Произведение «Ради добра, людей или Бога: куда ведут мотивы»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 38
Читатели: 111
Дата:
Произведение «Ради добра, людей или Бога: куда ведут мотивы» самая оцениваемая(12) работа за сутки
18.04.2025

Ради добра, людей или Бога: куда ведут мотивы

Когда мы делаем добро — зачем мы это делаем?
Из благодарности? Из жалости? Из любви?
Из желания, чтобы нас тоже кто-то полюбил?
Или, может быть, ради самой идеи добра — или даже ради Бога?
После публикации сказки о Фелиции и Пелерине Доброй Девочки, где героиня учится различать доброту как свободу и доброту как роль, один из комментариев задел меня особенно. Там говорилось:
«Ошибка героини не в том, что она служит людям, а в том, что ждёт от этого одобрения. А нужно делать добро ради Бога».

А потом — ещё одна фраза, уже очень личная:
«Пока мы крутимся вокруг себя и своих проблем, мы — как стружка, свернувшаяся вокруг пустоты».

Я не обиделась. Но задумалась.


А как вы определяете: где добро «ради» — а где «от души»?

Я и сама чувствовала, что иногда поддерживаю кого-то не потому, что хочу — а потому что неудобно отказать, или страшно обидеть, или неловко быть "плохой".
Это не зло. Это просто уставшая доброта. Добрая привычка. Или — добрый страх.
Но в ней нет свободы.
Иногда я делаю что-то хорошее — и замечаю, что в глубине жду: «Похвали меня. Заметь. Прими».
Это — детское «посмотри, я хорошая».
Мы не обязаны себя за это осуждать.
Но и не стоит называть это бескорыстной добродетелью.


А что значит «делать добро ради Бога»?

Для меня — это не формула. Это состояние.
Когда ты не отделяешь себя от другого, когда чужая боль звучит внутри,
но при этом ты не теряешь себя в спасательстве.
Ты не растворяешься, не подстраиваешься, не служишь ради любви.
Ты и есть любовь — в этот момент. Без усилия. Без вины. Без ожиданий.
Если Бог — это Любовь, то делать добро ради Бога — это делать из любви,
а не из страха быть отвергнутым, или забытым, или недостаточно хорошим.


А можно ли делать добро ради людей?

Можно. И нужно.
Иногда мы помогаем не потому, что «Бог сказал», а потому что человек плачет.
Но важно помнить: добро, сделанное ради любви — исцеляет.
А добро, сделанное ради чувства долга — часто выматывает.


А вы?

Что движет вами, когда вы делаете добро?
Ради кого — или ради чего — вы встаёте, отвечаете, помогаете, жертвуете временем?
Это не экзамен. Это не исповедь.
Это просто — вопрос наедине с собой.
Обсуждение
18:05 06.05.2025(1)
1
...специально посмотрел в инете определение добра... Для себя понял:
= когда действительно делал добро, то не задумывался: зачем? кому? почему? за что? и не ждал ничего взамен;
= когда хотелось получить (увидеть, услышать, почувствовать) ответную реакцию, значит просто оказал помощь, которую, скорее всего    попросили;
= целенаправленно делал, так называемое, Добро, надеясь взамен получить такое же, так называемое, Добро.
Истинное Добро всегда свершается непроизвольно, всё остальное имеет свои имена.
Но это - чисто моя точка зрения
19:06 06.05.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Вячеслав, большое Вам спасибо!
Ваше определение добра напоминает то, как описывается любовь в Послании к Коринфянам: не ждёт, не ищет, не торгуется, не требует благодарности.
Вы назвали это "непроизвольным", и я представила себе, что это добро, которое совершается без волевого усилия, естественно, как дыхание.
23:38 06.05.2025
1
Алёна, Вы правильно поняли! Именно, как дыхание. Повторюсь, всё остальное имеет другие названия. Там всё правильно, всё хорошо, но я не могу назвать это Добром...
17:21 18.04.2025(1)
1
Главная проблема при попытках сотворить добро - смешение цинизма и стоицизма.
14:25 20.04.2025
1
Алёна Шаламина
Илья, спасибо — вы сформулировали очень ёмко и парадоксально.
Да, действительно: когда стоицизм становится «непробиваемостью», а цинизм — прикрытием от боли, добро превращается в жест, лишённый тепла.
Иногда человек делает правильное — но без участия, отстранённо, через маску.
И тогда добро перестаёт исцелять, и для себя, и для другого. Наверно, прежде всего для себя перестаёт.
Очень интересно было бы поговорить с вами об этом подробнее — вы точно попали в нерв темы.
Благодарю.
19:54 17.04.2025(1)
2
АБСОЛЮТ
Я ПОЗНАЛ НА СЕБЕ МНОГО ЗЛА В ЖИЗНИ
ПОЭТОМУ ХОЧУ ДЕЛАТЬ ДРУГИМ ДОБРО
ЧТОБ ХОТЬ ОНИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ
Я ВИЖУ В ЭТОМ И СВОЁ СЧАСТЬЕ
20:46 17.04.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Андрей!
То, что вы прошли через зло — и выбрали после этого не ожесточение, а доброту, — говорит о настоящей силе духа.
Ваше желание дарить другим счастье — это и есть свет. И очень ценно, что вы находите в этом и своё счастье.
Благодарю вас за этот отклик.
15:16 17.04.2025(1)
1
Лилия Назарова
Когда веришь в Бога или,если хотите, в силу, за нами смотрящую свыше, не задумываешься о том, помочь или нет,
делать доброе или нет. Просто чувствуешь эту потребность. А если пошёл вразрез со своим желанием сделать добро, всё внутри протестует, 
не желает идти вопреки, даже если это для тебя чревато.
Алёна, сотый раз спасибо за твои прекрасные труды!
15:25 17.04.2025(1)
Алёна Шаламина
Лиля, от всей души спасибо — и за отзыв, и за эту тонкую мысль.
Да, точно, когда живёшь в связи с чем-то большим — Богом, внутренним светом, зовом совести — добро совершается не из расчёта, а из ощущения потока, как дыхание.
И тогда невозможность поступить вопреки становится не обязанностью, а внутренней честностью. Как ты это описала — «всё внутри протестует». Это и есть, кажется, самый надёжный компас.
Спасибо, Лиля, что ты со мной рядом, уже в сотый раз.
20:31 17.04.2025
1
Лилия Назарова
Очень тронута, спасибо тебе!
14:51 17.04.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Замечательно написано. Интересные, глубокомысленные вопросы, Алёна.
И, наверное, у каждого человека будут свои мысли на сей счёт, свои мотивы и аргументы.
Но как сказал философ Сократ: «Высшая мудрость — различать добро и зло».

