Произведение «С мыслями о нашем СССР»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 20
Читатели: 410
Дата:
«С мыслями о нашем СССР» выбрано прозой недели
19.05.2025
Предисловие:
Все чаще и чаще, видимо возраст сказывается и наличие свободного времени, я задумываюсь о нашем прошлом.
Не скажу, что оно было совсем супер, но и ругать его нет желания, потому что нет к нему претензий - лично у меня.
Но, как-то так получается, что ругать его принято - на разных уровнях, как и среди населения, особенно у тех, кто толком не жил при Союзе. Я успел пожить, родился при Сталине и помню Горбачева, который закрыл проект СССР. 
Не оговорился - проект, потому что, государственное образование такого масштаба само по себе не закрывается, как форточка. Но, было все сделано быстро, даже не успели опомниться, а когда осознали, сразу возникли вопросы: "Что, уже все? Нет СССР?" или "Вы чего натворили?".
Вопросов было много, думаю, но с 1 января 1992 года они звучали просто в никуда: кому было задавать, если Горбачев самолично объявил "прощайте, товарищи".

С мыслями о нашем СССР

                                                                           С мыслями о нашем СССР

Серии публикаций о нашем СССР не будет, а может и будет, пока не знаю. Просто возникло желание написать коротко о том времени, после общения с одним из наших авторов. Он рассказал, что родился у моря и потому был сделан выбор, служить в ВМФ. Так было со многими, кто тогда родился и место будущей работы определялось возможностью выбора, чтоб желание воплощалось в реальность. Была работа и по призванию, что являлось воплощением мечты. Или, "все туда идут учиться и работать, пойду и я", что тоже являлось нормальным выбором. Была и преемственность поколений, когда трудились на предприятиях семьи-династии и это считалось нормой. Кто от всего ЭТОГО выигрывал? Государство и люди, чтоб долго не рассказывать о положительных моментах, почему и где трудились.

Что было отрицательного, если складывались учеба и работа, еще и квартира маячила в перспективе? Наверно одно было, чем и страдал каждый гражданин: дефицит красивой одежды, обуви и мебели, с продуктами тоже не все обстояло гладко, да и зарплаты не везде были достаточными. Это вкратце, чтоб не углубляться в детали, которые подтачивали нервы многим гражданам.

Что мы читали? Все подряд, газеты и журналы, книги и брошюры, сказки и конспекты............... Не хотели читать партийную литературу, которой были забиты магазины, но отношение к партии было доверительное - она решала вопросы, кто б чего не говорил. А как, это уже неважно. Важно, что каждый мог дойти до Москвы, до самых высоких кабинетов, если вопросы не имели ответов - здесь четко работал механизм.

Кого мы ругали? Торгашей. Но империалистов точно не ругали, а искали возможность к ним прикоснуться, любыми способами. Через "вражеское радио" или вещицу какую заиметь, а в целом были дружелюбно настроены ко всем. О свободе слова - анекдоты точили на каждом углу, от школьников до пенсионеров на лавочках, но все было на актуальные темы. В 60-е смешными были грузины, в 70-е чукчи завладели нашим сознанием, а в 80-е про евреев чего-то рассказывали, но все это было похоже на национальное достояние - анекдоты любили все! И народ при этом, был до безумия аполитичен! - каждый занимался тем, что было интересным, но не политикой и вопросами партийного строительства.

В национальностях, говорю только о себе, я не разбирался и мне было все равно, кто какой обладал. Я и сегодня плохо различаю, кто какой национальности, потому что вижу только цвет кожи - темный, белый или черный. И никто тогда не козырял национальной принадлежностью, это считалось дурным тоном. А браки по любви.......... Они были слишком многонациональными, как и выйти замуж на армянина считалось удачей - там точно водились деньги, говорила мне одна девушка. Возможно и так, как и было невозможным определить, кто из нашего брата был Корейко, а кто в чулках хранил огромные суммы. Хватало и таких, знаю не по наслышке.

