Произведение «Обретение харизмы»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 48
Читатели: 242
Дата:

Обретение харизмы

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Невидимый Клоун

 

Харизма - греческое слово и переводится как "дар" (дар от Бога) или как "помазание". Харизма - это способность личности в интеллектуальном, духовном или каком-нибудь другом отношении взывать к "сердцам" других людей. 

Об обретении харизмы рассказывает Михаил Усов в книге "Невидимый клоун. Как не бояться быть собой". Он называет свою книгу "клоунским рецептом счастья". Михаил Усов — профессиональный клоун с более чем 36-летним стажем. Он известен как артист знаменитого Cirque du Soleil (Сирк дю Солей - Цирк Солнца), режиссёр, автор мастер-классов и руководитель собственного небольшого театра. В своей книге Усов делится с читателем опытом и советами по преодолению страха сцены и обретению внутренней свободы. 

Умение быть смешным - это тоже харизма, умение взывать к сердцам людей в эмоциональном отношении. 

В начале своей работы клоуном Михаил Усов задавал себе вопрос, что же мешает ему быть хорошим клоуном, и пришёл к ответу, что мешал страх сцены, то есть страх, что не будет успеха. "Страхи разрушали меня, а вместе со мной они разрушали и магию моего выступления". Страхи возникали от желания понравиться публике, и само это желание мешает клоуну быть смешным. 

В то же время, чтобы быть смешным, нужно быть добрым. Злой никогда не сможет быть смешным, потому что он будет агрессивным. По этой же причине злой никогда не сможет быть харизматичным. 
"Доброту невозможно сыграть, - пишет Михаил Усов, - её нужно иметь где-то глубоко внутри себя". 

"... приподняться над самим собой, взглянуть на себя под другим углом и в результате увидеть себя НЕВИДИМЫМ. Невидимым для публики, которая будет лицезреть уже не вас самого со всеми вашими тревогами, заботами и стремлениями - а вашу энергетику, харизму, магию выступления, идущий от вас свет". 

Это состояние Михаил Усов назвал Невидимым Клоуном. 

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Невидимый Клоун 


Михаил Усов рассказывает, что первый раз он испытал состояние Невидимого Клоуна, когда разглядывал яблоко. "Я взглянул на яблоко и увидел тысячи отдельных деталей... ... Я впервые увидел яблоко. Эти незначительные детали пробудили в моём сознании особые, неизъяснимые ощущения". 

Кстати, когда я проходила курс "Путь клоуна" в Народном университете (Volkshochschule) в Берлине, одно из заданий, пожалуй, основное задание было - внимательно и подробно рассматривать детали обстановки в комнате, где проходили занятия. Упор делался на то, чтобы почувствовать себя опять ребёнком, как будто мы впервые увидели, например, стул. 

Мне скоро надоело пялиться на стены, потолок и предметы в комнате, и я стала пялиться на участников курса, которые исследовали розетки, лампы, некоторые вскарабкались на столы, чтобы получше рассмотреть трубы - курс проходил в Старой Солодовне, построенной в конце XIX века, и помещение было действительно интересным, но не настолько, чтобы глазеть на одну-единственную деталь в течение получаса. Да и какой ребёнок смог бы так долго рассматривать и удивляться чему бы то ни было? 

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Трубы в Старой Солодовне 


Помещение в Старой Солодовне 


Старая Солодовня 


Старая Солодовня 


Посмотрела я на нашу преподавательницу. Она сидела на полу, держа в руках стул, и сосредоточенно разглядывала его с разных сторон. Вид её показался мне идиотским и нисколько не смешным. 

Должно быть, целью упражнения было - достичь состояние, описанное Михаилом Усовым, которое охватило его при разглядывания яблока. "Я впервые увидел яблоко. Эти незначительные детали пробудили в моём сознании особые, неизъяснимые ощущения. Меня окутала нежность, доброта, лёгкая меланхолия, которые сочетались с осенней грустью". "Тебя наполняет беспричинная радость, благодарность, ты становишься совсем маленьким по сравнению с этим состоянием, которое, как океанская волна, накатывает и обволакивает тебя с головы до ног, при этом ты видишь, слышишь, сострадаешь..." "... мне стало по-настоящему хорошо и легко. Я уснул быстро и отлично выспался. Никаких ночных кошмаров не было, и все страхи куда-то разбежались". 