15:03 17.04.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Ирина, большое вам спасибо!
Да, это точно так — у каждого свои мотивы, свои поводы творить добро.
И чем честнее мы в них разбираемся, тем меньше опасность утонуть в иллюзии.
И слова Сократа — как веха: различить добро и зло не снаружи, а внутри себя, в мотивации, в интонации, в источнике.
Иногда то, что кажется добром, делает нас пустыми. А то, что выглядит как отказ, может оказаться актом любви — к себе и к другому.
15:06 17.04.2025
1
Ирина Гасникова
Вы правы, Алёна.
14:14 17.04.2025(1)
1
По-моему, в жизни мы делаем и добро, которое "исцеляет", и добро, которое "выматывает", то есть в зависимости от обстоятельств.
14:27 17.04.2025
Алёна Шаламина
Тося, спасибо! 
То, о чём ты пишешь, - самое здоровое. 
Ситуативность и свобода выбора - вот что важно.  
Нет ничего патологичного в том, чтобы в экстремальной ситуации пожертвовать своим комфортом ради близкого или, напротив, сосредоточиться на собственных делах, временно отложив чужие просьбы. 
Проблема возникает, когда роль помощника становится фиксированной чертой поведения, от которой человек уже не может отступить. 
Если отношения систематически строятся по принципу «я всё для всех, а свои чувства не важны», это выходит за пределы условной нормы и чревато негативными последствиями.
13:39 17.04.2025(1)
1
Александр Гризодубов
Не знаю, стоит ли грузить себя этими вопросами. Для нищего, которому я подал рубль, мой мотив совершенно неважен. Важно действие. Это меня утешает и спасает от излишней рефлексии по этому поводу.
14:11 17.04.2025
Алёна Шаламина
Александр, спасибо большое за этот отклик!
Да, для получателя помощь — это помощь, а не размышление о мотивах.
И действие само по себе — уже благо, независимо от того, что двигало нами.
Я полностью с вами в том, что не стоит превращать такие размышления в самоедство.
Но иногда вопросы о мотивах помогают не заглушить себя, не выгореть, не начать делать «на автомате».
Не ради похвалы, не из страха, не «потому что так надо», а — по сердцу.
В этом смысле — рефлексия не отнимает, а возвращает живое участие.
12:48 17.04.2025(1)
1
Анна Григорьева
Просто отличная статья!!! И меня она заставила задуматься, зачем я делаю людям добро?
Не знаю я, зачем? Но, точно, не для того, чтобы меня похвалили. Хотя это приятно, когда тебя хвалят... И не потому, что так велел Бог... Наверное, я делаю добро, руководствуясь словами: делай так, как бы ты хотела, чтобы сделали тебе. И мне не важно, ответят мне добром на моё добро. Это проблема будет уже не моя, а того человека, кому я помогла... А по поводу Бога, то ТАМ все мои поступки записываются. Но это уже постскриптум.
14:06 17.04.2025
Алёна Шаламина
Анна, спасибо вам большое за такой искренний и светлый отклик!
Мне очень откликается ваша формула: «делай так, как бы ты хотела, чтобы сделали тебе». Это звучит просто — но в этом и сила, и человечность, и этика без показной праведности.
И да, похвала приятна — но не становится топливом. Это очень зрелая позиция.
А мысль про «ТАМ всё записывается» — как постскриптум — очень тронула.
Получается, добро по любви и по совести,
а не «в обмен на» — и тогда оно действительно становится чем-то большим, чем поступок.