Произведение «Чему звёзды Голливуда учились у русского мистика сцены Михаила Чехова»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 32
Читатели: 90
Дата:

Чему звёзды Голливуда учились у русского мистика сцены Михаила Чехова

Когда Михаил Чехов эмигрировал из Европы в США, ему было за сорок. Он уже был известен как ученик Станиславского, актёр, режиссёр, философ театра. Но в Голливуде ему предстояло сыграть новую роль — учителя звёзд.

В мире, где актёрская профессия всё чаще сводилась к внешней выразительности и кинематографическому обаянию, Чехов принёс невидимое: технику внутренней трансформации, работу с воображением, телом, жестом, вниманием — и с чем-то, что он сам называл духовным дыханием роли.


Кто у него учился?

Среди его учеников были те, чьи имена навсегда вписаны в историю американского кино:

Мэрилин Монро — хрупкая, ранимая, загадочная. Именно Чехов научил её использовать воображение и психологический жест для поиска глубины в роли. Она говорила, что после занятий с ним научилась «чувствовать» пространство кадра и смотреть внутрь, а не только в зеркало.

Юл Бриннер — актёр с ярко выраженной внешностью и гипнотическим воздействием. Его внутреннее спокойствие и сценическая собранность — тоже результат работы с Чеховым. Он считал Михаила своим духовным наставником.

Грегори Пек — один из самых сдержанных и одновременно харизматичных актёров своего времени. Говорил, что от Чехова получил главное — умение доверять молчанию.

Клара Луиза Зейглер и Джек Пэланс, менее известные широкой публике, но глубоко воспринявшие и развивавшие его метод в актёрском преподавании.

Некоторые из его голливудских учеников даже не афишировали своё ученичество — оно было не в моде. Метод Станиславского, адаптированный в системе Ли Страсберга (Actors Studio), с её культом личного переживания, казался ближе к американскому прагматизму. А метод Чехова был слишком поэтичным, духовным, непрактичным — на первый взгляд.


Чему он их учил?

Не «играть», а «становиться».
Не «влезать в шкуру», а «настроиться на волну».
Не «анализировать», а «вообразить» и «принять».

Он предлагал актёрам медитативные упражнения:
Внимание к центру тяжести роли.
Работа с воображаемым пространством.
Психологический жест — как ключ к состоянию.
Проживание молчания.
Способность «войти» в атмосферу образа, как в туман, — без борьбы, без доказывания.

«Хороший актёр — это тот, кто умеет уйти в сторону и дать роли пройти через него».

— Михаил Чехов


Почему они ему верили?

Потому что после занятий с ним они начинали дышать по-другому. Многие говорили, что чувствовали свободу, которую не давала ни одна другая школа. В отличие от «метода», который требовал вскрывать личные травмы, Чехов давал пространство — безопасное, творческое, вдохновляющее.

Он не учил «рыдать по памяти», он учил перевоплощению через энергию и форму.


Наследие

Сегодня о Михаиле Чехове вспоминают чаще в Европе, чем в Америке. Но его тень — светлая, прозрачная, почти мистическая — всё ещё витает в лучших примерах актёрской игры. Там, где зритель говорит: «Я не знаю, почему, но от него не оторваться», — почти всегда в этом есть след Михаила Чехова.
Обсуждение
18:50 01.05.2025(1)
1
Неплохо бы было  поучиться по его методике!
22:13 01.05.2025(1)
Алёна Шаламина
В Берлине есть театральная студия Михаила Чехова, где преподают по его методике. На одних курсах (не в этой студии, конечно, а в Народном университете) вместе со мной занималась девушка, которая окончила студию Михаила Чехова. Я от неё ожидала шарма Мэрилин Монро и что она будет сильнее всех нас, включая преподавателя. А она показалась мне не сильнее и не талантливее других. Некоторые, которые нигде не учились на актёров, играли лучше. И ещё я проходила курсы, тоже в Народном университете, где преподавательница использовала методы Михаила Чехова, хоть и не объясняла нам, что это за методы и чьи. Уже не помню, как назывался курс, что-то навроде трансформации личности. Я от этого курса многого ожидала и была разочарована. А на театральную студию Михаила Чехова у меня денег нет (они устраивают занятия также для всех желающих, за бешеные деньги). 
21:34 02.05.2025(1)
1
Это от обучающегося зависит. В школе тоже у одного учителя есть и отличники, и середнячки, и двоечники. Тут и деньги не помогут.
15:54 03.05.2025
Алёна Шаламина
Да, это точно. И не знаю, как в случае той девушки, которая окончила студию Михаила Чехова, а преподавательница, как мне кажется, находится у эго в плену. 
15:48 01.05.2025(1)
1
Вера Арт
Подумала, что метод Михаила Чехова можно попробовать применить и в литерат. творчестве.
Спасибо, Алёна, за интересную статью.
17:18 01.05.2025
1
Алёна Шаламина
Да, Вера, было бы интересно применить этот метод и в литературном творчестве! А мне ещё охота применять его в жизни вообще. 
11:45 01.05.2025(1)
1
Ellen Punsh (Еlena Punegova)
Сколько интересного можно узнать 
15:26 01.05.2025(1)
Алёна Шаламина
Эллен, 
17:02 01.05.2025
Ellen Punsh (Еlena Punegova)
12:40 01.05.2025(1)
1
Очень верно! Изучал его метод, хоть его и занижали. как и методы с пятидесятых Мейерхольда и того же Вахтангова. Спасибо за поднятую тему...
15:26 01.05.2025
Алёна Шаламина
Спасибо! 
10:04 01.05.2025(1)
1
Людмила Ойкина
Спасибо за информацию.
15:25 01.05.2025
Алёна Шаламина