Произведение «Великий муж Иоанн III» (страница 1 из 9)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 133
Дата:

Великий муж Иоанн III



Уже родился великий муж Иоанн…:


[left]22 января 1440г. Великому московскому князю Василию II, супруга Мария Ярославна родила очаровательного сына, которому было суждено Господом создать единое Русское государство.

7 июля 1445г. отец княжича, во главе коалиции русских войск, потерпел под Суздалем поражение от сыновей казанского хана Улу-Мухаммеда. Тяжелораненый Василий попал в плен, власть в Московском княжестве перешла к Дмитрию Юрьевичу Шемяке, старшему в череде наследников великокняжеского престола.
Чтобы устранить конкурента бездарный правитель Шемяка (остался известен благодаря фразеологизму «Шемякин суд») отправил к Улу-Мухаммеду посла с предложением об устранении Василия II. На полпути, его посыльный узнал, что 1 октября взяв с Василия II слово о выплате богатого выкупа и дав в сопровождение татарский отряд, хан отпустил Великого князя в Москву.

Шемяка бежал в Углич, и стал готовить с приспешниками войско для борьбы с Василием II.
В феврале 1446г. по дороге в Троице-Сергиев монастырь заговорщики схватили Великого князя и выкололи ему глаза.
Подлецы оправдывали гнусное преступление тем, что якобы Василий привел с собой на Русь татар.

Детей «Темного» князя, включая Ивана, выслали из столицы в Углич. В надежде вернуть престол Василий «Темный» обратился за помощью к Великому князю Тверскому Борису Александровичу. Тверчанин согласился помочь, при условии, что 6 летний Иван обручиться с его 4 летней дочерью Марией Борисовной. Помолвка состоялась в 1447г.

Получив благословение игумена Ферапонтова монастыря Мартиниана Белозерского, Василий II двинулся с войсками к захваченной Шемякой Москве. Узурпатор снова бежал, в это раз на север, где в устье реки Юг захватил столицу Устюжского княжества, город Великий Устюг.

В 1452г. Василий II послал 12 летнего Ивана с войском в поход против устюжской крепости Кокшеньга. Войска разорили земли врага, и Шемяка не думая о сопротивлении, бежал под защиту Великого Новгорода.

Вкусив первый плод с «древа победы», 4 июня 1452г. Иван Васильевич выполняя слово, данное отцом Великому Тверскому князю, обвенчался со своей нареченной невестой княжной Марией Борисовной.

В 1453г., Василий Темный послал в Великий Новгород верного человека, который вступив в сговор с новгородским посадником Исааком Борецким, подкупил личного повара Шемяки, с характерным прозвищем «Поганка».
Получив от «московского гостя» пузырек с зельем, кухарь обработал им снедь, которую и подал к столу своего господина. Промучившись 12 дней и ночей животом, 17 июля 1453г. Дмитрий Юрьевич Шемяка предстал пред Вышним судией.

Иван стал соправителем Великого князя, в документах того времени они именовались как «Господари всея Руси».

Предчувствуя скорую кончину, Василий II составил завещание, согласно которому Иван после его смерти становился Великим князем Московским, получая в управление 12 городов. Москвой ему предстояло владеть вместе с родными братьями.
27 марта 1462г. в возрасте 46 лет Василий Темный умер.

Став Великим князем Иван выполнил завещание отца, передав единоутробным братьям земли указанные в завещании.
Москва была окружена со всех сторон сопредельными княжествами, грозными соперниками зарождающегося «Третьего Рима».

По преданию перед рождением Ивана праведный старец Михаил Клопский вершивший монашеский подвиг в обители расположенной в 20 километрах от Великого Новгорода предупреждал власть предержащих:
«Уже родился великий муж Иоанн, который станет праведным наследником своего родителя Великого князя Московского. Ему уготовано устроить великое разорение господину Великому Новгороду, лишить обычаев, земель, злата и серебра. Многим придется покориться первому и единственному Господарю Земли Русской».


По ком звонит колокол?:

В 1470г. новгородцы перестали выполнять условия Яжелбицкого мирного договора заключенного в 1456г. между Василием Темным и Великим Новгородом.
Они прекратили выплачивать Москве налоги, захватили княжеские земли, изгнали с насиженных мест москвичей и верных людей Великого князя.
Иван III призывал новгородцев прекратить бесчинствовать, но те, войдя в раж, уже не могли остановиться.

Великий князь послал в строптивый город посольство, в которое вошли родовитые псковитяне, но послы получили ответ, что новгородцы до скончания веков не признают власть Московского князя. Псков проинформировал Москву о результатах переговоров и сообщил Ивану, что готов ему помогать в борьбе против Новгорода.
Клятвоотступников новгородцев не устрашили даже грозные знамения явленные Господом в городе: буря сломившая кресты на соборе Святой Софии, и неизвестного происхождения скорбный колокольный звон.


Вдова новгородского посадника Марфа Борецкая встала во главе мятежа, она призвала новгородцев искать защиты у Великого князя Литовского Казимира IV.
Новгород получил обещание Казимира помогать в борьбе с Москвой и пригласил к себе на княжение Михаила Олельковича князя Копыльского.
Вскоре «пришлый» князь разонравился Марфе, и та приказала вышвырнуть недотепу за городские стены.

