Каких только историй не циркулировало в самой закрытой стране на свете, добровольно забаррикадировавшейся от всего остального мира ради счастливого будущего своих потомков (вполне вероятно, ради того, чтобы извечные недоброжелатели не выведали секрета счастливой советской жизни). Особенно с учетом того, что даже сам товарищ Сталин лично в ноябре 1935 года на съезде стахановцев (буквально на пороге массовых репрессий конца 30‑х годов XX века) со всесоюзной трибуны произнес едва ли не самый «ироничный» из своих знаменитых тезисов (цитата): «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится… Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас».
Потому каким историям верить в стране с «самым справедливым устройством за всю человеческую цивилизацию», а каким нет, оставим исключительно на усмотрение вдумчивого и проницательного читателя.
Описанная же ниже история приводится не более чем один из «мифов» сталинской эпохи. «Мифов», которые вполне могли оказаться как выдумкой досужих фантазеров, так и реальностью, учитывая те курьезы, которые происходили в СССР повсеместно и часто не вписывались ни в линейную логику возможностей, ни в обычный здравый смысл…
Но всё же это была история, где никто — на удивление, для того времени — не пострадал и не стал жертвой «бездушной репрессивной системы», что уже должно настроить читателя на позитивный лад. По крайней мере, никто не пострадал в краткосрочной перспективе после того знаменательного случая…
Как гласит отечественный «фольклор» (который, как известно, не рождался на пустом месте), однажды ранним утром известного историка и академика Евгения Тарле разбудил телефонный звонок.
— Товарищ Тарле, вы читали сегодняшнюю «Правду»? — спросил знакомый всей стране голос с грузинским акцентом.
— Нет, товарищ Сталин. еще не успел, — сразу ответил Тарле, поняв, что это не шутка и ему действительно звонит лично Сталин.
— Ну и хорошо! И не читайте. А то я недоглядел, — как обычно, лаконично завершил диалог «отец народов».
На этом разговор был окончен.
Естественно, после такого звонка спать дальше академик Тарле уже не мог. Он сразу раскрыл газету «Правда», которую выписывал в обязательном порядке, как и миллионы советских граждан, и обнаружил разгромную статью о своей последней изданной книге…
В течение дня окружающие Тарле — как домочадцы, так и коллеги на работе — удивлялись, как легко академик переживает случившееся. И это с учетом того, что все понимали, как негативная статья в центральной прессе может не только поставить крест на академической карьере, но и грозить последующей потерей всех ученых степеней, постов и званий. А в перспективе — даже арестом и долговременным заключением…
Через день стала понятна причина «олимпийского спокойствия» ученого: та же газета «Правда» опубликовала опровержение и положительную статью о недавно вышедшей из печати книге ученого…
Случился ли тот телефонный звонок на самом деле или это был плод фольклорного коллективного «творчества» с неиссякающей верой в доброго самодержца-батюшку и было ли в «Правде» опубликовано официальное извинение перед академиком Тарле за предыдущую разгромную статью о его книге, народная молва умалчивает.
Тем не менее, некоторыми «бытописателями» всё произошедшее в то утро выдается за неоспоримый факт…
