*семейная хроника - основана на реальных событиях прошлого*
= Гребенюк и семья =
-быль-
" Мы были слишком смелы, дерзки...и наивны, чтобы долго жить... Таким образом говорить о разуме в действиях фаворитов власти, не приходится господа офицеры..."
кн.Щепин-Ростовский Д.А. 1858г. октябрь 3-го дня.
Вознеси молитвы к Богу
И Владычицы Земной
Перед тем, как стать свободным
Смерть познай что за спиной...
Кн.Щепин-Ростовский Д.А.
1826г.июнь 2 дня.
Пасмурная погода, уже который день тревожила Москву своими дождями и холодом. Люди зябко кутались в куртки и плащи, безнадёжно прикрываясь от сильного ветра хлипкими зонтами и плотными капюшонами. Николай Андреевич Гребенюк тоскливо смотрел на них, не то осуждая, не то жалея, понимая, что они скорее спешат по работе, чем в гости. Переждав сильный порыв ветра, он вышел из застеклённого лестничного прикрытия и поспешил в сторону Ваганьковского кладбища. Вообще-то он не собирался мучать себя в такую погодную кутерьму и предпочёл-бы в этот день сидеть дома, но чувство долга пред старым товарищем Нарышкиным, которому он обещал подъехать к станции метро "улица 1905 года" заставил его воспринять просьбу дочери друга.
Тот, уже ослабевший старик, выходил последний год только с сопровождающим, но сегодня 22 сентября 2022 года, его младшая дочь не смогла поехать на кладбище с ним и попросила Гребенюка помочь. С ним она передала список с Куска (20 тканевых шёлковых листов) обрывочного листа на латыни от Суздальской летописи помеченной 6747 годом от рождества Христова (1259-60 год. перепись списка-Книга в очень ветхом состоянии выкупленная князьями по случаю у благотворителя купца Волкова Павла Андреевича 1839 год-автор) в котором были записи (список) летописца с ростовского Свода (1419-30 г." пометка места приобретения - Григорьевского затвора". выкупленного ещё в годы 1-й Мировой войны в Кёнигсберге у старьёвщика -автор)с пояснением А.Д. Артынова.( автор трудов своих- исследований русской истории-порядка 80 рукописей). В частности в приписке к списку,чётким каллиграфическим почерком писца
Оленина Алексея Николаевича (1763 - 1843) известного в XIX веке общественника русской истории и культуры, исполнителя иллюстраций ( изографа) к книгам своего друга Державина и кем было обозначено место приобретения-деревня Курьяново. что взрастает своими корнями в 20 верстах от древней Шуи.
Народа в этот день на улице было мало, лишь около домов торговали искусственными цветами говорливые старушки. Многие проходившие, покупали сей продукт траура у них, так значительно отличались цены на такой же товар уже на территории погоста. У храма "Воскресения"возведённого в 1877 году, они встретили князя и прошли для начала к могиле внука декабриста Сашеньки Сергеева, прожившего всего лишь чуть более месяца и умершего в страшном крике и мучениях от голода, ещё в мае 1922 года, и в мае 2022 года ей исполнилось ровно сто лет. Матушка малыша, Наталия Феодоровна Андреева, еле пережила горе, и выжить ей удалось лишь после тяжёлой болезни на нервной почве срыва чрез полтора года усыновив малышку, умирающую и больную Ольгу-Изольду Корф, родители которой были арестованы и расстреляны вскоре. Могилка несчастного дитя великомученика, была слева близь Храма, всего метрах в двадцати-тридцати от входа в Храм. Как раз около-напротив могилы их дальнего по материнской линии, Путяты. Сама оградка, это его детская кроватка сделанная младенцу его отцом. Она совсем крошечная и не более метра в длину и около семидесяти сантиметров шириной, затерянная среди соседних могил насевших на неё бессовестно и нагло. Маленькая уютная мраморная плита с надписью и родовым гербом с вензелем князей Щепиных-Ростовских, так же отреставрирована и сделанная ещё в 1998 году родными. Старая оградка за прошедшие сто лет сильно обветшала и "гости", приняв решение, взяв инструмент у князя, который тот всегда брал с собой на ваганьковский погост, быстро её обработали, ошкурив и покрасив в серый цвет. Оплакав дитя и оставив на холмике цветы, иконки и игрушки, все проходя мимо могилы нашего родственника Путяты,одарили её двумя гвоздиками в знак памяти и уважения прадеда... Потом прошли на другой участок, уже к могиле Нарышкиной Екатерины Ивановны (1798.мая месяца первого дня-1852.декабря 27 дня). Скромное захоронение в глубине старого погоста, в двадцати метрах от дорожки, одиноко терялось среди хаоса полузаброшенных могил и грязи, опавших от ветров веток и листвы. Протерев сей страж от пыли и грязи, сам памятник ушедший от тяжкого времени веков довольно глубоко в землю, хорошо сохранился благодаря уходу родных и представляющий из себя гранитный цилиндр более метра высотой и в средине столпа увенчанный каменным квадратом с надписью.