"Мой учитель по клоунаде ... сразу заметил перемены во мне. Он сказал: "Запомни это! Это и есть твоя харизма - органика клоуна"". 

"Эти переживания", - пишет Михаил Усов, - "связаны с настоящим моментом. На психологическом уровне мы буквально выходим за пределы времени, и для нас существует только "сейчас". У этого состояния нет первопричины, оно живёт в нас само по себе". 

"... это состояние сострадания, настоящей, безусловной, беспричинной любви, которую мы переживаем на её собственных, безусловных условиях".

Большую роль в становлении Михаила Усова как артиста сыграла книга Успенского "В поисках чудесного". Пётр Демьянович Успенский, писатель и философ, был учеником знаменитого мистика Георгия Ивановича Гурджиева. Читая Успенского, Михаил Усов узнал, что это особое состояние сознания нужно искать с помощью религии и искусства. "Цель любой настоящей религии и цель настоящего, объективного искусства - передать это состояние, так как через него возможна связь с высшим". 

Михаил Усов нашёл приметы этого состояния в разных видах искусства, настоящего искусства. Это состояние передают "Страсти по Матфею" Баха, фрески Фра Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции, египетские пирамиды, Собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, храм Покрова на Нерли, работы древнегреческих скульпторов. 


Рембрандт. Возвращение блудного сына 

О "Возвращении блудного сына" Рембрандта Михаил Усов пишет: "Вся композиция вызывает смирение, а вместе с ним - это волшебное изменение сознания". 

Попробую подытожить признаки и условия обретения харизмы. 
Доброта 
Безусловная любовь и сострадание 
Выход за пределы времени, связь с настоящим моментом 
Смирение 
Ощущение, что ты есть нечто большее, чем твоё эго с его страхами и заботами 
Связь с высшим (благодаря религии и искусству)

