Произведение «Раз показал»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 40
Читатели: 171
Дата:
Произведение «Раз показал» самая оцениваемая(13) работа за сутки
20.04.2025
Произведение «Раз показал» самая читаемая(17) работа за сутки
20.04.2025

Раз показал

А дело было в Нефтеюганске. Где-то в начале семидесятых. Вроде бы город, вроде бы жизнь — а вокруг тайга да вахты.
Станислав тогда молодой был, двадцать семь. Технарь. Вроде бы с высшим, вроде бы с руками. Отвечал за проектную часть, любил порядок в чертежах и стихи Беллы Ахмадулиной. Тихо, конечно. Без фанатизма.
Алексей Иванович работал там же. Старше лет на пятнадцать. Молчаливый. Не злой, но и не компанейский. Из тех, кто чай пьёт, глядя в стену. Не в окно, нет. В стену. Так глядят те, у кого там, за гипсокартоном, своя жизнь, своя страна, свои погибшие.

Однажды Станислав шёл по конторе, искал рулон с планами и случайно обнаружил под стопкой макулатуры серый пакет. Завязан на узелок. Ну, он — как честный — развязал. Может, материалы нужные.
А там — тетрадки.
И листы.
И на каждом — почерк аккуратный.
И стихи.
Не пошлые, не заводские. Такие… ну, как будто человек сам с собой разговаривает вслух. И очень старается, чтобы его хоть кто-то услышал.

Он вечером и говорит:
— Алексей Иванович, слушай, это твои стихи?
— Мои. — коротко.
— Да ты что… да это ж круто. Почему не печатаешь? В «Сибирские огни» хотя бы отослал бы.
Алексей глянул на него, как на телевизор без звука.
— Один раз показал, — сказал.
— В районную газету. Девка там, Верочка, у неё два высших, лоб широкий. Прочла, смеялась потом с ними за столом. Сказала: «Алексей у нас теперь поэт. А завтра, может, роман напишет про стройку». И всё.

Станислав уже хотел что-то сказать. Типа, мол, не бери в голову, да наплюй ты на эту Верочку, но не сказал.
Потому что видел, как Алексей держит руки на коленях.
Пальцы — белые.
Словно замёрз.

Потом как-то вечером, за чаем, в общаге, Станислав осторожно спросил:
— Ты всё равно пишешь?
Алексей кивнул.
— Пишу. Только никому не показываю. Пусть хоть там кто-то меня не стыдится.
Он не сказал, где — там. Может, в стихах. Может, в памяти. Может, в жизни, которую никто не одобрил.

Через год Алексей уехал. Куда — неизвестно.

