Средневековая Русь. 6782 год от Сотворения мира (1274 год от Рождества Христова)
Осенью 6782 года в Великом Новгороде скончался архиепископ Далмат... Скончался спустя недолгое время после после возвращения из Владимира с архиерейского церковного собора, проведённого митрополитом Кириллом...
Между иноками тут же пошли разговоры, слухи и предположения относительно смерти Далмата. Говорили, что то ли простудился он в пути, то ли уже немолодое его тело не выдержало долгой дороги. Но шёпотом часто добавляли, что давно подошёл новгородскому архиепископу его срок и что сам Господь подарил Далмату немного времени в его мирской жизни, чтобы мог тот лично поучаствовать в соборе и совместно с митрополитом и другими отцами церкви утвердить давно ожидаемый всеми Номоканон. Или — Кормчую книгу, как ещё называли тот свод церковных и светских законов, которые стали с окончания собора обязательными для всех русских княжеств...
Несколько седьмиц после смерти Далмата, по Богородицкому монастырю ходили упорные слухи, что собирает митрополит Кирилл церковное посольство в Новгород, чтобы рукоположить там нового архиепископа. А раз собирался митрополит с большим посольством в северные русские земли, наверняка, взял бы он с собой и кого-то из Богородицкой обители. И не только учёных иноков, чтобы составляли те летописание по делам и деяниям церкви в русских городах и княжествах, но и кого-то из молодых послушников. Дабы передавались мудрость и духовные традиции из поколение в поколение. А ещё, чтобы не теряли русские города связей между собой. И пусть были те связи только в делах духовных, но надеялся митрополит, что даже то немногое, что по его мнению, делал он, будет удерживать порядок и мир на земле русской.
Сам Ивашка ни разу не бывал нигде за пределами ближайших окрестностей Городца, а потом и Владимира, но, услышав о возможном посольстве в северные земли, тоже надеялся, что выделит его игумен Богородицкого монастыря, как одного из лучших послушников в обители и отправит вместе с посольством в Великий Новгород. Казалось даже, что начала сбываться его мечта о дальних странствиях и диковинных городах в разных концах земли. И пусть находился Новгород не за тридевять земель, и был он русским городом, но немало ходило рассказов о его величии. И, хоть никто точно не мерил города какой-то особой меркой, но неоднократно слышал Ивашка, что был Новгород больше и богаче даже стольных Киева и Владимира, не говоря уже о других русских городах...
Поговаривали, что благословил перед смертью архиепископ Далмат своего духовника Климента, чтобы стал тот следующим новгородским архиепископом. И вроде бы весь люд в Новгороде — и знатный, и простой — относился к Клименту почтительно и с уважением. И был народ новгородский рад тому, что будет у них архиепископ из своих. Знающий и местные устои, и традиции, а не присланный откуда-то из иных русских княжеств.
И всё же без решения и соизволения самого митрополита не могло состояться рукоположение Климента в сан. И хотя напрямую Владимира не касались новгородские церковные дела, но не так часто на Руси умирали архиепископы. Оттого с нетерпением и ждали все в Богородицкой обители, что скажет митрополит Кирилл. Как ждали и обязательного посольства в Новгород и благословения митрополитом нового архиепископа. Будь то Климент или кто-то ещё...
Сам митрополит бывал во Владимире лишь наездами, находясь в последнее время большей частью в Киеве. Был Владыко уже стар и не так крепок здоровьем, как в прежние годы. Но знали все, что, как и раньше, был он силён духом и верой. И ум его был всё так же светел, как в молодости, а взгляд пронзителен и чист. В чём не раз убеждался и сам Ивашка, когда проводил митрополит нечастые службы во Владимире.
Но, несмотря на уже очевидную физическую немощь, то и дело митрополит посещал разные города, улаживая ссоры между князьями и пытаясь восстановить на Руси тот мирный порядок, что существовал в русских княжествах ещё до татарского нашествия хана Бату. А, кроме того, сумел он выторговать у ордынских ханов и ярлык на то, чтобы не посягал никто из татарских чинов, поставленных ханом на Руси, ни на церковное имущество, ни на права духовенства. Потому и уважали митрополита во всех концах Руси и считались с его словом, не меньше, а подчас гораздо больше, чем даже с решениями великих князей, коих сам он пережил немало.
И не раз слышал Ивашка от старших иноков о том, что собирался митрополит Кирилл окончательно переехать во Владимир, как нынешний центр русских земель, пожертвовав и личными привязанностями, и сложившимися привычками. И что давно уже наметил он это сделать, но по разным причинам до сих пор не исполнил. И всё ради двух главных благих целей: объединить вокруг стольного града всю духовную жизнь на Руси и сохранить мир настолько долго, насколько это вообще было возможно...
Хотя дорога из Киева до Новгорода была намного короче через Смоленск, но отчего-то все в Богородицкой обители верили без тени сомнений, что поедет митрополит полагать в сан нового архиепископа именно через Владимир. Откуда бралась такая уверенность было совсем неясно. Как неясно было и то, почему митрополит не мог приехать во Владимир уже после посещения Новгорода. Но Ивашка, наряду с другими иноками и послушниками тоже уверовал, что поедет посольство в северные земли именно через Владимирское княжество. И как и все в Богородицкой обители ждал приезда митрополита во Владимир. И ещё втайне надеялся, что именно его, Ивашку выберут в числе немногих послушников сопровождать высокое посольство в Новгород.
Делился Ивашка своими надеждами лишь с Мирославом, понимая, что скажи он кому-то ещё о своём тайном желании попасть в Новгород с посольством митрополита, даже среди послушников в монастыре нашлось бы немало тех, что стали бы злословить за его спиной или откровенно насмехаться над его наивными ожиданиями...
Продолжение - в книге
