Скорость эволюционного изменения живых существ в сторону их усложнения определяется во многом быстротой обработки поступающей информации в их органы чувств, которая минимальна у растений, и максимальна для теплокровных существ, которые имеют наиболее сложное устройство с оптимальным набором разнообразных органов чувств и расширенной нервной системой, основой которой является наиболее сложно устроенный орган обработки поступающей информации – мозг.
Все живые существа вынуждены взаимодействовать с окружающей их средой, как минимум, для сохранения себя в ней, что определяется поступлением информации в их органы чувств, давая им соответствующие ощущения, служащие им откликом на эту информацию, которая не только дает им чувство жизни, но и позволяет после переработки этой информации обрести понимание собственного места в окружающей среде с таким поведении в ней, которое может, как минимум, сохранить им это ощущение жизни.
Иначе говоря, все живые существа стараются приспособиться к изменяющимся условиям, находясь в полной зависимости от них для сохранения собственного существования в этих условиях.
Отличие человека от любого иного живого существа состоит в том, что он, наряду с адаптивностью, приобрел свойство откликаться на воздействие окружающей среды не только автоматическим согласованием своего поведения с ней, но и вычленением из поступающего информационного потока каналов, которые способны предоставить возможность в той или иной степени менять эту среду для достижения целей более комфортного и безопасного существования в ней.
Так образовалось первоначальное стремление к познанию того, что способно дать лучшее, нежели простое следование изменениям окружающей среды ради сохранения в ней.
Естественно, это стремление к познанию имеет ряд градаций – от той или иной степени рационализации собственного быта до желания проникнуть в суть вещей и явлений, чтобы воспользоваться этим знанием не только ради улучшения собственного положения в соответствующем окружении, но и для удовлетворения тех или иных своих интересов, которые могут выходить за рамки обычных потребительских ценностей.
Однако, как правило, интересы подавляющего большинства людей ограничиваются собственным бытом по двум основным причинам - условиям, не позволяющим получить достаточные знания в силу пребывания в состоянии перманентного выживания, в которых находится большая часть населения планеты, и недостаточной изобретательностью, которая, например, в силу конструкции собственного мозга не позволяет им эффективно заниматься творческой деятельностью, хотя при этом многим из них в уме, то есть прекрасной памяти, быстродействии, стройном логическом мышлении, не откажешь.
Но этого недостаточно для проникновения в суть вещей и явлений.
Поэтому умные люди способны неплохо устраиваться в жизни и даже при определенных условиях, особенно в рамках научной деятельности, они способны на комбинаторику, дающую ранее неизвестное сочетание известного, а также на исследования с помощью экспериментов. Но несмотря на возможный широкий охват и понимании массы предметов или, наоборот, возможное глубочайшее понимание отдельного предмета, значительного объема памяти, быстроте принимаемых решений, все эти умные люди работают как бы в рамках заложенных ими самими в себя определенных программ, исключающих поиск абсолютно новых решений, изобретений, открытий.
То есть комбинаторика не позволяет выходить на качественно иные уровни познания и развития, так как неочевидное знание для нее недоступно вследствие недостаточности для его выявления только логического и абстрактного мышления, которые являются производными самосознания человека, а оно присуще любому индивиду, правда, различного уровня, который определяется образованием, воспитанием и, в целом, достаточно благоприятной окружающей средой, а также соответствующей конструкцией мозга, который он получает в наследство от родителей.
Однако человек унаследовал от своих животных предков еще и инстинктивно-рефлекторное мышление, для которого характерно необходимость мгновенной реакции на происходящее ради собственного выживания при недостаточном объеме знаний, а эта реакция в этом случае может быть только спонтанно-интуитивной, основанной на генетически накопленном опыте, а также на той или иной степени умения использовать случайное, хаотичное и постороннее, выхватывая из всего этого в момент то, что нужно, например, для спасения жизни, а это к знаниям, полученным в течение жизни, может и не иметь непосредственного отношения.
Но большинство людей в своей в основном рутинной деятельности это свойство природной формы собственного сознания не использует вследствие того, что сравнительно безопасная жизнь в рамках цивилизации не требует непосредственно соприкасаться с этим свойством природного сознания мгновенного спасения, если только в войнах или в процессе каких-то катастроф.
Поэтому сравнительно немногие люди пользуются такого рода мгновенным озарением по роду деятельности, например, авиаторы, саперы, водители автотранспорта, исследователи различных непонятных природных феноменов, то есть те, кому волей-неволей приходится рисковать жизнью.