А пакет с тетрадками Станислав оставил себе. Хранит дома. В ящике. Иногда достаёт, читает.
Никому не показывает.
Раз показал.
И хватит.
Обсуждение
11:51 19.04.2025(3)
2
Анна Григорьева
Тут никак не узнаешь, как лучше: показывать или не показывать. Покажешь, а вдруг скажут, что творчество твоё никудышнее. А не станешь публиковать где-нибудь, потом найдут, прочитают и удивятся: "А что раньше-то не давал опубликовывать?"
С приближающимся праздником Пасхи, Вас!
15:53 20.04.2025(2)
2
Анатолий Комогоров
У меня была одна знакомая, которой я свои стихи читал, и, видимо, я ей так надоел с этими стихами, что она мне посоветовала в журнал «Юность» свои стихи отнести, там редактор поэт.
И я пошёл. В редакции был день приёма начинающих поэтов. Прождал я в приёмной около получаса, подошли ещё какие-то крестьяне, похожие на ходоков к Ленину. Сидим, ждëм вместе.
Приходит такой красавец мужчина с теннисной ракеткой, спрашивает, кто в очереди первый, смотрит мои стихи, указывает на какие-то недочёты и выносит вердикт: «Это близко к ремесленичеству, продолжайте в том же духе».
Да, он ещё спросил, знаком ли я с поэзией «запрещённых» коммунистической пропагандой поэтов... Разумеется, знаком я с ними не был. Он мне посоветовал познакомиться... Выхожу из редакции, иду мимо киоска «Табак», мужик спрашивает: «Мне блок нужен», и я почему-то подумал, что он стихами Блока интересуется... Всё как в тумане.
00:15 23.04.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Анатолий, это — уже почти готовый рассказ.
И с ходоками к Ленину, и с красавцем с теннисной ракеткой, и с киоском «Табак» — всё на своих местах, как будто специально подобрано, чтобы запомнилось на всю жизнь.
А главное — этот странный вердикт: «близко к ремесленичеству, продолжайте в том же духе»… Такое ощущение, что человек сам не понял, хвалит он или отмахивается. Но ведь и не оттолкнул. Просто сделал всё, чтобы вы вышли «в тумане».
Спасибо, что поделились.
00:31 23.04.2025
Анатолий Комогоров
{
19:25 20.04.2025(1)
1
Анна Григорьева
У меня это было, но я так и не успокоилась. Все пишу и пишу. 
00:18 23.04.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Анна, и слава Богу, что не успокоилась!
Значит, пишет не гордость — пишет душа.
И пусть она продолжает. Потому что вот эта неутолимость — и есть настоящее.
Пока «пишу и пишу» — значит, живу и думаю.
А всё остальное — это уже нюансы.
10:11 23.04.2025
Анна Григорьева
Спасибо, Алена!
13:43 20.04.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Анна, как вы точно сказали — ведь действительно не угадаешь.
И в том, и в другом случае остаётся лёгкое сожаление: «А вдруг всё могло бы быть иначе?»
Но, как мне кажется, лучше уж пожалеть, что показал, чем жалеть, что так и не решился.
И спасибо вам за тёплое поздравление — и вас с Пасхой! Пусть свет в душе будет независимо от погоды, календаря и критиков :)
14:24 20.04.2025
1
Анна Григорьева
12:33 19.04.2025(2)
4
Анатолий Комогоров
Да показывайте, пусть смотрят. Не нужно своё представление о прекрасном утаивать от окружающих.
Меня всегда удивляло, что хороших поступков люди стесняются, а дурными хвастаются.
А суть этого проста, так происходит, что дураки не имеют свойства стесняться и показывают всё, на что способны. А способны они исключительно на дурость.
И когда эта дурость преподносится с такой откровенной наивностью, окружающими она принимается за норму.
Вот в чем дело!
13:44 20.04.2025(1)
3
Алёна Шаламина
Анатолий, вот вы снова попали прямо в нерв — как всегда, чётко и с тем самым добрым раздражением, которое делает текст живым.
Да, «дурость, не стесняющаяся себя» — это настоящий культурный вирус.
И вы правы: если умное и светлое будет всё время скромничать, а глупость — маршировать, то толпа будет аплодировать не тем.
Спасибо вам — вы очень точно обострили суть. Иногда именно таких слов и не хватает, чтобы захотелось выйти из тени.
15:20 20.04.2025(1)
1
Анатолий Комогоров
Тут ещё такой момент играет роль, что у всех есть какие-то тайные фантазии, которые никто в жизни и не исполняет.
А тут такой момент, что можно их исполнить! Есть реальный пример.
15:31 20.04.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Анатолий, вы очень интересно продолжили — и правда, это сильное наблюдение.
