Произведение «Что такое обида»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 56
Читатели: 392 +1
Дата:
Произведение «Что такое обида» самая оцениваемая(10) работа за сутки
09.06.2025

Что такое обида

Обида – сложное эмоциональное состояние, которое большинство людей время от времени испытывает. В бытовом смысле обиду часто описывают как чувство горечи и досады, возникающее, когда мы считаем, что с нами обошлись несправедливо. С научной точки зрения обида не является базовой врождённой эмоцией, а представляет собой комплекс переживаний, включающий в себя сразу несколько чувств. Это реакция на нарушение ожиданий: когда ожидаемое отношение или поведение со стороны другого человека расходится с реальностью, возникает болезненное чувство разочарования и уязвимости. 

Итак, современная психология рассматривает обиду как сложную социальную эмоцию, возникающую в ответ на воспринимаемую несправедливость или оскорбление. В отличие от базовых эмоций (таких как гнев или страх), обида не считается врождённой: младенцы не умеют обижаться, они выражают прямой гнев, тогда как чувство обиды формируется позже, в раннем детстве. 

Психологи определяют обиду как комбинацию нескольких эмоциональных компонентов. Во-первых, в обиде всегда присутствует гнев по отношению к обидчику – ведь нарушено наше представление о справедливом отношении. Во-вторых, одновременно возникает жалость к себе, чувство себя пострадавшей стороны. Например, в Википедии обиду описывают как реакцию на несправедливо причинённое огорчение, включающую гнев на обидчика и жалость к себе, особенно когда ситуацию уже нельзя исправить. В-третьих, психологи отмечают, что в структуре обиды часто присутствует страх открыто показать свой гнев и прямое несогласие. Компонента страха связана с уязвимостью: обиженный чувствует себя ранимым и нередко подавляет открытое выражение эмоций, что приводит к внутреннему напряжению.


Формирование чувства обиды

С точки зрения развития личности обида – это усвоенное в детстве чувство. Исследователи отмечают, что дети начинают обижаться примерно в возрасте от 2 до 5 лет, перенимая этот способ реакции у окружающих. Важную роль играет воспитание: если ребёнок сталкивается с ситуацией фрустрации (например, другой малыш сломал его игрушку), реакция взрослых может либо помочь адекватно пережить разочарование, либо закрепить обидчивость. Так, один взрослый может успокоить ребёнка, назвав его чувство («тебе обидно, потому что твой замок разрушили»), и переключить внимание – тогда малыш учится, что неприятность можно пережить и отпустить. Другой вариант – взрослый начинает чрезмерно жалеть и баловать обиженного («какой ты несчастный, тебя обидели, давай купим тебе конфету взамен») – в таком случае ребёнку транслируется установка, что он особенный и мир должен исполнять его желания. Закрепляется детская позиция: «Я буду обижаться, пока кто-то не придёт и не сделает мне хорошо»

В дальнейшем такой человек легко обижается в любой ситуации, где реальность не соответствует его ожиданиям, пассивно ожидая, что окружающие исправят положение. Психологи называют позицию хронически обиженного инфантильной, ведь она подразумевает отказ от собственной активности: обижаясь, человек невольно ставит себя в роль беспомощной жертвы, а от другого требует решения проблемы. Именно поэтому в культуре обида порой ассоциируется с детским поведением и незрелостью.


Обида в философии и культуре

В философии чувств обиде уделялось внимание в контексте морали и межличностных отношений. 

Например, античные стоики считали, что мудрец не подвержен обидам, поскольку воспринимает мир объективно и не зависит от чужой оценки. Римский философ Сенека писал, что «сколько стрел ни выпусти в мудреца – они не ранят его, он неуязвим», подчёркивая идеал невосприимчивости к обидам. 

В мировых религиях обида также рассматривается отрицательно: в буддизме её называют вредным переживанием для самого чувствующего, в христианстве обидчивость приравнивается к греху (поскольку связана с гордыней, злопамятностью и желанием мести), а в исламе верующему рекомендуется не держать обиду более трёх дней и стремиться к примирению. 

