Осень 1981 года, а точнее сентябрь. Запомнился Алексею не только тем, что он попал служить в роту учебно - боевых машин (РУБМ) или как её еще между собой называли танковую роту одной из частей, но и прохождением в течении лета учебы на водителя БТР-60ПБ. А как известно теория без практики мертва то в конце обучения их ждал 500 километровый марш на БТРах по просторам Казахской ССР, а если точнее они должны были совершить марш в течении двух дней до Капчагайского водохранилища на БТР и вернуться обратно. Только после прохождения молодыми водителями этого марша они допускались к самостоятельному управлению этими бронированными машинами.
Колонна БТРов весело шла по асфальтированной дороге на просторах Казахстана. БТРы дружно ревели моторами, выбивает косяки пыли с обочин шоссе. Колонна из двадцати БТРов вытянулась в нить по шоссе на несколько километров. Командиры сидели в люках непосредственно над молодыми водителями. Они, свесив ноги и чуть касались ступнями их плечей для того, чтобы управлять действиями водителей без использования танкового переговорного устройства. Так если водителю наступает командир на правое или левое плечо значит нужно повернуть в указанную сторону. Если давят на оба плеча значит – стоп. Командиры, сидя на броне наблюдали за жизнью, которая расположилась вокруг шоссе, насколько - насколько это можно было увидеть их взглядами.
Условным знаком возглавляющий их колонну командир дал понять, что пора остановиться на десятиминутный привал у обочины автодороги. БТРы принимали вправо, поднимали облака пыли с обочины и подкатив друг к другу на расстоянии одного корпуса останавливались. Молодые водители весело выглядывали из люков и смотря друг на друга помахивали руками или просто улыбались, но из машины никто не выходил – ждали приказа.
Дождавшись с головной машины, показанной флажками - к машине. Старослужащие солдаты выскочили на обочину стали кучковаться. Закурили и начали обсуждать тот участок дороги, который они уже проехали. Возбуждение от полученных впечатлений переросло в разговоры. Старослужащие смотрели на молодых обучающихся водительскому делу солдат и весело рассказывали какие ошибки ребята допустили при управлении БТРом на пройденном участке автодороги. Да вроде больших ошибок не было и командование, и старослужащие были довольны действиями молодых водителей.
БТР, которым управлял Алексей находился в центре их колонны. Он был как раз десятым и впереди него шло девять тяжелых колесных бронированных коробок. Воспользовавшись привалом многие из мужиков сделали тоже, что и первый космонавт при остановке автобуса, когда он ехал на стартовый комплекс. Алешка с облегчением вздохнул, а старослужащий водитель со смехом в голосе смотря на него произнес:
- Моли Бога, чтобы это колесо не пробить сегодня, а то сам его бортировать будешь… Тунеядец.
Вообще то старослужащие молодёжь за такое несознательное поведение молодых водителей, как правило наказывали, но в этом случае делать было нечего с головного БТРа флажками подали команду по машинам. Все кинулись на броню.На их БТРе ехал командир взвода прапорщик Лалетин.
Он был командиром их взвода и мужчиной довольно-таки серьёзным, всегда спрашивал службу с солдата, но по-отечески относился к своим подчинённым. Он при остановке задержался у первой машины в колонне и поэтому подошёл к Алёшкиному БТР несколько позже, когда колонна из девяти машин уже немного оторвалась и ушла вперёд он вскочил на броню и усевшись в люк над Алексеем скомандовал:
- Масляков - вперёд.
Алексей включил первую передачу, тронулся переключился на вторую и БТР начал плавно набирать ход, а сидевший рядом на командирском сидении старослужащий Фаритка подмигнул Алёшке и сказал:
- Не хрен ползти давай переходи на третью, а там быстрее четвёртую. Глянь колонна куда ушла, а нам надо догонять Алёха шевелись.
Алексей начал добавлять газ, обороты двигунов – увеличились и двигатели немного взвыли, но перейдя на четвёртую передачу он услышал их дружное повизгивание через пустое десантное отделение. БТР начал набирать скорость и это придало ему уверенности. Они хоть и медленно, но стали догонять ушедшую вперёд колонну. БТРы шли как обычно четко посреди трассы, чтобы не поднимать пыль с обочин и не мешать этой пылью сзади идущим тяжёлым махинам.
Так их своё время во время учебного вождения натаскивал прапорщик Рудяков командир второго взвода. Он всегда сидевший сверху и смотря за действиями молодых водителей предупреждал их:
- Ну чего шарахаетесь от автомобилей. Вышел на середину шоссе и погнал пусть гражданские на обочину съезжают, ну кроме встречи с трактором марки К -700. Там можно и подвинуться.
Произнеся это, он всегда мечтательно улыбался, а в чём было дело никто не знал.
