
Детство, отрочество, юность Петра Романова:
[left]Первая жена царя Алексея Михайловича Тишайшего, Мария Ильинична Милославская, родила мужу 13 детей, 5 мальчиков и 8 девочек. Последний ребенок, царевна Евдокия скончалась 28 февраля 1669г., царица пережила дочь на два с половиной дня и преставилась 3 марта.
В 1670г. по доброй русской традиции в Кремле состоялся торжественный смотр невест.
22 января 1671г. Алексей Михайлович обвенчался с 19-летней Натальей Кирилловной Нарышкиной, происходившей из мелкопоместных тарусских дворян.
30 мая 1672г. государыня разрешилась от бремени, родив мужу крепыша-царевича, которому Богом было уготовано стать первым русским императором Петром Великим.
С рождением мальчика царская семья незаметно разделась на две части, многочисленную Милославских и малую Нарышкиных. Первые ненавидели вторых за то, что старшие царевичи Федор и Иван были слабы и болезненны, а бутуз Петр так и пыхал здоровьем.
Алексей Михайлович радовался тому, что трех лет от роду Петруша потянулся к военной амуниции и оружию. Детскую царевича заполнили макеты пушек, бердышей, сабелек, кинжалов, ручных гранат, мушкетов, барабанов. Царевич создал из детей придворных ребячий отряд, и стал забавно учить своих солдат воинскому делу.
В 5 лет Петру назначили преподавателя, им стал дьяк Никита Моисеевич Зотов. Он учил воспитанника чтению, письму, отечественной и зарубежной истории, русскому праву, объяснял, какие науки помогут будущему государю в управлении страной.
Никита Моисеевич подбирал для ученика обучающие наглядные материалы при помощи, которых рассказывал о фортификации, устройстве армии, астрономии, судоходстве и мореходстве.
Будущий император как губка впитывал новые знания, он грезил о новых городах, осадах, штурмах, и русском военно-морском флоте.
30 января 1676г. в возрасте 47 лет от сердечного приступа скончался Алексей Михайлович Романов, на престол взошел единокровный брат Петра, Федор Алексеевич.
По сути вместо Федора страной управляли двое бояр, Иван Максимович Языков и Алексей Тимофеевич Лихачев.
27 апреля 1682г., проправив 6 лет, Федор III скоропостижно скончался. Царь умер в 20 лет, не оставив наследника и не дав распоряжений относительно престолонаследия.
К восхождению на трон готовился 15-летний царевич Иван Алексеевич, однако двор понимал, что малоумный подросток никогда не станет полновластным правителем. Бояре Языков, Лихачев и Артамон Сергеевич Матвеев, убедили патриарха и боярскую думу провозгласить новым царем Петра, а опекуном назначить многоопытного Матвеева.
Милославские с трудом сдерживали ярость. Сестрица Петра, 25-летняя Софья Алексеенва рвала и метала, и, в конце концов, решила, используя организаторские способности боярина Ивана Милославского, устроить на Москве стрелецкие волнения. Милославский убеждал Софью, что стрельцы постоянно ропщут, проклиная произвол полковников и задержку выплаты денег, он не сомневался в том, что при желании и сноровке можно легко разжечь волнения в 20 стрелецких слободах.
Утром 15 мая 1682г. подосланные Милославским людишки рассказали служивым, что в Кремле измена, бояре, сторонники Нарышкиных придушили невинного царевича Ивана Алексеевича, и готовятся искоренить стрелецкие злобные помыслы.
Скоординировав действия, стрелецкие полки в полном вооружении пришли к кремлевскому дворцу. Вдовствующая царица Наталья Кирилловна, услышав требования мятежников, вывела на крыльцо живых и невредимых царевичей Ивана и Петра.
Иван кричал бунтовщикам, чтобы они расходились, что на него никто не покушался, но его никто не слушал. Вооруженная толпа забурлила и ворвалась в дворцовые хоромы, стрельцы нашли и убили Артамона Матвеева и других родственников матери Петра. Потом бунтовщики разошлись по Москве вершить «стрелецкое» правосудие.
Через 11 дней «смутьяны в кафтанах» вновь заявились в Кремль и потребовали установить на Красной площади в честь «стрелецкой победы» памятный столп, и возвести на престол царевичей Ивана и Петра, а регентом поставить царевну Софью.
Опасаясь дальнейших бесчинств, патриарх Московский Иоаким, совершил в Успенском соборе торжественный молебен, и менее чем через месяц венчал братьев на царство.
Партия Милославских купалась в лучах победы, Софья правила страной вместе с тайным мужем князем Василием Голицыным, контролировавшим внутреннюю и внешнюю политику, и мечтавшим преобразовать Россию, освободив крепостных крестьян с земельными наделами.
26 апреля 1686г. как глава Посольского приказа Голицын подписал «Вечный договор» с Польшей, согласно которому поляки признали за Россией право на Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигово-Северскую землю. Примечательно, но сейм Речи Посполитой утвердил данное соглашение спустя 78 лет в 1764г.
В 1689г. Голицын организовал русское посольство для переговоров с китайцами, и уже 27 августа стороны подписали «Нерчинский договор», установивший границу между Россией и Китаем.
В военных делах князю не везло, два крымских похода 1687 и 1689г. провалились, в первый раз полки даже не дошли до Крыма, а во второй вылазке Голицын так и не решился отдать приказ о штурме неприступной крепости Перекоп.