С позиций философии морали наиболее глубокое исследование феномена обиды связано с понятием «рессентимента». Фридрих Ницше и Макс Шелер описывали рессентимент как застарелое чувство обиды и бессильной злобы, которое подавляется и со временем искажает систему ценностей человека. В таком состоянии обида превращается в хроническое озлобление и зависть к тем, кто причинил реальную или мнимую несправедливость. 

Философы предупреждают, что жить в состоянии обиды опасно для души: оно мешает развитию, порождает жажду мести и разрушает способность радоваться чужим успехам. 

Таким образом, в этическом плане обида часто фигурирует как чувство, от которого нужно освобождаться через прощение и работу над собой.


Обида как полноценная эмоция

С точки зрения эмоционального интеллекта, обида – это полноценная эмоция, которую не следует игнорировать или стыдиться, но важно научиться ею управлять конструктивно. 

Популярные психологи отмечают, что «нет плохих и хороших чувств – нужны абсолютно все, и отказ от любого из них приводит к "отключению" эмоциональной сферы»

Обида сигнализирует о том, что нарушена наша внутренняя норма – возможно, задеты чувства, не оправданы ожидания или переступлены границы. Высокий эмоциональный интеллект помогает распознать это чувство, назвать его и понять причину, вместо того чтобы автоматически подавлять или, наоборот, бесконечно в нём вариться. Более того, умение отпускать обиды считается одним из признаков эмоциональной зрелости. Психологи указывают, что склонность застревать в обиде и долго её держать в себе – скорее свидетельство низкого эмоционального интеллекта, тогда как способность прощать и освобождаться от груза обид характеризует людей с развитой эмоциональной сферой. Иначе говоря, эмоционально зрелый человек признаёт свою обиду («да, мне сейчас обидно»), но не позволяет ей разрушать себя или отношения, а старается извлечь урок из ситуации и при необходимости трансформировать это чувство в откровенный разговор, изменение ожиданий или прощение.

Обсуждение
07:06 07.11.2025
Алёна! Спасибо за статью. Прочитала с большим интересом. На мой взгляд, простить её не всегда можно, но и носить её в душе , постоянно вспоминать о ней, рассказывать о ней другим, очень опасно, так как обида, как магнит, чаще всего притягивает другие обиды - это древний философский принцип. Главное — не зацикливаться на ней. С уважением...ЛМ
01:19 23.06.2025
1
Наталья Волошина
На мой взгляд, если отталкиваться от постулата, что по сути никто нам ничего не должен, то поступки и поведение окружающих не будут казаться обидными.
Отличная статья, Алёна! Об этом мало кто задумывается, а зря!
21:13 22.06.2025
Роза Госман
Да, задуматься есть над чем, прочитав научное объяснение чувству обиды.  Каждый человек, наверное, испытывал это чувство на себе. И у каждого своя реакция на обиду.  Можно много размышлять  и даже спорить на эту тему. И никогда не прийти к единому мнению: что такое ОБИДА и как на неё реагировать? Я так думаю. 
Но, кое-какие выводы для себя я из этой статьи сделала. Спасибо, Алёнушка!!!
Обнимаю, родная, теплом души. С пожеланием радости каждого дня, Роза
02:22 09.06.2025(1)
1
ОлГус
Я бы проще, Алёна...
Обида, это та старуха, которую уже никто не любит.
19:21 09.06.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Привет, Олег!  
Я зависла на этой строчке и представила эту старуху: тихую, сердитую и ждущую, что кто-то заглянет и скажет: «а я тебя не забыл».
04:29 16.06.2025
ОлГус
Я понял.
22:50 11.06.2025
Надежда Жукова
Обида.. 
Я  не позволяю себе никогда ни на кого обижаться.. 
Если меня обидели, значит, в чëм - то я виновата сама.. 
Нужно простить человека,  нанесшего обиду. 
И это будет по- человечески... 
Может, я не права? 
15:48 08.06.2025(1)
1
Способность переносить боль-обиду в том числе,это преодаление себя.- Стремление к новому- нового себя.
18:31 09.06.2025(1)
Алёна Шаламина
Способность переносить боль - очень ценное качество. И способность к преодолению себя - это, наверное, сила воли - тоже. И стремление к новому себе. Сейчас это называется модным словом резилентность. 
врожденное динамическое свойство личности, лежащее в основе способности преодолевать стрессы и трудные периоды конструктивным путем. Несмотря на то, что это свойство врожденное, его можно развивать.

 
Пару лет назад я перелопатила интернет, искала материалы о резилентности, и самое, по-моему, дельное объяснение было именно такое, что резилентные люди 1) активно вовлечены в то, что происходит, 2) стремятся к изменениям и главным образом к изменениям самих себя. И я сейчас думаю, что раз они активно вовлечены в происходящее, то не склонны к чувству обиды. Мне кажется, что чувствовать обиду - это быть в роли пассивной жертвы. Мне кажется, что это основная компонента эмоции обиды. 

Спасибо, Борис, за этот очень ёмкий комментарий. 
00:14 10.06.2025
"Не склонны к чувству обиды"- ничто человеское не чуждо.- Обида,как форма душевной боли,это вызов.
Как человек на него ответит?- Это поступок,по которому можно судить о личности человека. 
23:44 09.06.2025
АБСОЛЮТ
Я КОГДА ОБИЖАЮСЬ БЫСТРО ОСТЫВАЮ И ТУТ ЖЕ ИДУ ПРИМЕРЯТСЯ
18:13 09.06.2025(1)
1
Андрей Пермяков
Интересная статья, Алена

Раньше, по детству/юности, и ещё немного по молодости часто обижался. На людей, близких, родных, друзей...

Потом, с годами, научился ничего особо для себя не ждать от людей.
Особенно хорошего.)
Потому, теперь не разочаровываюсь, а следовательно-- не обижаюсь.
19:18 09.06.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Андрей, спасибо! 
А я уже думаю, что разочарование и обида - это разные эмоции. Обида всегда связана с жалостью к самому себе, а разочарование - совсем необязательно.
И думаю я, что, может быть, то, что мы перестаём ждать от людей хорошего, связано с взрослением. В детстве мы зависели от родных и близких, и когда не получали от них должного, обижались на них. А когда стали взрослыми, поняли, что заботиться о нас - долг и обязанность нас самих, а не других людей. Вот, как-то так.  
20:16 09.06.2025(1)
1
Андрей Пермяков
Ну. Если про жалость, то ещё интересней)
С тех пор, как я принял эффект бумеранга(что посеешь--то пожнёшь), я перестал жалеть себя, как бы плохо мне не было.
Научился признавать свои ошибки и не роптать на неизбежное за них возмездие..
Это очень непросто, нелегко, но я научился.
Так что в любом случае, у меня нет обид ни на себя, ни на людей, ни на жизнь.
20:50 09.06.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Андрей, что обид нет - это вызывает только уважение.

Интересно ещё, есть ли разница между жалостью и сочувствием. 
И ещё: если отказываешь в жалости себе, то ведь и другим будешь отказывать в жалости (или в сочувствии)? 
И к сожалению, далеко не всегда человек виноват в своих несчастьях или неудачах. 
21:08 09.06.2025
Андрей Пермяков
Разница между жалостью и сочувствием вроде бы есть.
Сочувствие как бы понимание и сопереживание в одном флаконе с желанием помочь человеку.
Жалость в таких случаях может выглядеть как унижение, по крайней мере, гордые люди так обычно воспринимают жалость от других.
Сочувствие, это, как я и писал, желание помочь, понятие и принятие проблемы ...

