Произведение «67. “Что лучше: быть странной, потому что не как все, или одинаковой со всеми?”»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Автор:
Читатели: 27 +27
Дата:
Предисловие:
Игра в тёмную, ибо я понятия не имею, о чём я писала в ту или иную горькую тяжелую годину. Надо бы перезагрузить голову, смотреть на всё или через розовые очки, цедя из прошлого иль настоящего только что-то доброе и хорошее.

67. “Что лучше: быть странной, потому что не как все, или одинаковой со всеми?”

Может, многие менее интересны, чем мой пёс, вопрос в другом – насколько мы их умнее. Ладно, мы умнее собак, но не умнее ИИ. Прежде немного о собаках устами Олега Тальвика: “Собаки нас очеловечивают. Звери делают нас людьми. Ребёнок, взращенный в состоянии дружбы с собаками, уверенно идёт в человечность. Те, кому не повезло, и чей детский мир испуган шугалкой: “Смотри, какая страшная грязная собака! Отойди от нее; она тебя укусит”, - ещё имеет шанс стать человеком. Но когда взрослый мужчина или взрослая женщина, кривя губы, цедит: “Стрелять надо этих вонючих, зубастых, хвостатых, зооагрессивных”, - всё. Человек не состоялся”.
Есть мнение: “ИИ не имеет своей собственной чёткой позиции, а лишь оглашает позицию большинства или лидирующую в данный момент часть населения. В диалоге с GPT всего 3-4 наводящими вопросами меняя его первоначальное мнение на противоположное. Впрочем, 99, 90 % тоже не имеют своей чёткой позиции и легко убеждаются общественным мнением. Так что можно сказать, ИИ обладает интеллектом лучшим, чем у 99, 90 %».
«Может быть, наша цель на Земле – создать по своему образу и подобию, как Господь создал нас, более совершенные существа», - предположил один профессионал. На что другой: «Однако возникает сомнение: Бог создал нас хотя бы по своему образу и подобию, но как гораздо и гораздо менее совершенные, чем Он, существа. А к тому же Он насоздавал для нас ещё много чего, например, этиловый спирт, чтобы мы не слишком уж быстро и успешно уподоблялись Ему, в том числе, и по части наших творений. И, по всей видимости, именно наше несовершенство Бог нам дал в качестве защиты нас от нас самих, как творцов, дабы мы не сотворили себе свою погибель…». Есть, над чем подумать, но думать о вещах глобальных некогда.
Раз 2000, 2001, 2002 идут, как три в одном, можно для разнообразия сочетать несочетаемое, а именно замуровать в одном абзаце три последних года: 2022, 2023 и 2024. Игра в тёмную, ибо я понятия не имею, о чём я писала в ту или иную горькую тяжелую годину. Надо бы перезагрузить голову, смотреть на всё или через розовые очки, цедя из прошлого иль настоящего только что-то доброе и хорошее. Если я могу кому-то подражать, то писателям. Они почему-то меня больше вдохновляли на разного рода подвиги, даже задолго до получения корочки члена союза писателей. Писатель, даже больше – учитель писателей из года в год коллекционирует радости. Дневники мои писались в пору, когда я знать не знала о таком человеке, потому мне простительно, если коллекция будет хилой.
Так, берём один и тот же день, наугад, и впихиваем в абзац. Играем по-честному. Из сводного дневника начала нулевых выпал листок с тезисами передачи по местному радио от 11 июня 2002 года. «В эти дни мир живёт футболом. Только о нём и говорят, футбольные страсти, скандалы затмили всё. Потому сегодняшний выпуск начну со спортивных новостей. 6-я районная спартакиада женщин – не футбол, но к спорту имеет непосредственное отношение». После спорта к будням – о том, что скоро построят новую баню на 16 (!) мест. Нас не баня интересует, а дата – 11 июня.
«11 июня 2000-го. С мамой делаем генеральную уборку и перестановку. Вчера нашла один журнал, где есть материал «Юность сестёр Цветаевых». Был дождь, но к вечеру прояснилось». А ведь ни слова о том, что скончался президент Сирии Хафез Асад. Это отец того самого Асада? Он правил Сирией с 1971 по 2000 год. А сын его Баша́р Ха́фез аль-А́сад, 16-й президент Сирии, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Сирии, и секретарь сирийского регионального отделения партии Баас, получается, правил с 2000-го по 2024-й? Отец 29 лет, до самой своей смерти, а сын 24 года. Долгоиграющая партия, однако.
«11 июня 2001-го. Уборка. Убиралась в кладовке, амбаре. Невыносимо жаркий день. Посадила цветы. Вечером баня. Переселилась в веранду. Там уютно – диван, картина, цветы, палас. Это – моя «дача». И ни слова о том, что в результате терактов были ранены 4 человека. Двое из них - журналисты, супруги, работающие в газете «Северный Кавказ», подорвались на замаскированном взрывном устройстве. Всего за минувшие сутки места дислокации и подразделений МВД России, действующих на территории Чечни, обстреливались 23 раза, сообщает «Интерфакс». Я же не информ-бюро, что и в дневниках описывать те или иные события. У меня только своё – маленький мир, непритязательный быт, милый сердцу своеобразный уют. Эта «дача» повторялась из года в год, даруя маленькие и большие радости. Она помнила до последнего меня счастливой, но, как и все, не ведающей об этом в моменте. Сейчас вместо той веранды тёплый пристрой. Потому «дачей» она уже никак не сможет сделаться. Правда, в одно время туда ставила «эвакуационный» свой диван, чтоб насладиться тишиной и покоем, но было холодно. Начиная с этих нулевых, спали в веранде с дочкой. Но это уже другая история. Было много чего – и смешного, и трагического. В детстве тоже нравилось спать в веранде. Помнится, я её представляла каютой… У меня было слишком богатое воображение. Потому и в дремучем совке в глухой деревне я вовсе не скучала.
