали липовую тройку, но забыли рассказать, изучили ли вы потом эти неведомые вам на момент поступления книги. Сообщили бы читателям, как пять лет подряд, с первого по пятый курс включительно, вы часто не спали ночами и отрывали время от отдыха и развлечений, чтобы только художественных произведений в семестр прочитать до полутора сотен. Как это было с непривычки?

Остается только надеяться, что в медицинских институтах таких добрых экзаменаторов МЕНЬШЕ, благодаря чему мы еще живы.
Вот еще, говорят, бывает так, что дома или мосты могут рухнуть. Вдруг добрые экзаменаторы кого-нибудь пожалеют и поставят проходную тройку тому, кто имеет отдаленное представление о физике и тригонометрии?

Перефразируя высказывание уважаемой АСИ, я с огромным сожалением должна сказать, что "такие педагоги" давно не являются редкостью. Поэтому каждый раз, когда для лечения какой-нибудь глазной болезни вам предложат мазь от ревматизма или у вас "сгорит" только что приобретенный телевизор/холодильник/ стиральная машина, благодарите за это добрых преподавателей.

P.S. Все вышесказанное никак не относится к достоинствам литературного произведения, а только к позиции автора.
     09:58 09.10.2012 (1)
Вопрос:Меня во всем этом интересует только один аспект:  почему вы решили поступать именно в пединститут и, более того, на специальность «учитель русского языка и литературы»?
Ответ:
Я с раннего детства имел непреодолимую тягу, к  литературе. Постоянно что-то записывал, сочинял и, конечно же, много читал. А, закончив восьмилетку, твердо решил поступить в местный пединститут на филологическое отделение.
И это желание стало моей мечтой.
***
Вопрос:...но забыли рассказать, изучили ли вы потом эти неведомые вам на момент поступления книги.
Ответ:В дальнейшем я работал в школе учителем русс. яз. и лит.в среднем звене, (5-7кл), и в этом не испытывал необходимость. Постоянно работая над собой и читая, то что мне было нужно. При этом ни разу не читал "Библию" и полностью труды В. И. Ленина, самые читаемые В МИРЕ! книги.Был кл. руков, зам дир. по УВР. Это описано здесь на сайте в рассказе "школьные годы".А большая часть моих согруппников, которые учились очень хорошо по сравнения со мной, по окончании института сразу же пошли "на базар". В лихие 90-е, правда,и я попал в эту струю. А сейчас об этом жалею.
---------------------------
Здравствуйте,Ирина Луцкая. Спасибо Вам за интересное мнение о моем рассказе.В котором описаны реальные события. А хорошие они или плохие - прошлого не исправить.Я ожидал подобного мнения, только от молодежи. Кто не жил в советские времена и не имеет нашего (может быть, слава Богу), жизненного опыта.Прочитав недавно воспоминания одного известного писателя, о том как он также чуть не "провалился" в 80-х годах на вступительных экзаменах во МЛИГ, я и вспомнил о себе.Подобных примеров, когда судьба при поступлении "шутила" над известными певцами, артистами, писателями - хватает.Молодым хочу сказать одно, что "тройка", поставленная в сов.времена, может быть эквивалентна современной "четверке".И также очень надеюсь на то, что ВСЕ кто поступают ныне в литературные уч. заведения, прочли "В. и мир", Ф. Дост и прочее.
С уважением к моим читателям-
     11:39 09.10.2012 (1)
Итак, вы работали учителем русского языка и литературы в школе и "не испытывали необходимости" в "Тихом Доне", "Войне и мире". И не читали Библию.
Браво!

- "тройка", поставленная в сов.времена, может быть эквивалентна современной "четверке" - Вы меня почти испугали. Вы имеете в виду, что теперь при отсутствии знаний по предмету ставят уже "четверку"?
Прогресс налицо.
     15:57 16.11.2012
Вы напрасно теряете на него время, уважаемая Ирина, потому что за всё время пребывания на Фабуле он, практически, никого не прочитал, а только всем неустанно навязывает своё. Редчайший эгоизм в кубе!
От кого-то что-то требовать, никому ничего не давая взамен, это, по крайней мере, просто глупо! Людей надо ставить выше себя, а не себя над людьми.
Но - "каждому своё"!
     19:58 08.10.2012 (1)
К сожалению, сейчас  такие педагоги - большая редкость!
     20:00 08.10.2012
1
Да. И времена были другие. И люди были понятливее и добрее друг к другу. С уважением -
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама