На протяжении ряда лет, я работал в различных учебных заведениях. И благодарен судьбе за то, что когда я поступал в институт, она была столь благосклонна ко мне. И, конечно же, никогда не забуду бескорыстную доброту экзаменаторов, чьи имена в моей памяти, к сожалению, не сохранились…
Экзаменов нелегкая пора
Я с раннего детства имел непреодолимую тягу, к литературе. Постоянно что-то записывал, сочинял и, конечно же, много читал. А, закончив восьмилетку, твердо решил поступить в местный пединститут на филологическое отделение.
И это желание стало моей мечтой. Наверное, она никогда бы не воплотилась в реальность, если бы не удачное стечение обстоятельств, которое можно с уверенностью назвать – судьбой.
После школы, я поступил учиться в училище. А в то советское время, сплошь и рядом, открывались «школы рабочей молодежи». Где ученикам, после их трудового дня, усиленно и целенаправленно давалось среднее образование. И происходило все это именно так, как показано в известном фильме «Большая перемена». Кстати, в нем один из героев Пьер, участник «аттракциона неслыханной жадности», которого играл С. Крамаров, носил фамилию – Тимохин.
И вот примерно в такой школе, после основных занятий в училище, я и учился. Надо сказать, что вся эта затея мне тогда нравилась. А учителя нам говорили, те из вас, кто не будет пропускать занятия, получат аттестаты зрелости с хорошими отметками. То есть посещаемость в вечерней школе, как она называлась «в народе», была главной!
И я старался занятия не пропускать. А по окончании всего курса обучения получил обещанный учителями аттестат – с одной лишь «тройкой» - по «астрономии». Помню, как я тогда сильно расстроился. Ведь я этот предмет совсем не изучал. А за что тройка?
За несколько месяцев до службы в армии, я посещал подготовительные курсы для поступления в пединститут. От них у меня мало, что осталось в памяти.
А когда, отслужив положенные два года, я пришел в приемную комиссию, у меня на руках был аттестат о среднем образовании, с высоким проходным баллом, играющим существенную роль при конкурсном отборе в институт.
Кроме того, положительным фактором служило и то, что я парень. А в пединститут, да еще и на филфак, мужчин принимали с радостью. К тому же, я только что демобилизовался из рядов СА. А тогда отслужившим юношам были открыты двери во многие учебные заведения, куда можно было поступить на льготных условиях. И, вдобавок ко всему, я был кандидатом в члены КПСС.
Одним словом, я был абсолютно уверен, что поступлю в пединститут, и сильно – то не обременял себя подготовкой к вступительным экзаменам. Хотя ей и должны заниматься все нормальные абитуриенты.
Конкурс в то время был два человека на место. И чем меньше оставалось времени до начала экзаменов, тем больше я задавался мыслями о том, как же я буду состязаться знаниями с теми, кто недавно окончил школу? К тому же я поступал на заочное обучение. И часть абитуриентов уже работали в школах, например, в сельских. Короче говоря, их уровень подготовки, скорее всего, был лучше моего.
Первым экзаменом было, конечно же, сочинение. И основной «отсев» должен произойти после него. Это я понимал, слава Богу. И заняв свое место в аудитории, сразу же для себя решил – писать короткие, нераспространенные предложения. Использовать, по возможности – простые слова. Мысли излагать - коротко и ясно. А главное – взять «свободную» тему, если она будет!
Ей оказалась примерно такая тема: «Как Вам представляются уроки русского языка в недалеком будущем? В чем их отличительные особенности от учебного процесса наших дней?» Ну, фантастикой в то время увлекались многие. И я не исключение – читал книги и любил фильмы на эту тему. Одним словом, сочинение написал. А часть из тех, кто выбрали другие темы – «отсеялись». Но, тому, что «первый блин» для меня не оказался «комом», я сильно не радовался.
Лишь тогда я прочувствовал по-настоящему, что поступаю в институт и то, что могу «провалить» второй и самый главный экзамен - «Русский язык и литература. Устно».
За длинным столом, в большой аудитории, строго восседали два преподавателя по русскому языку и совсем еще молодая, очень симпатичная, экзаменатор по литературе. Я взял сразу два билета по разным предметам. И сел готовиться. Наверное, к тому, что осенью и зимой мне придется снова походить на подготовительные курсы, а на следующий год, если все будет хорошо, попытаться поступать в институт.
-Молодой человек, Вы готовы? - вскоре услышал я от преподавателя по литературе.
-Да, да, сейчас. Еще немного…
Если в билете по русскому языку, я и находил что-то мне знакомое, то с литературой, я понял, у меня будет – провал!
В «вечерней школе» я, естественно, получил только отдаленное представление о таких книгах как «Тихий Дон», «Война и мир», «Братья Карамазовы» и т.д.
Что-то написав на двух листах, для каждого предмета в отдельности, я выждал момент, когда место у экзаменаторов русского языка освободится, и сел перед ними.
О результатах моего скудного ответа они мне сразу ничего не сказали. И я передвинулся к преподавателю литературы. Она, опустив голову, очень внимательно слушала мою речь. А потом тихо сказала:
- Молодой человек, у Вас по моему предмету – но-о-оль! – и помолчав, добавила: – Я не знаю, что делать…
Но, тем не менее, она, чуть пододвинувшись к рядом сидящей коллеге, спросила:
- Как у вас Тимохин ответил?
Женщина слегка стушевалась:
- А в чем дело?
- По литературе у него будет «двойка»! Мне надо знать, что он у вас получит.
Экзаменаторы спешно стали просматривать бумажку с моей писаниной.
- Если и у вас он ответил плохо, - чуть слышно продолжала литераторша, - то он сейчас же покинет аудиторию.
Достойны ли были мои знания отметки «три», или у русоведов на этот счет были какие-то свои мысли, но они дали своей коллеге положительный для меня ответ.
Тогда, моя экзаменатор, опустив глаза в стол и прикрыв их ладонью так, словно её мешал яркий свет, опять же тихо произнесла, только обращаясь уже ко мне:
- Пишите то, что я Вам сейчас продиктую…
- Что?- не сообразил я.
- Молодой человек, Вы, что не понимаете? У Вас по литературе будет «двойка»…Записывайте, все, что я Вам продиктую…
За моей спиной в аудитории сидело еще несколько человек. А я спешно и плохо соображая, поразборчивее, писал…Результаты экзамена стали известны только на следующий день. И, как и подобает в таком случае, после них, еще несколько абитуриентов - «отсеялось».
Последним моим испытанием стала - философия. На неё, после всего ранее происшедшего, мне можно было точно не ходить.
Чуть больше месяца прошло с моего «дембеля». Конечно, я, прежде всего, морально не был готов к поступлению в институт. Моя служба проходила в новосибирском лесу, на командном пункте, под землей. На глубине метров десяти. Бывали случаи, когда я на свежий воздух не выходил неделями. Ел и спал на боевом посту. И вернувшись в родные пенаты, в свой город, я естественно, как «с луны свалился». Цивилизация, город, люди!
Зайдя вместе с остальными будущими студентами в небольшую аудиторию, я положил на стол перед преподавателем свой экзаменационный лист. С портретов на стене, без особой радости, на меня смотрели Гегель и Кант. Билет я пока брать не спешил.
- А Вы что, у нас – солдат? – неожиданно раздался у меня за спиной голос экзаменатора.
- Да, я недавно уволился из армии.
- Вот оно как? И где же Вы служили? – спросил мужчина, пока я садился за свободный стол, недалеко от него.
-В Новосибе, в ЗРВ, в ПВО. Планшетистом.
Не знаю, понял ли экзаменатор мой ответ, но далее, он восторженно сказал:
-Так Вы любите русский язык и хотите стать учителем?
И получив от меня утвердительный ответ, добавил то, что могли услышать все присутствующие:
-Тогда, Вам нет смысла, беспокоиться. Мой предмет Вы сдадите. Точно.
Может быть, экзаменаторы и должны заранее настраивать абитуриентов на хороший лад. И такие слова они говорят всем, но для меня они прозвучали, как выстрел в ночи!
Теперь уже, Гегель и Кант со своих портретов смотрели на меня, как на доброго знакомого. И казалось, что они были рады за меня.
Взяв билет, я что-то возбужденно, но уверенно рассказывал преподавателю. Он в ответ кивал и комментировал мои слова. Со стороны все это больше походило на доверительную беседу, а не на сдачу экзамена по философии.
Свою вторую четверку за экзамены, как и было мне обещано, я получил. А две тройки, за памятную сдачу русского языка и литературы, плюс высокий проходной балл в аттестате зрелости, от вечерней школы, сделали свое доброе дело, выдав мне «путевку в жизнь». Так я стал студентом семипалатинского пединститута, по специальности «учитель русского языка и литературы».
Много с тех пор «воды утекло». На протяжении ряда лет, я работал в различных учебных заведениях. И благодарен судьбе за то, что когда я поступал в институт, она была столь благосклонна ко мне. И, конечно же, никогда не забуду бескорыстную доброту экзаменаторов, чьи имена в моей памяти, к сожалению, не сохранились…
Уважаемый автор, вы поете дифирамбы членам зкзаменационной комиссии, поставившим вам на экзамене "проходные" тройки. Вы признались в том, что прожив до двадцати лет, имели слабое представление о "Войне и мире" и проч. (см. авторский текст). Кто в этом виноват, уточнять не стану.
Меня во всем этом интересует только один аспект: почему вы решили поступать именно в пединститут и, более того, на специальность «учитель русского языка и литературы»? Почему вы не захотели выбрать что-нибудь техническое? Спортивное? Художественное?
Вы так долго и старательно рассказывали о том, как вам рисовали липовую тройку, но забыли рассказать, изучили ли вы потом эти неведомые вам на момент поступления книги. Сообщили бы читателям, как пять лет подряд, с первого по пятый курс включительно, вы часто не спали ночами и отрывали время от отдыха и развлечений, чтобы только художественных произведений в семестр прочитать до полутора сотен. Как это было с непривычки?
Остается только надеяться, что в медицинских институтах таких добрых экзаменаторов МЕНЬШЕ, благодаря чему мы еще живы.
Вот еще, говорят, бывает так, что дома или мосты могут рухнуть. Вдруг добрые экзаменаторы кого-нибудь пожалеют и поставят проходную тройку тому, кто имеет отдаленное представление о физике и тригонометрии?
Перефразируя высказывание уважаемой АСИ, я с огромным сожалением должна сказать, что "такие педагоги" давно не являются редкостью. Поэтому каждый раз, когда для лечения какой-нибудь глазной болезни вам предложат мазь от ревматизма или у вас "сгорит" только что приобретенный телевизор/холодильник/ стиральная машина, благодарите за это добрых преподавателей.
P.S. Все вышесказанное никак не относится к достоинствам литературного произведения, а только к позиции автора.
Вопрос:Меня во всем этом интересует только один аспект: почему вы решили поступать именно в пединститут и, более того, на специальность «учитель русского языка и литературы»?
Ответ:
Я с раннего детства имел непреодолимую тягу, к литературе. Постоянно что-то записывал, сочинял и, конечно же, много читал. А, закончив восьмилетку, твердо решил поступить в местный пединститут на филологическое отделение.
И это желание стало моей мечтой.
***
Вопрос:...но забыли рассказать, изучили ли вы потом эти неведомые вам на момент поступления книги.
Ответ:В дальнейшем я работал в школе учителем русс. яз. и лит.в среднем звене, (5-7кл), и в этом не испытывал необходимость. Постоянно работая над собой и читая, то что мне было нужно. При этом ни разу не читал "Библию" и полностью труды В. И. Ленина, самые читаемые В МИРЕ! книги.Был кл. руков, зам дир. по УВР. Это описано здесь на сайте в рассказе "школьные годы".А большая часть моих согруппников, которые учились очень хорошо по сравнения со мной, по окончании института сразу же пошли "на базар". В лихие 90-е, правда,и я попал в эту струю. А сейчас об этом жалею.
---------------------------
Здравствуйте,Ирина Луцкая. Спасибо Вам за интересное мнение о моем рассказе.В котором описаны реальные события. А хорошие они или плохие - прошлого не исправить.Я ожидал подобного мнения, только от молодежи. Кто не жил в советские времена и не имеет нашего (может быть, слава Богу), жизненного опыта.Прочитав недавно воспоминания одного известного писателя, о том как он также чуть не "провалился" в 80-х годах на вступительных экзаменах во МЛИГ, я и вспомнил о себе.Подобных примеров, когда судьба при поступлении "шутила" над известными певцами, артистами, писателями - хватает.Молодым хочу сказать одно, что "тройка", поставленная в сов.времена, может быть эквивалентна современной "четверке".И также очень надеюсь на то, что ВСЕ кто поступают ныне в литературные уч. заведения, прочли "В. и мир", Ф. Дост и прочее.
С уважением к моим читателям-
Итак, вы работали учителем русского языка и литературы в школе и "не испытывали необходимости" в "Тихом Доне", "Войне и мире". И не читали Библию.
Браво!
- "тройка", поставленная в сов.времена, может быть эквивалентна современной "четверке" - Вы меня почти испугали. Вы имеете в виду, что теперь при отсутствии знаний по предмету ставят уже "четверку"?
Прогресс налицо.
Вы напрасно теряете на него время, уважаемая Ирина, потому что за всё время пребывания на Фабуле он, практически, никого не прочитал, а только всем неустанно навязывает своё. Редчайший эгоизм в кубе!
От кого-то что-то требовать, никому ничего не давая взамен, это, по крайней мере, просто глупо! Людей надо ставить выше себя, а не себя над людьми.
Но - "каждому своё"!
Меня во всем этом интересует только один аспект: почему вы решили поступать именно в пединститут и, более того, на специальность «учитель русского языка и литературы»? Почему вы не захотели выбрать что-нибудь техническое? Спортивное? Художественное?
Вы так долго и старательно рассказывали о том, как вам рисовали липовую тройку, но забыли рассказать, изучили ли вы потом эти неведомые вам на момент поступления книги. Сообщили бы читателям, как пять лет подряд, с первого по пятый курс включительно, вы часто не спали ночами и отрывали время от отдыха и развлечений, чтобы только художественных произведений в семестр прочитать до полутора сотен. Как это было с непривычки?
Остается только надеяться, что в медицинских институтах таких добрых экзаменаторов МЕНЬШЕ, благодаря чему мы еще живы.
Вот еще, говорят, бывает так, что дома или мосты могут рухнуть. Вдруг добрые экзаменаторы кого-нибудь пожалеют и поставят проходную тройку тому, кто имеет отдаленное представление о физике и тригонометрии?
Перефразируя высказывание уважаемой АСИ, я с огромным сожалением должна сказать, что "такие педагоги" давно не являются редкостью. Поэтому каждый раз, когда для лечения какой-нибудь глазной болезни вам предложат мазь от ревматизма или у вас "сгорит" только что приобретенный телевизор/холодильник/ стиральная машина, благодарите за это добрых преподавателей.
P.S. Все вышесказанное никак не относится к достоинствам литературного произведения, а только к позиции автора.