Их колонна следовала своим путём, попадавшиеся им встречные автомобили принимали вправо и уступали дорогу едущей по средине шоссе колонне военной техники. Молодые водители нажимали на педали газа, а БТРы наматывали километры на свои восемь колёс казахстанского асфальта. Раскинувшаяся во круг земля Казахстана принимала ребят и направляла их в сторону Капчагайского водохранилища так их колонна уверенно шла к место своего назначения. Через небольшие окна командирского и водительского отделения у своего БТРа Алексей наблюдал за дорогой и вот на одном из небольших перекрёстков он увидел бензовоз на базе Газ-51, который стоял справа на примыкающей дороге и пропускал колонну из боевых машин. Его БТР прошел перекрёсток и Алексей прибавил газу набирая необходимое дистанцию между машинами в колонне до пятидесяти метров. Он уже так втянулся в управление БТРом, что и не заметил, как перешёл из режима «наблюдателя и управления» им в режим «автопилота», когда водитель всё делает автоматически.
Вдруг он через триплексы левого борта в зеркало заднего вида, а потом через водительское стекло увидел, как колонну начинает обгонять этот гражданский бензовоз, он, проехав вперёд, а Алексей увидел, как этот автомобиль через два БТРа впереди него, стал влезать в строй их колонны с военной техникой.
У Алексея вдруг, появилась какое-то нехорошее предчувствие. Ведь он знал, что гражданские автомобили не должны влезать в колонну с военной техникой. Это еще им молодым кандидатам в водители объяснял их преподаватель в училище, где Алексей перед армией учился на водителя. Неожиданно на корме впереди идущего БТРа загорелись огни стоп-сигналов и он начал экстренно останавливаться даже не принимая как положено в право на обочину. Он ударил резко по тормозам еще до крика Фаритки:
- Тормози…
Расстояние до впереди идущего БТРа было приличным, и Алексей успел среагировать и прижимаясь вправо остановил свой БТР в нескольких метрах от впереди остановившегося БТРа. Колонна, следовавшая за ним, начала останавливаться, причём резко останавливаться. И взводный, перевесившийся через крышку люка над водителем и рядом сидящий с Алёшкой – Фарит выдохнули практически одновременно, и прапорщик сказал свою любимую поговорку:
- Ёкарный румын по голове.
Прапорщик Лалетин говорил её в самых безнадежных случаях, и все знали, что после неё проштрафившегося солдата ждёт не просто наказание, а суровое наказание…
- Масляков съезжай на обочину, Батретдинов ты за старшего из машины не отлучаться.
Кратко распорядился прапорщик и спрыгнув с брони ушел вперёд.
- Давай Алёх на обочину.
Распорядился, смотря на него Фарит.
- Только не спеши и не зацепи впереди стоящий БТР…
Алексей увидел, как впереди стоящий БТР показав правый поворот начал медленно сползать к правой обочине и вопросительно посмотрел на Фаритку.
- Чего замер включай поворот и давай вправо на обочину как те, кто впереди. Не хрен стоять…
Распорядился Фарит. Алексей, включив поворотник, а затем первую передачу съехал на обочину дороги и поставил на ручной тормоз БТР заглушил двигатели. Колонна в начале перестраивалась, а затем и вовсе остановилась. Алёха вылез через водительский люк и увидел следующую картину на перекрёстке с лева, то есть примыкающие слева дороге стоял их БТР, который таранил гражданский бензовоз. По увиденной картине было ясно, что бензовоз начал поворот на лево, а следовавший за ним БТР на всей скорости просто влетел в левый бок бензовоза. Он «одел» бензовоз на бронированный нос и метров десять, а может и больше проволок его после перекрёстка пока не остановился.
Водителем этого БТРа был его друг Коля. Как потом выяснилось водитель бензовоза залез в их колонну и на этом перекрёстке он должен был свернуть на лево. Он резко сбросил скорость включив правый поворот, начал совершать маневр, а Николай просто уже в силу инерции одиннадцати тонного, веса БТРа не смог резко его остановить и ударил бензовоз в бок. Да так ловко, что пробил цистерну и загнал задние колёса к раме автомобиля в притык.
Из разбитой цистерны вытекала жидкость.
- Алёха ты за старшего, а я пойду посмотрю, что там Колян наделал…
Весело бросил ему убегающий к месту ДТП Фарит. У стоящего на встречной обочине БТР с протараненным Газ-51 собрались старослужащие, командиры взводов и ещё один офицер. Колю извлекли из-за руля и стоявший с ним рядом офицер распекал его:
- Вы товарищ солдат - никудышный водитель, почему не приняли всё возможные и невозможные меры для того, чтобы остановить вверенный Вам БТР. Что это такое и почему Вы так себя повели. Почему Вы проявили такое невнимание.
Николай в ответ только краснел и хлопал глазами.
Что выводило «обвинения» на новый уровень.
- Да мы тебя не только к управлению БТР не допустим, а еще и посадим…
После этих слов Николай совсем сник.
В этот момент на дороге показался головной БТР их колонны и подъехавший с нём майор, начальник их
| Помогли сайту Праздники |