Предисловие: Статья 108 Уголовного уложения Российской империи определяла ответственность за государственную измену. 12
Под изменой понималось «способствование или благоприятствование неприятелю в его военных или иных враждебных действиях против России»:
1). За совершение этого преступления предусматривалась срочная каторга. Если государственная измена оказала существенное содействие неприятелю либо с изменнической целью совершено убийство, виновный наказывался бессрочной каторгой.
Также статья содержала ряд квалифицирующих признаков, при наличии которых виновный наказывался смертной казнью: (2)
предание или покушение на предание неприятелю армии или флота;
склонение или подговор отряда войска к переходу на сторону неприятеля;
насильственное сопротивление российским военным силам или нападение на них;
убийство начальствующего армией, штабом, отрядом войска либо лица, заведомо исполняющего важные военные поручения,
а также предание данных лиц неприятелю;
истребление военных складов, приведение в негодность путей сообщения и средств связи;
шпионство.
Кроме того, тому же самому наказанию по статье 108 Уголовного уложения подлежало лицо, совершившее государственную измену в отношении союзного с Россией по оружию иностранного государства.
Гром из детства
Сергей Щепин-Ростовский
Щепинские рассказы, или Яшкины были.
отрывки из глав повести " Холод Свободы" глава:- "Яркие воспоминания из детства"
= Ливень =
Вся жизнь в крестах и перекрестьях
Младенцы мёртвые в гробах,
Ответь за все грехи бессмертный,
Будь счастлив там на небесах...
Слезами… всех омоем Боже
Поставим свечи в Храмах им
А если кто забудет в суе
Ты нас всевышний не вини...
Кн. Щепин-Ростовский
...Случилось это поздней осенью 1930 года, в дни далёкого детства, когда сказки и реальность как две непослушные сестрёнки, жили рядышком. Батюшка с матушкой, долгое время собирались приехать в Кинешму и найти родных с бабулькой, а заодно походить по кладбищу в поиске могилки Княгини Щепиной-Ростовской Анны Михайловны (1798-1855), дочери князя Михаила Яковлевича (1770 - 1812) и его благоверной супруге Анне Степановне, и как мы верно знаем почившей по рассказам родных, в средине беспокойного от войн XIX века.
Но как всегда бывает в жизни, судебные хлопоты и служебные дела да и другие обстоятельства связанные со службой в НКВД, так затянули нас в свои сети,что сами наши благие желания свершились лишь под осень тридцатого года(1930),когда батюшка по состоянию здоровья уже отошёл от службы. Хотя ныне господа, лучше об этом промолчать и не упоминать в суе. Княгиня Анна Михайловна, посещавшая в то лето родовую вотчину - Ростов Великий в печальный для всех нас поминальный год (1855 -30-ти летие со дня событий 1825 г.), и от этого горького видения, по случаю заехавшей и к родственнице Иулитте,жившей у дальних родных на берегах великой русской реки Волга, но вдруг и как иногда бывает, неожиданно простудилась гуляя всю ночь у реки, и померла скоротечно от горячки через три дня. Перевозить её родные на Украину не стали,по случаю её полного одиночества и бездетности, да и хлопотно это в жару, а захоронили несчастную княгиню в тихой и благообразной в своей вечной красоте, ставшей ей последним приютом Кинешме...
Наши поиски и расспросы местных стариков, ни к чему не привели. Долго ли, коротко ли, тихо и незаметно наступил вечер, почти стемнело когда мои родители решили отложить поиски на следующий день. По выходу с погоста, неожиданно начал накрапывать дождик, через минуту перешедший в ужасный ливень с грозою. Единственное, что я помню из всего по малолетству, это рассказы бабули о нашем роде и предках, о неких сказочных сокровищах предков,( речь очевидно и скорее всего идёт о казне Северного Общества. Которая действительно существует до сих пор и охраняема два столетия - согласно условиям договора. Участники сего документа казнены и права на казну имеют только те участники событий 1825 года, кто внёс в казну свои капиталы...Такая статья есть в договоре, оная предусматривает в случае поражения Общества, передачи средств тем кто обеспечил финансирование семей личного состава Гвардии) А их было трое на 1918 год. и один на 2025. Невероятно другое, то что на документе стоят подписи Бенкендорфа и кн. Лобанова-Ростовского)...да этот дробный шелест капель дождя по дороге, ливень и как мы бежали с матушкой с горы спасаясь от безудержного гнева непогоды. Я не припомню и знаю даже это городское место, и не помню название улицы, вроде как Подгорная, где мы пробыли с неделю, только величественный Храм, рубленный дом с печкой и шумливыми курами, да как прабабушка поила нас чаем с малиною, стараясь отогреть, при этом отогревая нас, укутав нас -промокашек в большие лохматые махровые полотенца. Но, Кинешма стала не только по рассказам бабушки и родителей, родной, но и по этому ливневому случаю, распихавшего нашу память по норам души, краткому пути как наша жизнь, и тёплому, как свеча в Храме...