18 июля 2024
Обсуждение
11:41 25.04.2025(1)
1
Роза Госман
Доброе утро, Алёна! В который раз перечитываю твою очень ценную для меня(в познавательном смысле) статью! 
ХАРИЗМА. Это слово на моём слуху было.. просто мимолётно, не вызвав ни малейшего желания узнать: что это за слово такое и что оно означает? Но, из твоей статьи узнала и невольно задумалась:  - А подхожу ли я (как личность) под это определение?  Захотелось посмотреть честно, бескомпромиссно на себя со стороны  и разобраться: Кто я? Что из себя представляю? И почему я именно такая и другой быть не могу?
Вот на какие размышления подвигла меня твоя статья, Алёнушка.
Обнимаю теплом души, с самыми добрыми пожеланиями, Роза
15:47 26.04.2025
Алёна Шаламина
Роза, милая, я так рада, что ты откликнулась на эту статью. Я уверена, что у тебя есть харизма. Она чувствуется через то, что и как ты пишешь, как декламируешь и как поёшь, с каким чувством, с какой выразительностью, с какой самоотдачей. Ты делаешь это без игры, без позы, без желания произвести впечатление на слушателей или читателей. И мне кажется, что именно это Михаил Усов и называет харизмой - внутренний свет, без притворства.
07:56 22.04.2025(1)
1
Irina Krupenina
Алёнушка, было интересно прочесть и статью, и комментарии на этой страничке. Если определение харизмы означает - дар от Бога, то как можно её обрести? Я думаю, что можно по мере взросления повысить свой интеллектуальный и профессиональный уровень. Тем самым стать интересным людям. А природное обаяние в себе воспитать невозможно. Как бы ты не пытался быть добрым, любящим и сострадающим, в тебе не прибавится харизмы. А завораживающая игра артистов в основном достигается многочасовыми ежедневными репетициями. Именно это дает артисту такую уверенность на сцене. Но в данном случае и дар Бога, конечно, никто не отменяет. А вот в быту с харизматичным человеком, я думаю, общаться трудно. Он может, если не разрушать, то подавлять точно. Сам того не замечая. Если в театр мы идем именно желая попасть под чье-то влияние. То дома постоянно находится под таким гипнозом тяжело. Ведь каждый человек имеет право на самоопределение и самовыражение. 
Спасибо за интересную тему.
00:09 23.04.2025
2
Алёна Шаламина
Ириша, большое спасибо за такой вдумчивый и тонкий отклик! Ты затронула сразу несколько важных тем — и каждый твой абзац хочется развернуть в отдельную беседу.
Ты права: если понимать харизму буквально как дар свыше, то «обрести» её так же сложно, как, скажем, по заказу стать поэтом или пророком. Но мне близка мысль Михаила Усова, что харизма — это не приём воздействия, а присутствие в моменте, открытость, внутреннее согласие быть собой. Это, пожалуй, и правда приходит с взрослением — и с накоплением профессионального и человеческого опыта, как ты пишешь.
Насчёт природного обаяния — ты тоже, безусловно, права: оно не вырастает из усилий «быть хорошим». Но мне кажется, есть и другой путь — когда человек перестаёт прятаться, перестаёт «производить впечатление» и становится настоящим. И в этом — своя магнетичность. Не у всех, не всегда. Но иногда тишина и простота вдруг производят куда более сильный эффект, чем попытки понравиться. Это ведь тоже своего рода харизма — тихая.
А про сцену ты сказала очень точно. Да, за чарующей лёгкостью актёра часто стоят часы тяжёлой работы. Именно эта тренированность и даёт уверенность — а значит, свободу, а значит, сияние. А дар, как ты верно заметила, — «никто не отменяет». Мне кажется, здесь всё по принципу Чехова (Антона Павловича): талант — это вера в себя и в то, что ты несёшь. И труд.
И особенно важно то, что ты написала про быт. Сильный, яркий человек, не умеющий видеть другого, может действительно подавлять. Харизма без эмпатии — это гипноз, а не вдохновение. И тогда да, жить рядом с таким человеком тяжело. Каждый имеет право быть собой, а не фоном для чьей-то сияющей личности. Это очень тонкое и важное замечание. Спасибо тебе.
Мне бесконечно ценно, что ты не только прочитала статью, но и дополнила её своей глубиной.
14:24 20.04.2025(2)
1
С праздником Пасхи вас, Алена!
Слово знакомое, харизма, не употребляю его, но звучит оно часто. А потому скажу, что думаю о харизме.
Наверно это некая сила, заложенная в человеке природой и воспитанием.
Сила, в которой сочетаются добро, зло и право на лидерство. Все это называется "стержень" и он либо есть в человеке, либо его нет. За таким идут люди, с таким человеком спокойно, ему верят, он всегда ЗНАЕТ, что делает и чего хочет. Может ошибаться, но сильный духом и потому, ему многое прощается.
Но сегодня другое время - харизматичные не нужны. А кто харизматичен, может о себе ничего и не знать.
14:54 20.04.2025(1)
Алёна Шаламина
Очень откликнулось ваше определение харизмы как «стержня» — да, это не что-то внешнее, не техника, а именно внутренняя сила, которая чувствуется без слов. Вы точно подметили: харизматичный человек может даже не осознавать своей силы, он просто живёт в соответствии с собой.
