
«Чувствам человека приятны объекты,
обладающие правильными пропорциями».
Фома Аквинский
Сегодня невозможно представить жизнь людей без языка общения. На нашей планете человечество общается на 8 тысячах языков, не считая их диалектов. До сих пор нет ясного представления о появлении первоначального языка у раннего человечества. Логика развития общества подсказывает, что язык мог появиться в результате насущных потребностей приёма и передачи информации среди разумных обитателей нашей планеты. Он возник естественным путём. Древние люди выделяли из объектов природы: солнечное тепло, влагу, почву, растительный и животный мир. Они представляли окружающую обстановку с помощью пяти органов чувств. На основе их показаний совершали определённые действия и поступки.
Изменение условий жизни и окружающая среда требовали от людей совместных действий. Самый первый язык, возможно, возник в колыбели человечества Африки. А затем его «примеряли на себе» другие народы с учётом особенностей своей жизни, которая была разной в условиях выживания. Для передачи информации до звуковой речи они использовали зрительные понятия: жесты мимику, телодвижения. Позднее появились зарубки, метки, узелки и рисунки. Фонетический язык начинался с коротких слов, состоящий из набора примитивных звуков. Постепенно он стал превращаться в более сложную речь.
Гораздо меньше применяли звуковую речь там, где были наиболее благоприятные условия для жизни людей. По богатству современного языка можно судить о тяжести их первоначального существования. На этой основе началось дробление языков с учётом менталитета народов, их традиций и духовной культуры. Происходил процесс смешения языков. Каждый народ выбирал те слова, которые не вызывали у них отторжения. Многие языки прекратили своё существование и отпали, как ветки высохшего дерева.
Человек в древности не мог выжить в одиночку. Природные условия принуждали его действовать коллективно в составе рода, племени и народности. Фонетика языка древних людей требовала от них разной эмоциональной энергии в произношении слов в зависимости от окружающей обстановки. На язык оказывало полезное или вредное воздействие соседство народов. Древние люди не могли между собой договориться какие слова им подходят, а какие нет.
Процесс утверждения слов для речи происходил стихийно и избирательно. У каждого народа существует свой «камертон души», который отзывается на звуки речи и воспринимает их по своим духовным потребностям. Обычно принимались те звуки речи, которые были для них наиболее удобными. Таким образом, каждый язык шлифовался временем и условиями жизни.
Например, язык на котором говорим мы, приобрёл окончательную редакцию со времён Пушкина и Лермонтова. Он постепенно превратился в инструмент чёткого выражения мыслей. Мы думаем на своём родном языке. Его звуки прочно утвердились в нашем сознании. Наш русский язык признан в мире наиболее богатым и сложным. В нём утвердились не только слова. Важную роль играют: интонация, фон, ударения, и особенности звучания в произношении слов. Например, слово «нет» с помощью оттенков звучания можно превратить в понимание «да».
Русский алфавит в практическом применении имеет свои национальные особенности. Утвердившаяся частота его букв в словах речи далеко не одинаковая. Одна часть знаков алфавита применяется гораздо чаще по отношению к другим. Существует официальный анализ специалистов по частоте применения каждой буквы русского алфавита в литературных текстах. Если его знаки построить в ряд с учётом потребностей их применения (в процентах), то образуется следующий их порядок. См. схему:
О Е А И Н Т С Р В - (з. с.) - Л К М Д П У Я Ы
10,2 8,5 8,0 7,3 6,6 6,4 5,4 4,8 4,6 = 61,8 % 4,3 3,5 3,2 3,0 2, 8 2,6 2,0 1,9
Ь Г З б Ч Й Х Ж Ш Ю Ц Ш Э Ф Ъ Ё
1,7 1,6 1,6 1,5 1,4 1,4 1,0 1,0 0,9 0,8 0,7 0,5 0,3 0,2 0,2 0,1 = 38,2 %
Под каждой буквой алфавита определён процент её повторений в русском языке. В буквах от О до В он самый высокий. Общая сумма их повторений составляет 61,8 %. Вторая часть букв алфавита (от Л до Ё) присутствует в текстах гораздо реже и в сумме равна 38,2 %. Эти две части делят алфавит примерно в пропорциях золотого сечения. Если 61,8 % разделить на 38,2 %, то в ответе получим дробь 1,617, близкую к значению золотого сечения. А при делении 100 % на 61,8 % получаем 1, 618. Эти устойчивые пропорции применения букв в текстах подтвердит любой орфографический словарь русского языка.