= Неизвестное Ваганьково =
-быль -
=отрывок =
...В те, теперь такие далёкие, но счастливые времена, я с друзьями мальчишками наслушавшись рассказов моей прабабушки Анны Феодоровны про чудищ,кикимор и привидениях обитавших в древних "Сахотских болотах "в которых пропадали жители деревни Горбово и дети ростовских князей, дочь Ростовского князя Ластки, Дарёна, мы решили бежать в ростовский Яковлевский монастырь и просить старого, но доброго к прихожанам настоятеля, рассказать правда или нет все эти истории. Дело в том, что наш род был из этих мест и я решил что мне нужно расследовать с друзьями эти невероятные события.Сейчас, с высоты сегодняшнего дня XXI века, мне эти поступки кажутся смешными и наивными, но в то время пятидесятых годов прошлого века, нам растущим на книгах Алексея Толстого, на рассказах о пионерах в книге " Кортик", о комсомольцах в "Как закалялась сталь" Островского, "Вий " Гоголя, это казалось естественным и привычным. Мы не боялись ни бога, ни чёрта. Для побега мы напихали в рюкзаки хлеба, соли, сахара,два батона "докторской" колбасы и охотничьи спички. Родителям же мы сказали, что уезжаем в поход с классом, благо что на дворе было лето и каникулы. Поэтому мы собрались в Ленинградскую область с учителем по физики и математике Чернис Динарием Наумовичем. Мы казалось всё учли и было всё нормально, всё готово к отъезду. И надо же Димке Старшинову сказать:
- Не ребят, надо сначала испытать себя на смелость и выносливость. Давайте сходим ночью на Ваганьково говорят там есть самые настоящие страшные привидения и чудеса могильные. В старом подземелье церкви мы уже были в мае, там ничего интересного нет, кроме мумий, а вот ночью мы нигде небыли. Говорил Димка это так убедительно и с таким азартом и жаром,что мы с Володькой не сразу, но согласились, тем более у нашего Володьки дед там работал сторожем много лет, ещё с войны. И если что, то выручит обязательно. Сказано, сделано. Вечером, чуть не опоздав,сели на последний трамвай «А» - Аннушку, что в то время ходил от зоопарка через Заморёновку и через Шмитовский проезд,прямо за кладбище. Сошли на Шмитовском и через улицу Сергея Макеева вышли прямо к кладбищу. Ночь была холодная, шёл мелкий противный дождь, и мы одетые в плащи накидки из прозрачной ткани, прямиком прошли к будке сторожа. Собаки,а их было четыре, особо не лаяли, так как хорошо знали нашего Володьку и нас, а лишь пару раз гавкнув для приличия, скоро приветливо завиляли своими хвостами. Деда Николая, там не оказалось, сквозь щель занавески прикрывавшей окошечко будки, был виден бородатый его товарищ, который временами подменял его, когда тот болел. Мы посовещавшись решили всё таки зайти на кладбище через забор со стороны железки, там прутья забора были давно сбиты и выломаны, ещё когда мы были маленькими и пролезали на железку вместе с дедом, чтобы дойти до дома минуя "кругляки" и петли линии трамвая. Ночь и нудный дождь заставляли нас жаться друг к другу,шли медленно и озираясь.Свет от фонариков еле пробивал муть и мглу дождя, дорожки между участками, в то время ещё не были за асфальтированы и тягучая грязь прилипала к старым ботинкам, которые сразу стали не подъёмными. Пройдя старый, первый участок и обойдя Храм, мы подошли к пантеону в котором виднелся свет от свечи. Свет дрожал и колебался, то ли от ветра ,то ли от видения , то ли от страха и ужаса охватившего нас. ( не могу назвать имени пантеона, исключительно из -за уважения к родным владетеля захоронения).