А ещё меня зацепила ваша мысль о времени — «харизматичные не нужны». Очень хочется верить, что это не совсем так. Наверное, сейчас востребованы другие формы харизмы — не властной, а тихой, доверительной. Не та, что собирает толпу, а та, что согревает рядом.
P.S. Михаил Усов, о котором я пишу в статье, как раз говорит о такой «незаметной» харизме — когда человек становится как бы прозрачным, но через него начинает светиться что-то большее. Он называет это состоянием Невидимого Клоуна. По-моему, очень похоже на тот «стержень», о котором пишете вы.
Спасибо вам за мудрые слова — всегда радуюсь вашим комментариям.
15:44 20.04.2025(1)
1
Разрешите, еще добавлю.
М.Усов прав, когда говорит о прозрачности: не бояться взглядов людей, пусть смотрят, это Я! А я - такой!
За подобным скучают и потому, отсутствие "прозрачности" губит любую атмосферу. 
Насчет не нужны харизматичные, всего лишь моя оценка действительности, как я ее вижу. Могу и ошибаться.
О толпе. Харизматичный войдет в толпу и найдет с ней общий язык, как и с любым вне толпы - по доброму, потому, как, иначе не бывает. Артисты сильные люди - всю жизнь работают в толпе, а если себе имя заработают - честь им и хвала.
Безусловно, гражданский запрос на добро существует, причем давно. Но.................... Пока другое в приоритете.
23:08 22.04.2025
Алёна Шаламина
Никита, спасибо — как всегда, вы добавляете именно то, чего не хватало для завершённости картины. Особенно откликнулось: «пусть смотрят — это Я!». Да, именно такая внутренняя прозрачность и есть основа подлинной харизмы — не «производить впечатление», а быть. Быть видимым, уязвимым, живым.
Очень точно вы сказали и про атмосферу: если нет этой подлинности, если человек всё время «играет кого-то», а не «присутствует», то даже красивый голос или правильные слова ничего не спасут. Пространство вокруг становится глухим. Зато один прозрачный человек способен оживить весь зал.
Про «не нужны харизматичные» — понимаю, что это скорее ощущение, чем утверждение. Но, может быть, такие люди всё же нужны — просто они не в моде. Сейчас в приоритете яркость, эффективность, уверенность. А глубина, доброта, молчание, внутренняя сила — остаются как будто на вторых ролях. Но мне кажется, именно они в итоге и запоминаются.
И —  да: сильный артист — это тот, кто не теряет себя в потоке чужих взглядов и ожиданий. И кто способен в любой ситуации говорить с человеком, а не с функцией толпы. 
Спасибо вам за искренность и тепло. Всегда рада вашему «ещё добавлю». 
14:47 20.04.2025
Алёна Шаламина
С праздником Светлой Пасхи, Никита!
12:49 20.04.2025(2)
1
Анатолий Комогоров
Текст не очень понятен, не разобрался, где он авторский, а где цитаты.
Но хочу добавить о харизме, что, прежде всего, это следствие доминирования человека, принадлежащего к высшей социальной группе. И харизматичность может вызывать двоякое впечатление. Может привлекать, а может отталкивать. Наивысшего эффекта харизматичные личности добиваются у толпы, а в общении наедине эффект может быть прямо противоположный, потому что приёмы, действующие на толпу, не действуют на одиночного индивидуума. И т. д.
13:18 20.04.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Анатолий, спасибо за вдумчивый отклик. Очень интересно, что вы подняли тему харизмы как социального доминирования — действительно, в публичной сфере это часто так и воспринимается: как «магия власти» или влияние лидера на массы. И в этом смысле харизма может быть инструментом управления, как вы и заметили.
Но я в этой статье скорее говорила о другой её стороне — о харизме присутствия, не связанной с властью или положением. Когда человек ничем не доминирует, но от него исходит что-то притягательное — не агрессивное, а наоборот, мягкое, искреннее, даже уязвимое. Это ближе к понятию "внутреннего света", чем к эффекту толпы.
15:33 20.04.2025(1)
1
Анатолий Комогоров
Не соглашусь с вами, потому что для того, чтобы человека просто слушали, ему надо обладать этой харизмой.
Наверняка вы были свидетелем ситуации, когда за столом кто-то начинает говорить тост, а его никто не слушает и все болтают между собой. А другой только начинает говорить, и все притихают... Хотя ничего толкового он не скажет.
Харизма — это тестостерон, может быть, и какой-то другой гормон, но он совершенно точно чувствуется всеми присутствующими. Его не надо понимать, он действует на подсознание. И эта тема не о зле или добре, а о доминировании.
И мы уже с детства чувствуем, можем ли мы завладеть вниманием, перехватить инициативу, или наша участь — помалкивать в тряпочку.
15:42 20.04.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Анатолий, благодарю за продолжение разговора — вы поднимаете важные и, как всегда, провокационные аспекты. Да, эффект «застывшего стола» при появлении харизматичного человека знаком, и я с вами согласна, что он действительно происходит до всяких слов и «разумных» причин. Что-то включается в нас — и мы слушаем, даже если говорящий ещё ничего не сказал. Это явление заслуживает внимания.