С моим кредо бумеранга, меня тяжело пробить на жалость или сочувствие другим.
Единственное исключение-- родные.
Но тут играет роль любовь. Кровные узы.
Это моя зона ответственности.
Здесь я без раздумий брошусь помогать, даже если сам буду в тяжёлом положении.
С родными, обычно сочувствие(разбор полётов/ситуации) оставляешь на потом, и в этих случаях никогда не жду ни благодарности, ни ответки.
Моя зона ответственности/моя обязанность помочь.
К сожалению; чёрная неблагодарность, предательство происходит и среди родни, это я тоже принял со временем, но это не мешает мне помогать .
23:42 08.06.2025(1)
1
Как нас воспитывали, что не умеем обижаться? Ответа не нахожу.
Психология, конечно наука, а раньше мы и слова этого не знали. Но знали другие слова - надо, ответственность, семья, работа, обязанности.
И, что не маловажно, не знали слова стресс........................................................
Теперь все чего только не знают, а обиды стали повседневностью даже на дипломатическом уровне. Это что, или, как называется?
А раньше, если папа сказал веское слово или мама сделала замечание - делаешь выводы сразу. И никаких обид!
Мы и слова эмоции не знали, а знали радость или печаль, что придавало сил или крепило надежды на лучшее.
Наверно я отсталый человек, Алена, вы не обращайте внимания на мои комментарии.
19:01 09.06.2025(1)
Алёна Шаламина
Никита, мне всегда очень интересны Ваши комментарии. И интересно то, что Вы рассказываете. Пожалуйста, пишите. 
Про культуру обид охота мне написать подробнее и даже поспорить самой с собой, с этой заметкой. 
Но и с Вами охота поспорить. По-моему, обиды и обидчивые люди были всегда. 
Тут мне охота привести примеры моей мамы. Её отец был репрессирован в 1937 и расстрелян как враг народа в 1938 году, и она росла с чувством обиды - злостью на людей, клеймящих врагов народа, и с жалостью к себе как без вины виноватой. И может быть, она не называла свои чувства обидой, но именно обижаться она была склонна. 
Или взять моего первого мужа. Он принадлежал к "нашему поколению", с 1955 года, так он даже в двадцатилетнем возрасте обижался на то, что его забывали забрать из детского сада.
Не думаю, что они были такими уж редкими исключениями среди тех, кто не умеет обижаться.
19:22 09.06.2025(1)
Мне и самому интересно, откуда берутся обиды, даже опасаюсь сотрудников, которые могут обидеться - таких пока нет, но вдруг?
Это очень тонкая тема, на мой взгляд, и обиды могут вредить даже государству, вот в чем дело - память штука тонкая, наследственная.
В общем, жду продолжения этой темы, как и для сайта очень не кстати авторы, которые обижаются - атмосферу доброжелательности портят. 
20:11 09.06.2025(1)
2
Алёна Шаламина
А мне кажется, что атмосферу доброжелательности портят не те, кто обижается - и не знаю таких. А те, кто старается обидеть. И хотелось бы понять, что ими движет. Есть такая гипотеза, что движет ими садизм: воображают, как обижаются и страдают те, кого они стараются троллить, и наслаждаются воображаемыми картинами чужих страданий. Есть такие - старающиеся троллить полсайта или даже весь сайт или только отдельных авторов.  
20:56 09.06.2025
Точно, Алена! 
Что движет? Как мне видится, все та же ущербность - хоть где-то, но засветить свое "я". Сверху!
Я с такими мало сталкивался в реальной жизни, но здесь заметил, как частое явление, которое граничит с безнаказанностью и хамством. Результат воспитания!
Мне наверно везло на людей, в основном были добропорядочные, а здесь, в т.н. творческой среде такого начитался, что впору задать вопрос: где колхоз, среди образованных, или колхозников? И начинаю понимать, что крестьяне слишком безобидные и совсем не злые, просто говорливые часто не по делу.
22:11 08.06.2025(1)
1
Владимир Абрамов
Основательная статья!
18:33 09.06.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Владимир! А мне уже охота сочинить другую статью - которая оспаривает эту.