...Небольшая, но крайне тяжёлая дверь с литым чугунным крестом, внезапно со страшным скрипом открылась и стало видно внутреннее помещение древнего семейного склепа, освещённое слабым мерцанием лампадки горевшей перед иконой и парой стоявших у стены свечей, уже наполовину оплавленных, пар или дым, я так и не понял, исходил из склепа и смешиваясь с туманом нудного дождя, медленно таял в ночи. В проёме открытой двери, заслонив её мерцающей тенью, стоял монах. Старик в монашеской длинной одежде и капюшоне, прикрывавшим его лицо, тихо прошёл к выходу,даже не прошёл, а словно проплыл в воздухе мимо нас. Нас он словно и не видел, его лица не было видно, а свеча, которую он держал в руке словно не горела, а светила не зависимо от ветра и дождя, словно живя своею, только ею одной ведомою жизнью. Ребята сжались за соседней могилою и стояли тихо боясь дышать, столь жутким было увиденное ими зрелище. Монах прошёл и растворился, как нам показалось в тенях церкви, от выглянувшей и блеснувшей на мгновение луны.Наша храбрость и смелость, куда-то сразу делась, словно испарившись от страха,сверкнув разом тайны и ужасом от начавшейся грозы. Бежали мы видимо очень быстро, раз за нами рванул сторож, правда напрасно, в ту ночь мы были самыми быстрыми стайерами на Красной Пресне. Как я оказался дома я не помню, но на утро наши с друзьями родители долго добивались от нас, где мы были и куда дели свои фонарики, только купленные ими нам для похода в Ленинград. Поход наш, после произошедшего так и не состоялся, да и школьная дружба как-то рассосалась и растворилась. Володька с родителями умотал в Крым на отдых, Димка Старшинов с матерью переехал на новую квартиру в Новые Черёмушки в сентябре, а я старался не вспоминать тот страшный и непонятный нормальному разуму случай.Прошло много лет,почти шестьдесят, но каждый раз проходя, когда бываю у своих на Ваганьково, мимо того самого пантеона и Храма , я с благоговением и дрожью, вспоминаю ту ночь и того чёрного монаха. Лишь в 1998 году, уже перед самой кончиной матушки, я помогая и ухаживая за ней,и делая ей уколы инсулина от диабета, чтобы ей было легче переносить приступы коварной болезни, и было со мной повеселей, я по глупости рассказал ей о том случае из моего детства. Как же я испугался, когда матушка побледнев спросила меня именно про тот склеп, но я то ей не называл место проступка и приключения с друзьями.
Оказывается об этом монахе ей рассказывала ещё её мать Корф, а той в свою очередь её бабушка, и все про этот склеп. Все по словам матушки после встречи с этим монахом умирали, или очень долго и сильно болели...и в конце концов также гибли. Когда соседи вызвали скорую помощь, было уже поздно, через два часа матушка скончалась. Случайность это или стечение обстоятельств... не знаю, но факт есть факт, монах сбирает своих жертв как и тогда, в далёком детстве. Как в дни её далёкого детства рассказывала мать, этот монах жил здесь когда-то, но был убит зверски при захвате Москвы басурманами, за его отказ сменить веру православную, истинную, вот и ходит, ищет своих родных и служивых, помогая им на том свете...
...«Сахотские» болота в древности место сбора сказителей, ведьм и знахарей, волшебников и чародеев.
На месте деревни Якунино и деревни Горбово, принадлежавшим князьям Щепиным-Ростовским стоял терем Ростовского, удельного Князя Юрия Ивановича Ластка – Ласткин, после гибели в болотах его дочери Дарёны, он долгое время искал с дружиною её, но так и не нашёл. А вскоре и сам погиб, сгинул в битве у деревни Новосёлки.- автор.
1978г.
Послесловие:
Участник сокрытия и вывоза казны...
Тулубьев Александр Никитич. Полковник л.-гв. Финляндского полка. Воспитывался в Пажеском корпусе, выпущен прапорщик Лейб-Гвардии Преображенского полка — 27.8.1811. Полковник - Финляндский полк — 22.4.1823. Масон, член ложи «Соединенных друзей» (1820). Арестован по подозрению в участии в планах тайного общества, после допроса у В.В. Левашова по высочайшему повелению императора Николая Павловича - освобожден. Уволен от службы — январь 1826. Кстати по случаю о нём есть упоминания и в (ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 233).(Декабристы.
Биографический справочник. Под ред. М.В. Нечкиной. М., 1988). Случайно ли? Ведь и поныне его потомки члены масонского содружества...
ЖИЗНЬ В СТРАХЕ, НЕ ЖИЗНЬ. ОН ТЕПЕРЬ ВСЮ ЖИЗНЬ БУДЕТ БОЯТСЯ НАС, А СМЕРТЬ ОНА ТАКАЯ..БЕЗ СОВЕСТИ И СОМНЕНИЙ.
|