- Нет в жизни счастья! – на корме сторожевого корабля «Славный» жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей корабельного кота Васьки, и юркнула за барбет артиллерийской установки. - Я хотела сказать: совести!
- Доколе терпеть несправедливость! - промяукал корабельный кот, едва успев запрыгнуть на торпедный аппарат от корабельного пса по имени Кнехт. - Нет житья от произвола! - и недовольно тявкнул, с опаской вспомнив грозу корабля - старпома.
- Успокойтесь, друзья! - сказал мудрый дельфин, грациозно проплывая вдоль борта советского мужественного корабля. - В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины, но разве чувство совести принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из-за барбета, кот недовольно помахал пушистым хвостом на торпедном аппарате, а пес присел на задние лапы с голыми пятками.
- Совесть, - дружеским тоном продолжил дельфин, - это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже, не побоюсь этого слова, люди. Посмотрите, как дружно живет и трудится Экипаж корабля, на котором вы живете.
Дельфин был действительно прав. Кому хоть раз приводилось видеть Экипаж военного корабля в действии, тот знает, что там безраздельно властвует Командир, распоряжаясь всем и вся, по совести распределяя обязанности между членами команды. У одних моряков основная забота - обеспечить ход корабля, у других, самых опытных – уметь использовать ракетное, артиллерийское или минное оружие. Одни, знающие мореплавание - прокладывают курс, другие - рулят по нему. Есть радист, метрист, сигнальщик, баталер, кок, боцман, химик и доктор. Даже есть свои стукач и дурак. И если хоть один моряк нарушит свой долг, его ждет справедливая кара - три года расстрела и каждый день до смерти.
В это время ужин в кают-компании шел своим чередом. Кто-то, уткнувшись в тарелку, искал обломки кораблекрушений, кто-то пил компот. Старший помощник спорил с Замполитом о вечном и теплом. Старпом утверждал, что корабль идет по морю. Замполит же настаивал, что море обтекает корабль, стоящий на месте. Оба спорщика с пеной у рта говорили громко, мешая окружающим.
Когда Командиру надоело их слушать, он кашлянул, привлекая внимание. Неуловимым движением вилки пришпилил мимо пробегающего по столу таракана, отправил его в рот и сказал:
- Каждое ваше слово – ложь! - хрустнув «черносливом» как свежим огурцом, мудро добавил. - Мысли нужно ловить на ходу и вкладывать в уста до того, как они начнут хрустеть!
- А в чем совесть службы? – спросил Лейтенант Командира, чтобы как-то разрядить обстановку.
- В справедливости! – ответил тот, тщательно пережевывая таракана
- А разве на службе есть справедливость? Столько страданий, непонимания вокруг.
- Дело в том, что каждый получает от службы то, что хочет, - Командир улыбнулся. – Корабельная служба – это то, что мы хотим в глубине души.
- Как вы можете так говорить? - Лейтенант дернулся, будто выпил стакан спирта. - Вы утверждаете, что все моряки, которые проходят через страдания, сами хотят себе неприятностей?
- Есть такой закон: что внутри - то и снаружи! Если моряк видит мир, полным бед и несчастий, то он удовлетворяет свои запросы. Корабельная служба такая, какой ты хочешь ее видеть.
- Я не понимаю: зачем люди стремятся к несчастью и неудачам? – спросил Лейтенант в недоумении.
- Некоторые думают, что если им выпало много неприятностей, то на них будут смотреть с уважением.
- Я сам прошёл через это, - подтвердил Лейтенант.
– И что, все теперь за это должны тебя уважать?
- Да. Потому что я пережил больше, чем ребята на «гражданке».
- Видишь, ты хочешь, чтобы тебя уважали только за то, что у тебя была нелёгкая служба. Получается, что желание уважения заставляет неосознанно желать себе невзгоды, чтобы потом тебя уважали и почитали. Мир справедлив! Наша совесть в душе. Смотри в себя!
Мораль притчи: Совесть на корабле – это когда каждый в экипаже добросовестно выполняет свои обязанности.
|