Но эффективность озарения в отношении обнаружения нового зависит не только от этого свойства природного сознания человека, но и от приложения соответствующего озарения к своему индивидуальному опыту и способности логически осмыслить полученные результаты, то есть вычленить нужное, обратив на него внимание, иначе говоря, - в умении фильтровать поступающую разнородную информацию в соответствии с заданными целями, или в умении извлечь неочевидное из хаоса.
Такого рода озарение, привлекая нечто стороннее относительно устоявшегося порядка, способно иногда коренным образом переформатировать этот порядок, свидетельством чему является воздействие на цивилизацию всех фундаментальных открытий и изобретений, ускоряя ее ход, особенно это касается паровой машины и интернета.
Таким образом, непосредственно из предшествующих знаний логическим путем с использованием данных опыта можно, в сущности, получать знания, лежащие на поверхности, поскольку методы их извлечения логически непротиворечивы и довольно плавно усовершенствуют или дополняют уже известное, не совершая коренных поворотов, то есть являясь достаточно очевидными, и, как правило, обнаруживаемы в зависимости от общественных потребностей не одним, а целым рядом ученых в разных странах мира.
Креативность же связана уже с получением принципиально нового знания, которое является неочевидным, то есть никакие сочетания известных знаний, никакие умозаключения в форме формальной логики его дать не могут, так же как эксперименты, направленные на совершенствование известного.
Таким образом, принципиально новое знание всегда проявляется как непредвиденное для всей аудитории, которая, как правило, не сразу способна его воспринять и использовать.
Более детально феномен креативности рассматривается в моей работе «Как привлечь случайность и воспользоваться ею в процессе творчества?». (См., напр., журнал «Топос». РФ. 14.06.2022)
В природе за всё время ее существования естественный отбор в среде живых существ есть необходимость на основе случайности, тогда как в человеческих сообществах, наряду с естественным отбором, действует своего рода искусственный, точнее, осознанный отбор персон, способных решить поступающие неожиданно проблемы, не поддающиеся известным методам, то есть отбор, вызванный уже необходимостью на основе осознания изменений окружающей среды с учетом собственных потребностей и интересов, что влечет за собой общественный вызов из небытия нововведений, которые удовлетворяют этим потребностям и интересам.
Принять этот вызов способны только креативные персоны. Поэтому они и появляются в основном в ходе революций, войн, голода и прочих катаклизмов, придумывая новые теории, объясняющие мировое устройство и ход общественного развития, изобретая атомную бомбу, компьютеры и космические корабли,
Если рассматривать данный процесс с позиции потребления и распределения информации, то только творческие персоны, которых, как известно, сравнительно немного, способны выделять из потока информации неочевидные знания, а на что же способно все остальное население, численность которого достигает восьми миллиардов, тем более что без потребления информации жизнь в своем развитии становится невозможной, так как собственное время любого человека или же сообщества в лучшем случае замирает?
Что касается собственного времени каждого живого существ, течение которого протекает для него незаметно, то оно зависит в основном от скорости обработки информации, поступающей в организм через органы чувств, которая в ходе эволюции приобрела существенные отличия для разнообразных существ, как бы замедленное для растений (срок жизни секвойи и тиса доходит до 3 тысяч лет астрономического времени) и более темповое, в частности, для мелких ракообразных (несколько недель астрономического времени). Собственное время для каждого живого существа начинается с его появления на свет и завершается его смертью, отличаясь при этом максимально в миллионы раз в единицах измерения астрономического времени, но, тем не менее, вполне соответствуя всем канонам жизненного цикла (рост, развитие, размножение, спад жизненной активности).
Поэтому человек как живое существо так же зависит от собственного времени, которое есть информационный продукт. Поэтому оно как бы приостанавливается без поступления информации, которая единственно вносит изменения в жизнь, и без нее субъект теряет ощущение жизни.
Если творческие личности не только в изобилии потребляют информацию, но и вычленяют из нее значимую для них в плане получения неочевидного знания, то всем остальным подобное недоступно в силу указанных выше факторов, хотя при изменении условий, например, введении повсеместного образования достаточно высокого уровня в том или ином регионе и материальной поддержке молодого поколения, число креативных персон может существенно возрасти.
[justify]Тем не менее, подавляющее большинство населения вынуждено потреблять информацию только в соответствии со своими довольно ограниченными интересами, которые, например, в научной деятельности или искусстве, могут быть развитием находок творческих персон в виде их описания, дополнительного обоснования и внедрения, а для остальных эти интересы ограничиваются, как правило, усовершенствованием своего быта, поскольку это население ни