Пропаганда, работала она или нет? Работала, но ...... Не работала. Потому что никто не задавался вопросами, хорошо это или плохо, быть пионером или коммунистом: если надо - будем! Плохие империалисты? - конечно плохие, не вопрос, но они нам до фени. Или, браться живут в Африке? - пусть будут братьями, если надо. Чистая была условность во всем и потому, большинство граждан имели хорошее настроение и свои планы на будущее. А если что и работало во благо рабочего движения, было похоже на профсоюзы - там точно можно было на халяву отхватить путевку на отдых. И взносы платить не было проблемой, копейки не считали. Короче, вся надстройка, которая считалась пропагандой, в т.ч. газеты и тв, имело чисто обязательный оттенок - она просто была, а мы делали вид, что она есть, но каждый жил своими обязательствами. И никто - никому не мешал!

Одевались мы не очень по моде, вспоминается, но и спекулянтов не особо щемили на рынках - купить у них можно было всё!
Был ли я модником? А как же, кто тогда из моего поколения не хотел выглядеть красиво? Тем более, хрущевская оттепель сделала свое дело - мозги у молодежи развернулись на 180 градусов, и каждый бредил магнитофоном или радиоприемником "Спидола". А слушали............ Слушали мы не нашу эстраду, а что-то западное, переписывали магнитофонные кассеты с музыкой, а на танцах копировали зарубежных исполнителей. Тогда и "местный шансон" был на подъеме, если вспомнить, но никак не Лещенко или Кобзон, а вот Пугачева внесла свою толику, слушали ее везде. 

Об автомобилях и мотоциклах ничего не напишу - стояли годами в очереди, а вторичный рынок не покрывал дефицит. В 70-е годы наш народ уже забурел! - спрос превышал предложение, и потому появились подпольные миллионеры, которые работали исключительно в сфере торговли, общепита и в частных домохозяйствах. Домохозяйства зарабатывали и очень не плохо, с теплиц и огородов, но внешне, все выглядели достаточно скромными, особенно на рынках - помню это хорошо. Но, если гуляли свадьбы........ Приглашали по 50 душ и это было уже нормой! И гуляли по 2 - 3 дня, где такое видано сегодня? И дарили неплохие деньги молодым, бывало и дома дарили, квартиры кооперативные.

В общем, было много хорошего, как и рос зажиточный класс среди рабочих и колхозников. 
Я о плохом не хочу писать, потому что сверх-критика появилась в горбачевские времена, и по сегодня не прекращается.
Знаете, что о критике хочу сказать? Так, как она у нас работает, а основные критики наши граждане, ни в одной стране мира подобного не встречал. Уж я то поездил по белу свету - да, могут быть отдельные недовольства, но, чтоб они носили массовый характер, не встречал ничего подобного.

И о том, к чему долго шел. Чего же недоставало Советскому союзу, чтоб граждане были удовлетворены запросами?
Бытовых вещей и права вести частную деятельность, без звания "спекулянт". Нужны были малые формы частной деятельности, направленной на улучшение благосостояния: частные магазины, кафе, минифермерские хозяйства, ремонтные мастерские и прочее, что существовало до............. Минуточку внимания - до конца 50-х годов!!
Подробно на этих формах деятельности останавливаться не буду, и на эту тему достаточно много интересного материала, который позволяет задуматься: зачем было уничтожено то, что приносило доход? И не только рядовым гражданам - госпредприятия получали приличную поддержку, благодаря артелям и мастерским, которые работали даже в сфере приличных технологий, и я не оговорился.

И вот............... Он наступил, 1991 год, когда депутаты Верховного Совета большинством голосов, позволили Горбачеву произнести прощальную речь. О членах Политбюро и вовсе ничего не скажу, они как в воду канули. Ну, а про нас и говорить не буду - никто ничего тогда не понял! Поставили перед фактом и на этом закрыли страницу огромного государства.

На этом, пора заканчивать. Просто было время, я и набил пальцем текст, который вы прочли. А дальше посмотрю, потянет ли меня писать на тему СССР, о которой почти ничего не сказал, как и не ответил на множество вопросов.


                                                         С уважением ко всем читателям    Никита Антонович.