Но вот что мне хочется добавить. Я ведь и в статье, и в ответе вам говорила о другой природе харизмы — не о власти, а о присутствии. Есть актёры, которые выходят на сцену — и с первой секунды чувствуется, что они здесь. Весь зал замирает. И неважно, играют ли они царя или последнего нищего. Это не про «тестостерон», не про иерархию, а про полноту проживания момента. Этому учатся, и этому — парадоксально — учатся не через технику, а через отпускание контроля.

Иногда такую харизму видно и у старика, и у монаха, и у человека с очень тихим голосом — но ты не можешь от него оторваться. Я бы назвала это харизмой подлинности. Она не кричит и не командует. Но затрагивает.

Пример — Михаил Чехов, племянник Антона Павловича. Современники говорили, что в жизни он был внешне незаметен, почти робок. Но на сцене — не в самом действии, а в паузе, тишине, вдохе перед репликой — он обладал магнетизмом, от которого мурашки. Его партнёры говорили, что с ним легче быть, как будто ты сам вдруг становишься лучше и живее.

Думаю, вы правы в том, что социальное восприятие харизмы часто связано с доминированием. Но хочется верить, что это лишь одна из форм. И что другая — не менее сильная — рождается там, где человек перестаёт бороться за внимание и просто присутствует.
16:18 20.04.2025(1)
1
Анатолий Комогоров
Смотрите, в чем дело, харизма и доминирование — это необязательно руководство, это может быть и деструктивное влияние — когда достаточно одного слова, чтобы человек отчаялся в своей деятельности.
Харизматичных людей тоже можно разделить на три группы: те, кто стимулируют; те, кто деструктивно действует, и те, кто демонстрирует (артисты и актеры).
Мне повезло видеть Дурова в спектакле «Отелло» на Малой Бронной, вот это была магия демонстрации. Тогда я понял суть театрального представления — это сеанс гипноза. После этого я больше в театр не ходил.
Элементами харизматического действия обладают и средства массовой информации: печатное слово и слово, сказанное из телевизора/радио.
Теперь к этому и интернет с соцсетями присоединились.
Когда нами командует телевизор или телефон, он усиливает харазматичность сказанного.
10:49 21.04.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Анатолий, спасибо за столь объёмное размышление — вы очень точно подметили важную сторону харизмы, о которой я почти не писала: её способность не только вдохновлять, но и разрушать. Да, действительно, достаточно одного слова от «сильной личности» — и человек может потерять опору. Я с этим сталкивалась — и в личной жизни, и в текстах. Иногда больше всего ранит не крик, а весомое молчание или тонкая усмешка.
Ваше деление харизматичных людей на три группы — стимулирующих, деструктивных и демонстрирующих — мне кажется очень продуктивным. Хотя, наверное, хороший артист — это не только демонстратор. Великий актёр способен не просто показать, но и разбудить в тебе переживание, изменить твоё внутреннее состояние — и даже судьбу. Это больше, чем демонстрация, это, скорее, передача живого огня.
Ваша история с Дуровым потрясает. Я представляю силу впечатления, если оно было настолько гипнотическим, что вы больше не хотели возвращаться в театр. Возможно, вы почувствовали, что театр способен вмешиваться в сознание — и даже слишком глубоко. И, может быть, именно потому Чехов так подчёркивал, что актёр должен быть светлым проводником, а не манипулятором.
Да, харизматичность слова сейчас усиливается средствами — и техникой подачи, и количеством повторов. Но, мне кажется, что не всё, что влияет — харизматично в подлинном смысле. Иногда это просто внешняя «громкость». А настоящая харизма, о которой мы с вами спорим — это ведь всегда немного про человеческое присутствие, теплоту, внутреннюю цельность. Даже если она страшит.
Спасибо за ваш мыслящий отклик — я каждый раз чувствую, что после ваших комментариев мысль обостряется.
11:13 21.04.2025
1
Анатолий Комогоров
Мне тоже приятно с вами поболтать.
Спасибо и до новых встреч.
13:14 20.04.2025(1)
Алёна Шаламина
Все цитаты взяты в кавычки. 
15:34 20.04.2025
Анатолий Комогоров
Я читаю в телефоне, очень мелкий текс...
08:58 21.04.2025
Борис Рябов
Познавательно!
19:12 20.04.2025(1)
2
Владимир Абрамов
С Праздником Светлой Пасхи, Алёна!
00:22 21.04.2025
Алёна Шаламина
Спасибо! С Праздником Светлой Пасхи! 

20:43 20.04.2025(1)
2
Гелия
Абсолютно согласна. С праздником! Мира, добра, любви и благополучия. 
22:55 20.04.2025
1
ОлГус
Добрая ты...
13:07 20.04.2025(1)
1
Познавательно!
Светлой Пасхи всем! Живите в мире и радости!
13:22 20.04.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Тося! 
Со Светлым Праздником Пасхи! 
11:10 20.04.2025(1)
1
Ellen Punsh (Еlena Punegova)
С праздником светлой Пасхи))
13:13 20.04.2025(1)
Алёна Шаламина
 С праздником!

Христос воскрес!
13:20 20.04.2025
Ellen Punsh (Еlena Punegova)
Воистину!
13:07 20.04.2025(1)
1
Виктор Левашов
13:20 20.04.2025
Алёна Шаламина
Спасибо!