Жители Новгорода разделились на две части, одни предлагали жить под защитой Великого князя Московского, тогда как партия Борецкой, призывая страшные беды на голову Москвы, убеждала горожан уйти под Казимирово крыло. Подкупом, угрозами и шантажом Марфа убедила горожан в необходимости борьбы с Москвой и отправила в Литву «великое» посольство, которое предложило Казимиру, бывшему к тому времени Великим князем Литовским и королем Польши стать, главою Новгорода сохранив городу свободу и вольный дух.

Польский король подписал составленный новгородцами договор о дружбе, в котором он обещал:
- держать в Новгороде наместника православного по вероисповеданию, свита которого не будет превышать пятидесяти человек;
- что наместник будет получать от городских властей только судную законную пошлину, но судить новгородцев не сможет;
- если Москва пойдет войной на Новгород, Казимир, и Рада безотлагательно окажут городу необходимую помощь;
- что король не сможет уводить из Новгорода жителей, покупать у горожан села с крестьянами, и принимать в дар новгородские земли;
- что литовские купцы обязаны торговать с немецкими торговыми людьми только через новгородских посредников;
- не касаться вопросов православной веры.
- что в случае если Казимир поможет замириться господину Великому Новгороду с Москвой, он получит единовременную выплату равную обещанной ежегодной дани.
Договор утвердили взаимным крестоцелованием.

Узнав, что старшему сыну Казимира предложили выступить в роли наследника чешского престола, Иван стал ждать, когда Великий князь Литовский ввяжется в соперничество с конкурентами в борьбе за «чешское наследство».

Укрепив войска тверскими и псковскими отрядами и выждав удобный момент в конце мая 1471г. Иван, двинулся к Новгороду. Новгородские земли предавались мечу и огню. Московскому воинству объяснили, что новгородцы хуже татар, поскольку изменили своей истинной вере, присягнув католику Казимиру.

Казимир не бросил лакомый «чешский кусок», и новгородцы остались один на один с грозной волей молодого Великого князя. В спешке они послали гонцов в ставку к Ивану, вымаливая у людей князя охранные грамоты для новгородских послов.

Тем временем Борецкая возбуждала среди новгородцев недовольство переговорами с москвитянами и внушала народу мысль, что одно удачное сражение навсегда покончит с «гнетом» Москвы. Марфа созвала ополчение и приказала, совершив скрытный переход, атаковать войска первого московского воеводы Даниилы Дмитриевича Холмского.


Прибыв к точке сбора, ополченцы не дожидаясь подхода кавалерии, внезапно атаковали москвичей.

Холмский, под командованием которого были опытные воины, контратаковал неприятеля, внес в ряды наступающих панику и обратил новгородцев в бегство.


Тела 500 обезображенных бунтавщиков на подводах отправили к новгородским стенам.  Оружие и доспехи погибших, победители собрали и словно боясь замараться, утопили в Ильмень озере.
Иван III узнав о победе Холмского, отказался принять новгородских послов, он приказал Даниилу Дмитриевичу объединиться с псковитянами у реки Шелонь и осадить Новгород.

Перед форсированием реки 5000-й отряд Московского князя увидел на другом берегу новгородские полки, превышавшие их численностью в 6-7 раз.


14 июля 1471г. новгородцы потерпели сокрушительное поражение, потеряв 12 000 человек убитыми и 2000 пленными. Полонен оказался и предводитель новгородцев сын Марфы-посадницы Дмитрий Исаакович Борецкий, при обыске у него обнаружили договор Новгорода с Казимиром IV.
Знатным новгородцам, сдавшимся в плен (в том числе и Дмитрию Борецкому) за измену отрубили головы.

27 июля московские полки вновь разгромили войска мятежников, захватив хоругвь новгородского ополчения.

Простолюдины, устрашенные мощью Москвы, ставшей военным лагерем у Новгорода, все сильнее роптали на Марфу, развязавшую напрасную войну. Казнь ее сына считали высшей карой, которую свершил Иван III – божий мститель.


Охваченные страхом горожане бросились к епископу Феофилу, моля его просить у Ивана мира. Включив в посольство выборных горожан, новгородский епископ отправился в ставку Великого князя.

Несколько дней Иван Васильевич томил послов тягучим ожиданием, прежде чем удостоил их аудиенции. Пав ниц Феофил просил грозного ликом князя не разорять Новгород, не обижать раскаивающихся в своих прегрешениях перед Москвой мирян. Выдержав необходимую паузу Иван, простил новгородцев.

Новгород выплатил победителю 1310кг. серебра, вернул вероломно захваченные еще в правление Василия II земли. Обязался выплачивать ежегодную дань, и не вступать в явные и тайные сношения с Казимиром и другими врагами Великого князя. Умиротворенный Иван, поклявшись крестом, обещал новгородцам править справедливо и милосердно согласно прежним договоренностям.
Свободу оставили даже главной смутьянке Борецкой, 1 сентября Великий князь вернулся в столицу.

Зимой епископа Феофила вызвали в Москву, и избрали архиепископом Велкиновгородским и Псковским. Архиепископ, впоследствии прославленный в лике святых как Феофил Печерский, умолил Великого князя выпустить из заточения всех новгородцев обвиняемых в измене. Исполнив просьбу Феофила, Иван III приказал слугам не спускать с мятежного духом города глаз.

Осенью 1475г. с малой охраной Великий князь отправился в Новгород, в 90 километрах от города москвичей встретила торжественная процессия во главе с Феофилом. 23 ноября после молебна в Святой Софии, Иван отобедал у архиепископа, и принял от него богатые дары.


В следующие дни в своем дворце Иван Васильевич вершил

Обсуждение
Комментариев нет