Обсуждение
Гость22:25 16.06.2025(1)
Комментарий удален
22:44 16.06.2025
Марго
Да... Я так же думаю) Со смертью Сталина умер социализм. Потом Хрущев стал пропихивать госкапитализм. А потом(Брежневские времена) застой и развитие теневого олигархата. Потом контреволюция и отьем всего у народа. Теперь путинское время.. Основательный раскол СССР и через референдумы опять собирательства. Не знаю, как обьяснить то, что власть в Кремле подумала о народе... Вроде как диктатура меньшинства, но законы штампуются доя народа. Нет уже олигархов при власти. Кто то в Лондоне, кто то в Штатах.. Иногенты появились, неправильные либералы... Вообщем, еще распад СССР происходит, но РСФСР из СССР не выходила.... Вышло таки расьединится  не по закону, и с подводными камнями... Чем, впрочем, Кремль и пользуется) а Путин юрист и экономист. Знает суть.
21:49 19.05.2025(1)
Да, с мыслями... Сегодня, если мне не изменяет память, день Пионерии!   ... той самой организации, которая сначала была имени Спартака, а потом Ленина.
Вообще, круто, детская организация имени римского гладиатора! 
23:40 19.05.2025(1)
Согласен!
Но дело в том, что детям и нам было пофиг, был ли Спартак гладиатором или не был, главное - имя поиметь.
А когда есть имя, к примеру, Наполеон, даже французы не думают о тексте террористической Марсельезы - там же ужас.
00:58 20.05.2025(1)
Марсельеза террористическая? 
"Отчизны сыны, час славы настал ... в наших полях зло воет вражий солдат ... что алчет толпа этих спрутов, изменников и королей ?.. любовь к Отзичне, веди нас, поддерживай нас ..." и все такое. Это Лавров в "рабочей Марсельезе" всякого с левым уклоном насочинял.
Связь "Марсельезы" с именем Наполеона - точно не любовная. При нем она перестала быть государственным гимном.
10:07 24.05.2025(1)
1
Чтобы кровь нечистая впиталась в наши нивы
К оружию, граждане! Формируйте ваши батальоны!
Идем, идем
Пусть кровь нечистая напоит наши нивы.

Весь текст не буду копировать, но там пропитка конкретная - враг, кровь, кровавое знамя поднято, жертвы и прочее, что не укладывается в голове здорового человека. Как и Наполеон, КТО ЭТО???? Хрен с бугра или так надо было?
200 лет колбасит планету идеями борьбы и непонятно, ради чего или в чью пользу?
10:08 24.05.2025(1)
Текст чет загулял сам по себе - это не моя прихоть, увеличить шрифт.
21:26 24.05.2025(2)
Перевод, вне контекста, со своими образами в голове у читателя...
Мне влом долго обьяснять, как воспринимают свой гимн, и его историю, французы и француженки. Лучше один раз увидеть :
https://m.youtube.com/watch?v=vmfpp2Dv9mQ
Не послушать, так посмотреть.
22:19 24.05.2025(1)
Не знаю французского языка, но, это не принципиально. Как и мое мнение ничего не значит для французов - они чтят свою историю, поэтому, Марсельеза для них память, для нас........... Даже не знаю, что сказать - Интернационала нет, Союза нет, КПСС нет, а Ленин в мавзолее есть - видимо, так надо. И есть Марсельеза!
 