Ведь писательство иногда и становится тем самым пространством, где человек позволяет себе быть, а не просто казаться.
И то, что в жизни не исполняется, — в тексте может выйти наружу.
Иногда как откровение, иногда как терапия, а иногда — как тайное окно, которое никто не видит, но через которое легче дышать.
Теперь мне даже захотелось услышать этот «реальный пример», о котором вы упомянули.
Уверена, он может стать ещё одним поворотом к честности — и к себе.
15:38 20.04.2025
Анатолий Комогоров
Примеров много, но они не из классики...
А если вы читали «Исповедь» Жан Жака Руссо, то в ней есть такой пример откровения. Хотя вся эта исповедь — пример откровения.
15:17 19.04.2025(2)
3
Анатолий, праведность никогда не была в "моде"! Одни хвастаются количеством поверженных врагов (коллекция черепов), а не побед и спасенных, другие - количеством любовниц или любовников и способностями в деле этом, а не количеством выращенных детей, третьи - количеством и качеством съеденного, а не приготовленного... C'est la vie... Dura et incognita... 
13:45 20.04.2025
2
Алёна Шаламина
Какие вы образы привели — аж дыхание перехватило. Черепа, гастрономия и любовь в статистике...
И всё ведь правда.
Вы точно подметили: «праведность» никогда не была модной.
И всё же хочется надеяться, что мода проходит, а внутреннее тепло остаётся.
Спасибо вам за эту крепкую, точную реплику — она будто вбивает колышек в зыбкую почву темы.
С вами чувствуется, что мы не просто делимся мнениями, а вместе роем глубже.
16:08 19.04.2025
3
Анатолий Комогоров
Так и есть. Спасибо.
08:31 23.04.2025
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
Ой, и у меня такое было А я всё равно пишу!!!!! Кому не нравятся, пусть проходят мимо, а кому нравятся мы давно уже здесь дружим
08:41 22.04.2025(1)
1
Irina Krupenina
Аленушка, я сейчас вспомнила сцену прослушивания из фильма "Девушка без адреса". Не нужно свои стихи показывать "вахтеру", который работает в редакции. Но путь к признанию иногда долог, тернист и полон сомнений, даже у весьма талантливых людей. Что касается поэзии, то тут тоже всё относительно. Но я думаю, что вряд ли рабочий человек может писать грамотные стихи. Наверняка, это что-то чувственное или производственное. И профессионалу они могут показаться смешными. Представляю, сколько плохих стихов прочли в редакции. Ведь писать стихи нужно учиться, даже при условии наличия таланта.
А показывать стихи нужно, я думаю, сначала друзьям. Когда смотришь в глаза, а они светятся от восторга и понимания - это очень дорого. Может, у героя не было друзей? Даже Высоцкий рассказывал, что только что родившиеся стихи и песни нес друзьям, а не в Союз писателей. Его туда и не приняли, а народ пел его песни.
00:45 23.04.2025
1
Алёна Шаламина
Ирочка, это точно — то, что ты пишешь.
А у героя, возможно, друзей было не много, и они не интересовались поэзией.
Может, были хорошие, надёжные люди — но не те, с кем можно делиться тонким, хрупким, ещё не окрепшим словом.
У Высоцкого ведь всё иначе: он с юности был окружён теми, кто жил в искусстве — актёры, музыканты, режиссёры. Даже если не были поэтами, они знали, что такое внутренняя необходимость сказать.
Они слышали — не рифмы, а интонацию.
Их не надо было убеждать, что песня — это не развлечение, а крик.
А у моего героя, скорее всего, не было такого круга.
Вот он и спрятал своё — не потому что не верил в себя, а потому что не знал, кому можно показать.
И, может быть, ждал всю жизнь — не издателя, а того самого человека, который не засмеётся.
Ты очень точно почувствовала это. Спасибо тебе за твою теплоту и взгляд, который всегда видит глубже.
14:03 20.04.2025(1)
1
Невоструева Лана
Доброжелательная критика....это даже не критика, а совет более опытного и талантливого автора. А вот насмешки, сарказм и подколы анонимов и гостей из числа авторов, и авторов под своим ником  со злобным оскалом слушать не намерена. Они вызывают возмущение и жалость. А жалеть вымпиров это не мой удел.
14:11 20.04.2025
1
Алёна Шаламина
Лана, вы абсолютно правы — критика, сказанная с уважением и желанием помочь, это бесценная вещь.
Но то, что часто маскируется под «мнение», а на деле оказывается ядом — нет, такое слушать не надо.
Вы хорошо сказали: возмущение и жалость — именно так. Потому что за злобой почти всегда стоит слабость, а не сила.
И да — вам совершенно не обязательно быть спасательницей этих энергетических вампиров.
Спасибо, что высказались так чётко и сильно — в этом тоже есть своя защита для тех, кто пока молчит.
11:04 20.04.2025(1)
1
Бывали встречи с такими критиками: готовы очернить кого угодно и за что угодно, а на поверку оказывалось, что и не читали вовсе...
Помнится, так у нас раскритиковали "Доктор Живаго" Пастернака, когда он издал книгу за границей ( раз у нас не смог издать, значит - плохая).
Хорошая миниатюра.
13:56 20.04.2025
Алёна Шаламина
Тося, вы очень точно вспомнили — да, такие «критики» бывают: шумные, обвиняющие, но при этом не заглядывавшие в суть.
С Пастернаком — вообще символическая история.
22:44 19.04.2025(1)
1
Владимир Абрамов
Интересный рассказ!
13:54 20.04.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Владимир!
19:50 19.04.2025(1)
1
13:53 20.04.2025
Алёна Шаламина
Спасибо!
19:44 19.04.2025(1)
1
Танцор
Интересно! Раз показал и всё? Обычно талантливые считают, что их творчество слишком банально.
А вот бездари зачастую прут напролом, и даже не пытаются погружаться в знания, и заполняют собой всё публичное пространство, 
насаждая моду на примитив и безвкусицу!
13:53 20.04.2025
Алёна Шаламина
Илья, вы сказали почти как афоризм — и, боюсь, попали в самую болезненную точку.
Талантливые действительно часто сомневаются — слишком чувствуют, слишком сравнивают, слишком боятся быть «не на высоте».
А вот те, кому неведомо сомнение, идут в лобовую — и, как ни странно, нередко побеждают. Просто потому, что громче.
Но всё же хочется верить, что и в этом шуме останется место для настоящего.
Спасибо вам за этот взгляд — вы точно уловили перекос, который многие ощущают, но не решаются назвать.
19:11 19.04.2025(1)
2
Ирина Гасникова
Прекрасно написано, Алёна. Беру в Избранное.
Увы, порой в жизни встречаются такие вот, как эта Верочка, — критики, которые считают себя «великими экспертами» в каком-либо деле или творчестве. Конечно, конструктивная критика необходима, но когда она звучит с грубостью и насмешками, то это всего лишь эгоистичное желание «критика» самоутвердиться за счёт принижения другого человека. На самом деле это показывает бестактность и быдловатость так называемого «критика».
Такое я встречала и здесь — на Фабуле. Газлайтингский тупой сарказм, цель которого унизить другого человека, принизить его творчество, тем самым возвышая себя и находя поддержку среди таких же развесёлых «критиков». Но надо помнить, что за подобной критикой и таким сарказмом стоит несчастный человек. Потому что счастливые люди не будут принижать других. Счастливые люди не высмеивают и не обижают других.
Мне очень понравилось, как Вы описали героев рассказа. Коротко, но содержательно. Очень интересно и легко читается. И прекрасно, что те стихи нашли своего читателя. Раз, кроме автора, творчество нравится хоть одному человеку, то это творчество имеет право быть.
13:49 20.04.2025
1
Алёна Шаламина
Ирина, спасибо вам за такой откровенный, сильный комментарий — он звучит не как отклик, а как продолжение рассказа в другой плоскости: уже не о герое, а о нас с вами, пишущих и уязвимых.
Да, такие «Верочки» встречаются, к сожалению. Не только в прошлом, но и рядом — сейчас. И вы очень точно назвали: это не критика, а самоутверждение через унижение.
Мне кажется, те, кто действительно умеет чувствовать текст, — всегда говорят бережно. Даже если видят несовершенство. Потому что понимают: перед ними не просто буквы, а кусочек чьей-то души.
Спасибо вам за добрые слова о рассказе — и за то, что сказали так громко и честно то, что часто прячется за вздохом.
Очень рада, что мы с вами встретились в этом смысле.
И — да: раз текст нужен хотя бы одному — значит, он уже не напрасен.
16:36 19.04.2025(1)
1
Фройнд Наталья
Как-то Вам удалось, Алёна, уместить в коротком рассказике целую жизнь!..
13:47 20.04.2025
1
Алёна Шаламина
Наталья, спасибо вам огромное — для автора это, наверное, самый тёплый комплимент: когда говорят, что в коротком — почувствовали большое.
Значит, жизнь всё-таки просочилась между строк.
Очень рада, что вы это заметили — и что откликнулись.