Золотое сечение делит алфавит на части, где отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эта формула обозначается математиками так:

На основе этих пропорций золотое сечение применяется в различных сферах: архитектуре, живописи, музыке. Его можно обнаружить и в естественной природе. Например, на опушке леса растут рядом два дерева. Их разная высота может соответствовать пропорциям золотого сечения. В нём присутствует в открытой или закрытой форме красота и гармония. Мы не всегда можем внятно объяснить, чем и почему привлекает нас природа, литература и искусство.
Например, ряд исследователей находят золотое сечение в композиционном построении литературных произведений. Они относят к нему кульминационный итог в сюжетной линии, который делит произведение на две пропорциональные части.
Здесь напрашивается вопрос. В чём реально прячется красота и привлекательность произведения? Почему некоторые из них становятся классическим шедевром на века, а другие забывают. Нужно признать, что высшую точку кульминации можно намеренно создать в любом произведении. Но этот принцип построения текстов не будет универсальным средством привлечения читателей. Главный пик произведения создаст у читателей только эмоциональное восприятие, но не обеспечит привлекательность всей его ткани.
Художественная форма литературного произведения, по моему мнению, кроется в его звучании и в высочайшем искусстве подбора нужных слов. Цель моей статьи состоит в реальном поиске красоты и гармонии слова. Кроме того, далеко не в каждом произведении присутствует главный смысловой узел. Например, описания природы классиками литературы считаются образцовыми у М. Пришвина, С. Есенина, А Пушкина, A. Тютчева, А. Фета и у многих других. В них нет деления сюжета на «золотые части». Но при этом присутствует внутренняя гармония и красота. Они привлекают читателей лёгкостью восприятия и внутренним очарованием.
Подбор слов для выражения мыслей относится к самому сложному искусству. Никто из наших классиков при написании произведений не планировал и не стремился к «золотым» пропорциям в построении сюжета. Он у них формировался естественным образом, под воздействием неведомого закона, как это происходит на объектах природы. Они даже не подозревали, что свои вечные творения создавали на «золотом поле» пропорций. Главной причиной образования золотого сечения в их произведениях был личный гениальный дар к творчеству.
Искусство слова и письма были присущи во все времена выдающимся личностям. Например, ораторское искусство высоко ценилось в древней Греции и Риме, особенно в судебной практике и политике. Яркие выступления полководцев перед солдатским строем обеспечивали победу в крупных сражениях. Например, Пётр I перед Полтавской битвой (1709 г.), сказал воинам знаменитые слова: «Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру вручённое, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь». Разве здесь не подбор слов вдохновил русское войско в решающей битве со шведами?
Золотое сечение в литературном творчестве исследователи обычно находят в построении его видимой части сюжета. Это похоже на определение пропорций айсберга, торчавшего на поверхности воды. А неразгаданная привлекательность литературного творения остаётся за пределами их внимания. А там кроется разгадка духовного притяжения читателей к бесценному фонду нашей литературы. Неслучайно её ХIХ век называют «золотым».
Я убеждён, что золотое сечение в литературе может реально присутствовать в искусстве слова самого высокого уровня. Его поиск нужно начинать с буквенного анализа, звуковая гамма которых создаёт чарующую гармонию. Исследования этой проблемы показали, что создание стандарта золотого сечения только с помощью одних букв алфавита является абсолютно невыполнимой задачей. Его буквы растворены в произведениях в разных пропорциях, и заниматься их анализом является пустой затеей. После долгих исследований я пришёл к выводу, что найти признаки золотого сечения в текстах можно только с помощью цифровых технологий. Для этого я использовал анализ частоты использования букв в русском языке, с переводом их очерёдности на цифры. Должен заметить, что вся информация мира держится на союзе букв и чисел.
Я заменил буквенный порядок на цифровой. У меня получилась последовательность цифр с учётом их повторений:
1 0 3 7 - (з. с.) - 8 9 5 2 4 6
18 + 16 + 11 + 10 = 55 9 + 8 + 7 + 4 + 3 + 3 = 34
Под каждой цифрой показана количественная частота её применения в текстах. Золотое сечение в десятичной системе счисления образуется между двумя отрезками цифровых частот:
Между цифрами 1 – 7 и 8 – 6. Их общая сумма равна 89, которая относится 11 числу Фибоначчи. Порядок этих цифр полностью соответствует очерёдности букв в русском алфавите.
При делении 55 на 34 получается дробь 1,617. А при делении 89 на 55 ответ будет равен показателю золотого сечения 1,618. Данный результат можно считать «золотым»