15:20 25.05.2025(1)
Там девушка обьяснила как историю создания песни, так и каждую строку текста. Максимально просто, для изучающих фр. язык, на начальном или слегка продвинутом уровне.
История (говорю по ее обьясненим, других источников не видел): песня создана, незадолго до 1789 года, по заказу французского короля с целью пробудить у граждан страны патриотические чувства в войне с австрийцами, которая шла в тот момент. Песня стала особенно любимой в полку марсельцев, поэтому и названа "марсельезой"... Но очень скоро этот полк перешел на сторону начавшейся во Франции революции - полк вошел с этой песней в Париж. Автор песни наделил текст образами родины и борьбы с ее врагами, что революционерам понравилось. Но особенно понравилась ее мелодия, мотивчик. Текст менять/подправлять не стали, оставили в оригинальном виде. Вот, собственно, и все.
Девушка так же сказала, что отдельные строки текста легко понять неправильно, не зная исторического контента.
15:43 25.05.2025
Уважаемый Трэвелер, вы уж на меня не обижайтесь, пожалуйста - постебался немного над тем, к чему имею вопросы. Они есть и к Наполеону, но это тоже стеб - просто на историю по своему смотрю, и никого не хотел обидеть. Поверьте.
Не знаю французского, а что знаю из него, так это слова - Фантомас, Париж, Пежо, Рено и Ситроен. Есть еще несколько, но они боков не приросли к Марсельезе.
Я вчера немного порылся в интернете, для чего и когда написали песню, все совпадает с вашим текстом.
Важно другое - прошло 2 века, три революции, сменилась власть несколько раз, а Марсельеза жива. Так чтут память о том времени, которое послужило началу перемен, при этом не изменяются вкусы - любовь к вину, коньякам и шансону. Даже к своему автопрому и желанию отдыхать на старости лет, умеренно и без нервов. И правильно!
21:53 24.05.2025
Посмотрим сейчас и послушаем.
00:54 24.05.2025(2)
Девять котов Пенки
Можно чуть не по порядку?
----------------------------------
Появились у нас малые формы "бизднеса" как говорил мой братец. И тут же появились ОПГу) Знаем таких.
Одевались. Сейчас в Париже одеваются хуже наших. Причина. Да не обращают внимание на это в отличии от российских провинциалов. Источник - да одна 24-летняя девушка там была недавно)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Авто. Его ещё и водить надо.... Гуляли в 70-е. Но сколько эти суки подавили людей в ёб-е 2000...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пропаганда сейчас работает на полную катушку. Вы уже оболванены? Я - нет. Я - приверженец твёрдых взглядов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Национальности - они были. Но не до такой степени, чтобы русских резать в республиках Средней Азии... А наш в ответ - исламизируйтесь здесь. Дно. Оно.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Никита, можете смеяться или нет, но семена новой Перестройки уже посеяны. Цензура... ползанье на коленках перед раскрашенными деревяшками и целование куриных косточек. Тупыми легче управлять.
======================================================================================================================================
Такие мысли.
15:19 25.05.2025(1)
15:21 25.05.2025(1)
Это вам привет от девяти котов - не металл, но музыка отдыхающая.
15:23 25.05.2025(1)
15:26 25.05.2025(1)
15:27 25.05.2025
09:59 24.05.2025
Нормальные мысли, вы ж никому ничего не навязываете. Период отупления давно начался, даже я туплю иной раз, да так, что думаю, "я ли это?" И это уже нормально - подтормаживать, как и не рубить, где есть цензура, а где ее нету. Она во всем мире есть, чтоб успокоить вас - никому частное мнение не интересно, а нужно хоровое пение. Так всегда было и будет, с той лишь разницей, чей хор и о чем поет. 
А каким видите вы, окружающий мир, о том и пишите, чтоб всем было понятно. И вы - за порядок. 
Поэтому, тоже по порядку, при этом никто точно не знает, что такое порядок:
-------------------------------------------------------
Помню 80-е, когда появились малые формы "бизнеса". В нем не было заинтересовано государство - вот и появились ОПГ, чтоб каждый "бизнесмен" знал свое место. Сами по себе ОПГ не возникали и не возникают, байки про ОПГ даже на бомжей не действуют.  На возможности действуют шальные деньги - "можем и Париж купить", когда-то слышал от одной дамочки, которая чиновница. Но чиновников не называют ОПГ, потому что среди них много порядочных людей.
-------------------------------------------------------
Авто надо и водить, и платить за него, как за удовольствие, на что многие согласны, в т.ч. и я. А что давили людей - тоже не было заинтересованности, чтоб был порядок на дорогах.
-------------------------------------------------------------
Пропаганда всегда работала, но чтоб не действовала на голову - голова должна думать о своих делах. Только так! А когда нету дел, голова превращается в губку-мочалку и тогда "пиши пропало" - вам напишут из Израиля, к примеру, какой вы неправильный. Или, будут поучать, что лучше быть Доберманом, чем гражданином - потому что Доберман живет в компьютере и решил, что все знает. Роль у него такая - делать вид, что он не жук Яша, а Доберман, который не знает, чем колоть дрова.
Такая бывает пропаганда, дружище - смешная, как и в целом, любая пропаганда не заслуживает внимания.
-------------------------------------------------------
Про исламизацию, мне кажется - напрягают больше, на фоне хреновой экономической ситуации. И здесь нет случайности.
----------------------------------------------------
Перестройка в разгаре, дружище, поэтому, ничего нет удивительного - "Тупой и еще тупее", скоро будет любимым фильмом у тех, кто прирос головой к компьютеру.
--------------------------------------------
А вы - музыкант, и должны считать себя счастливым человеком. Со всей ответственностью вам заявляю. Все остальное - процессы, и меньше на них обращайте внимания: сегодня они есть, завтра ничего не будет, а музыка вечна.
 
18:25 13.05.2025(1)
Алёна Шаламина
Человечный, насыщенный воспоминаниями текст о советской эпохе — без лозунгов, с уважением и иронией. Это редкий тон: воспоминание как человеческий жест, а не как пропаганда или антипропаганда.
20:14 13.05.2025(1)
1
Это верно, пропаганда была, вопрос в другом, как мы к ней относились?
Какое-то феноменальное состояние было, ничем не объяснимое - не обращать внимание на ерунду, и при этом оставаться людьми. Ведь мы же были хорошими! И это невозможно опровергнуть - добрыми, отзывчивыми, добросовестными и пытливыми, даже романтиками.
Как бы и школа была одинаковой для всех, но было стремление получать знания, а дальше............
Дальше был выход во взрослую жизнь, когда не делали скидок на возраст и если допускал ошибки, говорили "плохо учился".

У меня есть время, поразмыслить так и сяк, кем мы были и благодаря чему, но обижаться грех на то, что дало путевку в жизнь.
А еще больше хочется узнать о том, о чем не знали и не догадывались, как же все было на самом деле.
По любому, никакая информация ничего во мне не изменит - ругать ничего не буду, потому что помню в основном хорошее.
20:23 13.05.2025(1)
Алёна Шаламина
А я не знаю, как назвать Гласность - антипропагандой или всё же пропагандой? Это была такая мощная пропаганда, что она у многих до сих пор в мозгах. И всегда у таких людей аргументы наготове - из телевизора или из жёлтой прессы времён Гласности. Тогда вся пресса была жёлтой. 
никакая информация ничего во мне не изменит - ругать ничего не буду, потому что помню в основном хорошее.

Это каким нужно быть независимым и насколько доверять самому себе, чтобы не поддаваться ни на какую пропаганду, а полагаться на собственную память. На то, что сам видел, что сам пережил.
21:21 13.05.2025(1)
Гласность? Думал над этим - агитация для усыпление, других слов не нахожу. Вся моя независимость была в едином понимании своего существования: не пропаду ни при каких обстоятельствах - никакой работы не боюсь. И за себя могу постоять, в случае чего.............
При этом, без претензий к Горбачеву, Брежневу или Хрущеву - во всех эпохах было много положительного, как и всякой ерунды.
Все пошло на пользу и потому, стараюсь меньше делать ошибок.
14:09 15.05.2025(1)
Полагаю, что почти единственное серьёзное собственное достижение, которое произошло в период управления страны Хрущёвым (и о котором кстати, практически никто не упоминает) это освобождение Африки от колониальной зависимости. А всё остальное было заранее подготовлено и финансово обеспечено уже во времена Иосифа Виссарионовича!
15:40 15.05.2025(1)
Тема Хрущева, к сожалению, так и остается закрытой - почти ничего не знаем о том периоде. В частности, положительного, кроме того, что нам втемяшили: кукурузник, предатель и прочее. А ведь, было же много положительного, уверен в этом.
Не берусь утверждать, что либо, но хорошо помню хрущевскую оттепель - люди перестали бояться говорить. Я тогда совсем ребенком и юношей был, а сегодня с удовольствием смотрю фильмы времен относительной свободы во взглядах.
В любом случае, кто бы ни был из руководства в стране, это не мешало мне учиться, работать, строить планы на будущее. И понимал границы, "это можно и это нельзя", что касалось государства и своих прав.
О временах Иосифа Виссарионовича родители почти ничего не говорили хвалебного, но знаю, что кредитов при нем набрались на годы вперед, чем и увлекалось Политбюро при Хрущеве и Брежневе. Индустриализация и коллективизация строилась на заемные средства и при участии мастеров из США, и это не секрет. И ЭТО нормальная практика, иначе, ради чего существует торговля?
Поэтому, идеализировать кого-то из руководства Союза не буду - они просто были. А мы - еще живые, уцелевшие загадочным образом, с опытом работы и хорошими задатками. 
А вот, сколько нам стоило освобождение Африки - в деньгах, думаю, очень много. Одного не понимаю, нахрена им была нужна независимость? Как и не понимаю своим мозгом, что это такое? От чего и от кого независимость? Вообще, не понимаю этого слова.
16:03 15.05.2025(2)
Хрущёв принёс голод стране, которая прежде продавала зерно всему миру. Это отметил в своей речи даже Черчилль, заявив, что так навредить СССР он не сумел за всю свою деятельность.
Хрущёв это совершенно дикое и бездумное сокращение армии. Те, кто желал служить из офицеров и мог принести пользу армии своим опытом увольнялись безо всякого сожаления. Те же, кто мечтал уволиться оставлялись на службе по разнарядке.
Артиллерия и танки нам не нужны. Все задачи решим ракетными войсками - вот кредо Хрущёва.
И ещё, как вы оцениваете его целинный проект? У вас не возникало мысли, что он всего лишь послужил прикрытием для строительства Байконура?
09:14 24.05.2025
Голода не было: ели кукурузные хлопья все дети. Помню, как младший брат говорил:"Был бы я хрущёвым, я бы закрыл все макаронные фабрики..." Хлопья и макароны -основная еда( не все так жили, даже колбасу ели).Это Приморье. Очень жалею, что вручила красивый букет хрущёву в аэропорту, когда он и Громыко прилетели из Китая ,а мы, школьники,которых наградили поездкой в аэропорт, вместе с делегацией города встречали его.Самые красивые цветы для букета дали соседи с улицы...Запомнила бородавку на его лице, когда вручала букет.Жалею...Зачем он делал такие подарки странам -раздавал наше, а теперь возвратить надо наше  нам...И возвратим обязательно...Не зря мой отец и дедушки защищали РОДИНУ, не все выжили тогда...А сейчас с омерзением смотрю на предателей -"братьев", с которыми придётся нынешнему поколению жить. Самое страшное -это когда уничтожают ОБРАЗОВАНИЕ. Радуюсь, когда вижу ЗАЩИТНИКОВ, которые спасают РОДИНУ. Знаю одно - ПОБЕДА будет за нами.   
16:17 15.05.2025(1)
Знаете, Владимир, я не силен в автобиографических и политических делах кого-то из советских лидеров, никогда не интересовался. А насчет голода не помню, но приглашение на всесоюзные стройки были. И, если вы начнете тему прошлого поднимать, было бы интересно узнать, кто нами руководил и какие были результаты. 
Касаемо целинных дел, Казахстан экспортирует зерно, как и наши земли - не целинные, ранее полезные, простаивают с миллионами гектар, вместе с разорившимися селами. Наверно, все же было рациональным решением - осваивать целину, я так считаю.
Не знаю, как можно совместить Байконур и целину, но пока все работает, как ни странно.
У меня вообще неоднозначное отношение к СССР, при всем моем уважении к прошлому, которое из меня сделало самостоятельного человека.
22:31 15.05.2025(1)
Целину Хрущёв затеял начинать в 1954 г. Возможно вы слышали, что технику оттуда не вывозили, бросали каждый сезон на месте работ и на следующий год везли туда эшелонами новую? Официальная версия гласила: её нерентабельно увозить!