«11 июня 2002-го. Сын заснул в пять утра, у меня же день начался с пяти. Но стихов не было. Уборка – последний этап. До вечера снимали «Крик-2» или «Джиперс-Криперс». Снимались: Герман, Стасик, Марина, Коля, Нюкучча, Рита С., её муж Коля и я». Это на фоне того, что… ничего в мире не происходит. Это же здорово! Хотя, если бы даже что-то случилось бы, прямо рядом, уборка проводилась бы по расписанию. Это – святое. Я с моей одноклассницей и её мужем наравне с детьми снимались в мини-ужастиках. Взрослые в роли привидений и всяких монстров пугали детей. Один кадр, когда бледное мое лицо через пустое окошко заброшенного коровника, пугало меня саму. Хотя кого ещё может пугать сковородка с ушами… Было весело. Это я и пытаюсь повторить уже без детей, но до ужастиков ещё не доросла. Сковородка с ушами – это театр для одного человека. Это уже неплохо. Собакен вначале стеснялся камеры, затем привык. Вместо команды: «Приготовились! Камера, мотор!» мой гомерический хохот. И как по команде он до того возбуждается, и начинает набухать и краснеть то самое, ну, вы поняли. Лицо бы покраснело, да у них вместо лица – морда, как у нас – сковородка с ушами. Куда делись кассеты с нашими съёмками, никто не знает. Даже свои сюжеты для телепередач в 90-е снимали поверх старых записей. Подозреваю, мы в деревне снимали на кассетах с фильмами. Целый чемодан со старыми кассетами одолжил один человек, но у него не спросишь – он там, где кино не смотрят…
Я третий день не могу успокоиться. Кое-кого это крайне раздражает, мол, у них с мужем один телефон, и его пугает мой смех. Смех без причины – признак дурачины. Как там Фаина Раневская говорила? «Что лучше: быть странной, потому что не как все, или одинаковой со всеми?”. И с чего она взяла, что это смех без причины? Есть, над чем смеяться, особенно сегодня. Ей-богу, смешно всё...
“11 июня 2022-го. 11 тысяч рублей долга в магазине. За 300 рублей килограмм огурцов продала. Ездили с мужем за берёзовыми ветками”. “11 июня 2023-го. С Атаманом съездили в лес, набрали берёзовых веток. Ещё одно зелёное ретро-ведро нашла, сделаю из него кашпо для цветов”. “11 июня 2024-го. Встала в 3 – полёт нормальный. Села за комп...”. Не густо. Всё, как обычно, будто в мире нигде ничего не происходит. Дневник – не записная книжка политинформатора. Я же простая глупая баба. У сковородки с ушами априори мозгов не должно быть. За 2024 год записи не вместились в одной тетради, перешла на другую. Однако год у сковородки был весьма насыщенным, богатым на события. “Говорит и показывает сковородка с ушами”: даже летом были дела поважнее берёзовых веток.
И, слава богу, за все 11 июня разных годов не было ни слова о стихах. Ибо их не было и быть не могло. «Искусство рождается только от горя. И никогда от радости» (Чак Паланик). Потому можно смело вынести единый вердикт: 11 июня – мой счастливый день. Надо же, число было выбрано случайно, а наткнулась на сплошное счастье. Весьма сомнительное счастье на фоне хаоса...
По мнению одного человека, считающего себя неплохим поэтом, а не гением, литература в России – это коллективная совесть. Разве совесть сочетается со счастьем? Искусственный интеллект говорит, что совесть может проявляться в виде угрызений, чувства вины или стыда. Я вот без конца блуждаю в сумраке прошлого в поисках корня зла или чего-то, сама не знаю, чего, а в действительности нет у меня ни стыда, ни совести. За себя-то не стыдно, а чужую вину на себя примерять – не в моём стиле. Потому клянусь, что скоро поставлю точку в этом деле. Ведь надо будет опять берёзовые ветки собирать... Самое смачное останется за кадром.
Кто-то соревнуется с ИИ, а кто-то мечтает дорасти до уровня того, кто говорил о коллективной совести. «Мне стукнуло 57. Искандер говорил, что старость начинается с 75, когда трудно сидеть за письменным столом». Кстати, я его старше на несколько дней. Тот, кто Блока ставит выше Пушкина... А я его готова ставить выше многих признанных. Он – гений, а я просто сковородка с ушами. «Литературой решаю я только свои проблемы, свои внутренние тяжелые противоречия. Я человек тяжёлый в этом смысле. Если я вещь не написал, я не сбросил бремя. Есть люди, которые пишут для развлечения, для радости. Я им всегда завидую, но к их числу не принадлежу. Для меня это всегда выбрасывание какого-то камня из-за пазухи, души. Это довольно тяжёлый процесс». До него, как до Луны, но в мы тоже в процессе. О практической пользе занятия литературой: «Если бы я в своей жизни не занимался бы литературой, наломал бы таких дров, что лучше об этом не думать. Я сознательно вычеркнул себя из главных сфер жизни». Потому и не пьёт, причём очень много лет. Такая сложная, противоречивая творческая натура, короче. Часто говорит о совести и о чувстве стыда, которое не даёт ночами спать. Но это ему не мешает популяризировать свою гениальность. Популяризация ныне связана с монетизацией. Не знаю, кому сложнее: гению, “который ворует у Бога”, или таланту, который “сочиняет, потея?”.
Послесловие:
Я вот без конца блуждаю в сумраке прошлого в поисках корня зла или чего-то, сама не знаю, чего, а в действительности нет у меня ни стыда, ни совести. За себя-то не стыдно, а чужую вину на себя примерять – не в моём стиле.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама