Написать что-то неизвестное про Льва Николаевича Толстого сложно. Но я попробую.
Это не будет текст связанный каким-то повествованием.
Буду отмечать факты, которые показались мне интересными и не "замыленными" в известной всем биографии Толстого.
Родился Лев Николаевич в 1828 году в Ясной Поляне. В возрасте 9 лет Лев, младший из четырех братьев Толстых, с отцом и бабушкой переехали в Москву. Мать детей умерла после рождения пятого ребенка - дочери в 1830 году. А в июне 1837 года внезапно умер отец и дети остались круглыми сиротами. Опеку над ними взяла родная тетка А.И Остен-Сакен, добрая и религиозная женщина.
В 1841 году умирает А.И. Остен-Сакен и опеку берет другая тетка П.И Юшкова, жившая в Казани, куда и перевозит детей.
Лев Николаевич получает домашнее образование. Поступает на восточный факультет Казанского университета. Остается на второй год после первого курса. Переводится на юридический факультет. Проучившись два года был отчислен за неуспеваемость.
Далее Толстой занимается самообразованием..
Отмечаем этот факт: отсутствие базового образования. Что не помешало Толстому стать светочем мысли для России. Нет ли тут подвоха?
В молодости Толстой не учится, не служит, ведет светский образ жизни. Занимается фехтованием, гимнастикой и много читает. В возрасте двадцати двух лет он решается стать писателем.
Едет на Кавказ, но не как военнослужащий, Толстой не служил.
Толстой хорошо знаком с молодости с семьей гоф-медика Андрея Евстафьевича Берса, а его жену, Любовь Александровну, он знает с детства.
Берсы живут в казенной квартире на территории Кремля. Семья многочисленная и веселая: три дочери и пять сыновей. Толстой часто бывает в гостях в этой семье и весело проводит время.
На одной из дочерей, Софье, позже женился Лев Николаевич Толстой.
В молодости Андрей Евстафьевич Берс служил врачом у московской барыни Варвары Петровны Тургеневой, и у них родилась дочь вне брака - Варвара Житова. Потом Варвара Петровна родила сына - будущего писателя Ивана Тургенева.
Таким образом Варвара Житова оказалась единокровной сестрой Софье Толстой и единоутробной - Ивану Тургеневу!
В 1857 году Толстой выезжает за границу на 8 месяцев. В Париже он видит смертную казнь и она производит на него большое впечатление.
В Москве, куда Толстой приезжает часто, он встречается с А.А. Фетом, А.Н. Островским, Аксаковым, с актером М.С. Щепкиным, бывает на вечерах дочери поэта Ф.И.Тютчева.
Лев Николаевич любит музыку и неплохо играет на фортепиано. Он задумывает основать в Москве добровольное музыкальное общество. Его идея поддержана братьями Н.Г. и А.Г. Рубинштейнами и привела к открытию Московской консерватории.
Вот такой неожиданный поворот.
В 1859 году по предложению К.С. Аксакова Толстой избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.
Женился Толстой в 1862 году. Причем все были уверены, что он ухаживает за Лизой, а женился на Софье. Но и тут он ведет себя диковато: ему 34 года, невесте - 18, и он перед самым замужеством дает ей читать свои дневники, где весьма натурально описывает свою любовь и терзания к крестьянке Аксинье Базыкиной. Когда Софья, уже будучи женой Толстого, в Ясной Поляне увидела Аксинью - поразилась, как простая толстая баба могла вызвать такие страсти у князя?
23 сентября 1862 года в дворцовой церкви Кремля состоялось венчание Л.Н. Толстого и С.А. Берс. После венчания они уехали в Ясную Поляну - имение Льва Николаевича.
Толстой пишет "Войну и мир", выпуская роман частями - он читает эти части в домах, где собирается цвет российских любителей словесности.
В декабре 1876 года в Москве Л. Толстой знакомится с П.И Чайковским. Слушая Andante из D-dur-ного квартета, Толстой разрыдался.
В дневнике Чайковский написал: "Может быть, ни разу в жизни я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии..."
В октябре 1880 года Толстой знакомится с И.Е. Репиным они подружились и совершали большие прогулки по Москве.
23-25 января 1882 года в Москве проходит перепись. К этому времени Толстой - уже известный писатель. Он принимает участие в переписи. Наблюдает жизнь простого люда, поражается нищете, начинает писать трактат "Так что же нам делать?". То есть в эти годы Толстой от литературных интересов переключается на общественные. Начинается его "просветительская" деятельность.
В 1882 году он покупает вместительный дом в Хамовниках в Москве, живет на два дома: в Ясной Поляне и в Москве. Семья переезжает в Хамовники, детей нужно учить, вывозить в свет восемнадцатилетнюю дочь. Всем этим занимается жена Софья Андреевна. Толстой - в творчестве и раздумьях о России.
К Толстому начинают приходить люди с вопросами: как жить. Лев Николаевич решает заниматься физическим трудом, сам возит воду, пилит и колет дрова, учится сапожному мастерству. Разумеется, ни в одном из этих дел Лев Николаевич не сосредотачивается так, чтобы возил воду только он, или дровами обеспечивал только он. Всё это, скажу так, несколько манерно и на публику.
Наблюдая жизнь фабричных Лев Николаевич приходит к мысли, что вся несправедливость заключается в том, что аристократия не занимается производительным, физическим трудом.
Ему кажется, если бы все занимались физическим трудом, то настал бы на Земле век справедливости и хорошей жизни для всех.
То есть трудом писатель считает только труд физический!
Причиной несправедливости Толстой считает недостаток нравственности. В этом он обвиняет церковь, дескать, она обязана прививать идеи равенства и всеобщего братства, вместо этого она одобряет и навязывает тяжкий труд и нищету одним и бездельный разврат богатством другим.
К Толстому потянулись ученые, профессор С.А Усов, философ Н.Я. Грот. Встречается с писателями, художниками, композиторами. И.А. Бунин, А.П. Чехов, Л.О. Пастернак, И.И. Левитан - все они посещают Толстого, знакомы с ним.
Что еще показалось мне интересным: Толстой осуждает высший свет за посещение балов, концертов, опер и балетов. Считает это ненужной роскошью и препровождением времени праздных людей. При этом, будучи любителем музыки, считает нормой, когда к нему приезжают музыканты и для него одного исполняют произведения.
Так 28 ноября 1894 года С.И. Танеев, А.С. Аренский, И.В. Гржимали и другие музыканты исполняли в хамовническом доме сонаты Бетховена, трио Аренского, концерт Шуберта. Чешский струнный квартет, бывший в Москве на гастролях, играл в Хамовниках Льву Николаевичу Шуберта и Гайдна.
Римский-Корсаков, Стасов, все творческие и знаменитые люди - все считали своим долгом и честью познакомиться с Толстым и беседовать с ним.
11 января Толстой присутствует на съезде естествоиспытателей и врачей и слушает доклад математика и ботаника В.Я. Цингера "Недоразумения во взглядах на основания геометрии".
Что он там понимал? Но его появление вызвало бурю аплодисментов.
9 января 1900 года в доме Толстого в присутствии С.В. Рахманинова поет Ф.И. Шаляпин.
Позже для него играют Танеев и Гольденвейзер.
Всё это - нравственно и правильно, так считает светоч мысли того времени Л.Н. Толстой.
В феврале 1901 года Л.Н. Толстой был отлучен от церкви. Основная причина в том, что он, по сути, решил стать основателем новой религии.
Священный синод сообщил, что Толстой может вернуться в лоно церкви, если он покается в своем прельщении.
Издатель газеты "Новое время" Суворин пишет в дневнике: "Два царя у нас: Николай Второй и Толстой. Кто из них сильнее? Николай ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой несомненно колеблет трон Николая и его династии...."
Слава и популярность Толстого действительно были беспрецедентны. Ибо в России никто не высказывался так открыто и последовательно за интересы бедного народа против власти и против церкви.
В России не было философской школы и не было осмысления проблем общественного устройства. Л.Н. Толстой проповедовал утопию, которой давно "переболели" европейские философские школы.
И эта утопия прекрасно сочеталась с российским мышлением, склонным к сказочным чудесам и верой в героя, который придет и наведет порядок в стране.
Такого героя увидели в старце Льве Николаевиче. Почему никто из просвещенных людей России того времени не понял утопичность учения Толстого? Потому, что в России, пишу это уже не раз, не было философской школы.
Философия требует от ученого хорошего образования и достаточного обеспечения. Нельзя быть философом во вторую смену, отстояв первую у станка.
Кроме того нельзя философствовать в несвободном обществе. А Россия никогда не была свободной. Преследование инакомыслящих - родовое пятно царской России. Отлучение Толстого от церкви - из той же "оперы" - преследование критикующих власть. Хотя Толстой проповедовал непротивление злу, то есть не был прямой угрозой власти.
Нет смысла разбираться подробно в философских взглядах и ошибках Льва Николаевича. Достаточно сказать, что толстовство оказалось ничем.
P.S.
Госпоже Саульченко: Мое отношение к творчеству Л.Н.Толстого не имеет никакого значения.
В русской литературе его значение таково, что уже он сам может выбирать кому нравиться, а кому нет. (По аналогии с Моной Лизой).
| Помогли сайту Праздники |

Хи... Хмм...
Могу продолжить: Нельзя, отстояв у станка, быть философом. По возвращению домой могут быть нервы...