А Байконур начали строить годом позже. Почему именно там?  Возможно, чтобы бомбардировки неожиданной американскими самолётами  избежать. Ракет у них полноценных тогда ещё не было. Путь, которым шли люди Вернера Фон Брауна был если и не тупиковым, то во всяком случае не слишком правильным. Это особая тема, но на нас тоже работала немецкая команда проектантов, причём практически без ярких имён и звёзд. И обошли они американцев по качеству разработок ракет сильно и достаточно быстро!
Так вот, на Байконур проложили в тайне отдельную железнодорожную ветку, и полагаю для большей секретности ту самую брошенную без всякого укрытия от непогоды очередными целинниками строительную технику и автотранспорт туда перевозили для работ. В итоге, уже через три или пять лет космодром построили.
23:04 15.05.2025
Возможно так и было, я не знаком с обстоятельствами, как и что строили, и где бросали технику. Опять же, целина не тайга и если чего-то оставляли, позже забирали и восстанавливали. Уверен в этом. Что техника? Важен результат - перепахали, подготовили, построили, и сегодня все работает.
Не совсем так, как вы пишите, чтоб подальше от бомбардировок. Но помню из физики, что не все точки на земле подходят для запуска ракет и это связано с какими-то разгонными скоростями, как и с возможностями для падения ступеней ракет. Плюс секретность и чет еще, связанное с отработанным топливом.
А что за основу был взят Фау, это никогда не было секретом, причем работает по сей день конструкция.
Важен результат - ракеты взлетают, Байконур справляется с задачами. Вот это РАБОТА!
Много было полезного сделано, чем и пользуемся с 1992 года - основу всех основ заложили давно, и спасибо, что освоили Сибирь и Д.Восток. Поразительные темпы! Причем, самолеты Кукурузники так и летают, тоже свою работу делают и никак не хотят разваливаться даже в тяжелейших условиях Севера. Знаю людей, у которых продолжают трудиться знаменитые ЗиСы "захары" и ЗиЛы, трактора и комбайны, токарные старки и прочее - КАК ЭТО все еще работает?
Даже у меня стоит радиола "Ригонда", ламповая - работает, черт побери!!
Таких примеров множество, как и мы, люди тех времен, еще не загнулись и живем! 
Наверно мы качественные, как продукция, которую создавали.
12:48 20.05.2025
Ален, безмерно вам благодарен, честное слово. Я давно хожу с клеймом "не наш" и потому был удивлен, когда увидел себя там, на странице избранных, чего никогда не ожидал.
А ваше заключение, абсолютно правильное, как взгляд на события прошлых лет.
Мы просто жили и особо не парились вопросами, которые сегодня на повестке дня почти в каждом человеке.
Спасибо вам.
06:29 20.05.2025(1)
Спасибо за такое мощное воспоминание СССР, такое не забудешь никогда!!! мне моя дочь всегда говорит, что вам хорошо жилось мама, вам бесплатно квартиры давали! И это правда! Если человек работал на заводах или в строительной организации, сразу могли дать общежитие приезжим! Если у приезжих была семья, то малогабаритную комнату давали и это был золотой запас для развития нас! Учились в техникумах, институтах бесплатно, лишь бы было желание учиться! Училища готовили профессиональных работников, которых сейчас не хватает на производствах! Это было и всё ценилось нами! Благодаря кредитам беспроцентным, я покупала себе вещи и бытовую технику. Сейчас всего этого нет. Но есть мы, которые помним хорошее!
10:25 20.05.2025
Это скромное было воспоминание и лишнего ничего не написал. Были возможности и себя реализовать, и не оглядываться назад, чтобы двигаться вперед - объективности ради, об этом скажу. Очень много было положительного....................... И мы это помним.
11:57 19.05.2025(1)
См. на моей странице  «Я из прошлого времени». 
15:37 19.05.2025(1)
Договорились.
16:31 19.05.2025
ОК!
08:54 17.05.2025(1)
Александр Клич
Не доработка партии была в том, что пропаганда стала для галочки, проводилась безответственно. Лидеры успокоились, практически все считали, что система в своем развитии достигла "точки бифуркации" и назад пути нет. А оказалось, что нет. Лозунги ради того, что так надо, что так сказал вождь привели к тому, что в общей массе народ стол политически не грамотным и не понимал сути классовой идентичности и не видел классовых противоречий. Ведь не было у нас буржуинства и противоречий нет. Потому и приняли подменённое понятие рынок, вместо капитализма. Хотя это одно и тоже. Размазался смысл понятий личной и частной собственности. Политическая безграмотность и привела к пассивности народа в момент смены системы. По сути, мало к то понимал, что их просто обманули. А теперь подросло новое поколение, которое вообще не знает той жизни, а старое смирилось. Что-то поменять к лучшему стало очень трудно.
10:14 17.05.2025(1)
Обманули, согласен с вами.
Сам иногда думаю, зачем? Неужели это было в планах - построить, обмануть и забрать, разорить, чтобы ....что? Зачем?
Чтобы мы получили сегодня то, что получили? А получили мы рекламу - все хорошо, все идет по плану.
На сей счет пока взял паузу - писать об СССР. Нет времени на рассуждения, но вам я благодарен по любому - не прошли мимо, свим мнением поделились. 
19:38 17.05.2025(1)
Александр Клич
Сам тоже родом из СССР, потому тема близка к сердцу и уму. Часто оставляю комментарии под подобными статьями на Дзене. А тут как не оставить то?
20:07 17.05.2025(1)
1
20:09 17.05.2025
Александр Клич