Маленький Петр жил с любимой матушкой в Преображенском, Зотову запретили обучать пытливого умом царя, а другого учителя не назначили. Лишив царевича учителей, Софья не лишила Петра тяги к новым знаниям, до последнего дня жизни император самообучался.
Однажды Петр узнал о чудесном приборе, помогавшем человеку собрать небесные звезды в пригоршню – речь, конечно же, идет об астролябии. По его просьбе князь Долгорукий привез из Франции это диковинное устройство вместе с набором математических инструментов, но как им пользоваться никто из окружения Государя не знал. Личный врач царя, обрусевший немец посоветовал ему обратиться к голландскому купцу Францу Тиммерману, который в итоге и научил Петра пользоваться мудреным прибором.
Умный голландец обучил царя азам астрономии, геометрии, кораблестроительства и фортификации.
Находясь вместе с Тиммерманом в селе Измайлово, царь нашел на складе государева двора старый маленький одномачтовый английский бот. Петр приказал отыскать человека, который мог бы спустить кораблик на воду и показать, как им надо управлять. Бот починил голландец Карштен Брандт, он же стал обучать Питера морскому делу и голландскому языку.
Яуза, и пруд казенного измайловского зверинца оказались малы для шлюпки, тогда Петр выбрал Переславское (Переяславль-Залесский) Плещеево озеро. Там заложили первую кораблестроительную верфь. Параллельно с постижением флотской науки, молодой царь создал «Семеновский» и «Преображенский» потешные полки.
Софья и двор, получая новости о «чудачествах» Петра, склонялись к мнению, что змееныш также как и брат, слабоват умишком.
Переживая из-за опасных увлечений сына, Наталья Кирилловна подобрала Петруше невесту
лицом изрядную, умом посреднюю, нрава спокойного.
27 января 1689г. в храме Преображенского дворца состоялось венчание царя с Евдокией Федоровной Лрпухиной.
В мае 1689г., когда завершился второй Крымский поход, 17-летний Петр стал совершеннолетним и мог самостоятельно с братом Иваном управлять Россией.
Однако Софья Алексеевна инфицированная властью решила стать первой полновластной царицей на русском троне. В этом замысле она доверилась главе Стрелецкого приказа, окольничему Федору Шакловитому, пообещавшему подговорить стрельцов, на то чтобы они подали прошение об избрании Софьи Алексеевны русской царицей.
Через верных людей о коварном плане царевны узнали Нарышкины, летом 1689г. Петр с матерью объявил сестре, что он не допустит узурпации царской власти. Противоборствующие стороны стали готовится к схватке. Окружив себя личной охраной и верными стрельцами, Софья затворилась в Кремле.
7 августа агенты коварной царевны распространили слух, что неблагодарный брат Петр вместе с «потешниками» двинулся на Москву, змеенок приказал любой ценой ворваться в Кремль и лишить жизни царицу и царевича Ивана.
Шакловитый велел готовить стрельцов к походу на Преображенское, о чем осведомители нарышкиных тут же доложили Петру. Узнав тревожное известие, царь охваченный ужасом бежал в Троице-Сергиев монастырь.
После этой случая, до самой смерти в момент сильного душевного волнения императора корежило, у него дергались щеки, тряслась голова, отказывали ноги.
В монастырь прибыли мать и жена Петра. Сподвижники молодого царя генерал Патрик Гордон и полковник Франц Лефорт привели потешные полки.
Петр послал в Москву грамоту с приказом отправить к нему из каждого стрелецкого полка 1 сотника и 10 рядовых. Софья без объяснения причин отказалась исполнить государев приказ.
27 августа Петр вновь послал в столицу гонца с приказом стрелецким полкам прибыть в Троице-Сергиев монастырь, на этот раз стрельцы подчинились, Софью заключили в московский Новодевичий монастырь.
После смерти в 1690г. патриарха Московского и всея Руси Иоакима, Лефорт и Гордон познакомили Петра с загадочным и манящим миром Немецкой слободы. Лефорт стал неразлучным другом Государя. Не без гордости Франц писал родным в далекую Женеву, что в Москве он живет в собственном дворце. Рядом с особняком разбит парк с прудами полными рыбы и вольерами с дикими зверями, ежедневно к дому съезжаются русские, чтобы поглазеть на невиданную доселе редкость.
Справедливости ради стоит сказать, что могущественный Франц Лефорт был честным человеком и не использовал влияние на царя никому во вред. Он советовал Государю приближать к себе башковитых русских людей, возвышать их и поручать реализовывать им сложные проекты.
Наравне с преображенцами и семеновцами царь прошел ускоренный курс молодого бойца, урядник Петр Михайлов учился стрелять из фузеи, мушкета и пушек. Он колол штыком, наводил понтоны, закладывал мины, оборудовал земляные окопы. В момент отработки броска гранаты боеприпас лопнул в его руках, Петр и находившиеся поблизости офицеры получили ожоги и ранения. Под Преображенским построили земляную крепость Пресбург названную в честь славной венгерской столицы-крепости описанной в труде 1647 года, «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей».
На учениях одна часть войск атаковала цитадель, а другая обороняла, потом стороны менялись местами. Случались увечья и гибель личного состава, во время одного из штурмов погиб молодой князь Долгорукий.
После потешных баталий царь закатывал пиры в Немецкой слободе. Пили много, плясали, тискали немок, иногда не смыкали глаз по 2-3 дня. Герр Питер выпивал много и самозабвенно, правда, после пьяного угара, всегда