Старики, сообща быстро и дружно убрав листву пошли к родне- няне декабриста ДЕВИЦЕ ИУЛИТТА. Какого же было их удивление когда после долгих поисков "её" могильного камня привезённого с Валаама ещё в XIX веке, они увидели его на погосте неких Ивановых и ограждённый их большой металлической оградой. На камне няни высечено сие: " - няня ДЕВИЦА ИУЛИТТА 1782 (07.07 дня.)- 1878 (мая месяца 13 дня) -96 лет ". Негодование от увиденного и бессилие измучило стариков, ибо они понимали, что это рок судеб и безмозглого состояния душ современных "мастеров ритуального хозяйства". Это скорее безалаберность жандармских чиновников, чем умышленное злодеяние душ, ничего личного...
"... Многие слова и мысли своих товарищей я вспоминаю с дрожью, печалью и горечью. С разрушения нравственности начинается гибель нации...,говорил князь (Трубецкой-автор), ибо на фоне сильных решений и событий, человек и стоящие рядом, управляемы... Каховский тогда сказал просто:" -Я не желаю исповедоваться тем и там, кто вершит "великие" благодеяния ради взростания идущих к храму паломников и злата".
Мне же думается что Бог у каждого в Душе и человеку не надобны посредники. Я никого не обвиняю, ибо каждый приходящий в этот Мир, рождается со своим видением мира и азартом к жизнию. В России господа ныне у всякого и Общества озабоченные лица. Одно знаю чётко, приняв решение от которого зависит судьба народа, не отступай. А что о 1825, то я одно могу сказать: - Гвардия, следуя поверью в народе, всегда была острым перцем для власти, этакая горькая приправа истины. И совершенно неважно какой год в песочнице романовского буйства. С кем Гвардия, с тем и победа, а какая плесень в сыре - белая, голубая или красная, уже роли не играет. Ещё одна такая победа имперцев, и гибель Империи неминуема. Россия, под девичьем обличием, по прозванию Русь останется "ЧЁРНОЙ ВДОВОЮ". Поимев Правду, потеряешь Истину. Кладбищенский туман Московии, уже здесь господа..."
Кн.Щепин-Ростовский Д. А. 1858г.
Обойдя территорию где были могилки их родных, отдав вечный долг благого почтения умершим, Николай Андреевич, успокаивая князя и Нарышкина, вызвал для стариков "жёлтое такси" и развёз всех по их родным домам передав стариков на руки родным.
Вновь начавшийся было, мелкий, нудный и холодный осенний дождь, бессердечно трепал ветви хрупких деревьев омывая их небесной водой, словно смывая с них их некие грехи молодости, а увядающую на них листву он нещадно срывал бросая на дорогу, где уже шины красивых разноцветных нерусских автомобилей превращали их в бесформенную массу небытия и забвения... Нарышкин печально смотрел на всю эту благообразную кутерьму небесной канцелярии и в его голове пронеслось...Когда же этот всероссийский бардак начался? Со сноса памятников Калинину и Дзержинскому? Да нет господа хроникёры, позже, гораздо позже. Когда народ наелся американской курятины-ножек Буша, позабыв о чести и гордости за матушку россеюшку. И то было не беда, а так бедюшка, временная и вовсе незначительная для истории России. Всё решилось с удара под дых, со сноса всемирно известной и почитаемой туристами красавицы гостиницы России. Как пошутил один из строителей искусителей разгрома:- Да уж мужики, дела делишки, народ снимай штанишки. Войнушка с коммуной началась. Берегите бороды...
Нарышкин позвонил своим и убедившись что всё нормально выехал на вокзал к сыну. ожидавшего его приезда.
Кто тогда мог знать, что эти встречи, для одного из них последняя...Ночью князя хватил удар...