В свое время довольно-таки авторитетный писатель Владимир Солоухин как-то заметил: «…существуют две критические точки в природе: точка замерзания, когда вода превращается в лед, и точка кипения, когда вода превращается в пар. Мне кажется, и в искусстве тоже существуют эти критические точки и что жизнь, настоящая, теплая, полнокровная, живая жизнь находится где-то посередине шкалы».
Такой вот взгляд на искусство. Мне он представляется не очень-то правомерным. Поясню.
Во все времена находились люди, одержимые желаньем узнать, какие диковины скрываются именно за подобными точками. Такие люди остались в истории личностями, прокладывающими путь в неизвестное, полное фантастических открытий будущее.
Не берусь судить, пытливость ли это, любознательность, дотошность или еще какая-то другая черта человека, но факт присутствия непреодолимого интереса к разного рода запретам, по-моему, не нуждается в доказательстве. Кроме того, не найдись таких людей, где были б сейчас те чудеса техники, которые со всех сторон окружают нас ныне. Да что говорить, возьмите хотя бы тягу к путешествиям. Она ведь тоже, скорее всего, происходит от неудержимого стремления заглянуть за горизонт. И ведь чем дальше, тем быстрее прогресс. Вон, уже искусственный интеллект стремительно как набирает силу.
Однако, что касается достижений в области духа, такой однозначной уверенности нет. В это сфере, на мой взгляд, результаты куда скромнее. Более того никак не избавиться от сомнения, были вообще ли какие-нибудь здесь подвижки. Особенно, если понаблюдать, что творится ноне на политическом поприще. Да и всякие взбрыки разнокалиберных чиновников тоже оптимизма не прибавляют. Возможно, ситуация сегодня в стране и мире не ахти какая как раз от того, что некие научно обоснованные законы формирования духа отсутствуют начисто или они пока еще не открыты, да и тяга наша к мифологичности никуда, между прочим, не делась.
Впрочем, пора возвратиться к искусству. Один из самых выдающихся русских художников, Михаил Врубель, каждое свое полотно создавал мучительно и подолгу, никогда не помышляя подделаться под вкусы толпы. Не желание ли это проникнуть одной силой духа в то, что науке пока объяснить никак не удается.
Рассказывают, будто однажды, работая над лицом своего Демона, он изобразил нечто нечеловечески прекрасное, но не смог удержаться и, что называется, записал быть может лучшее из своих творений.
«Цель творчества – самоотдача». Так сказал как отрезал один из лучших российских поэтов двадцатого века.
Подтверждением его слов в какой-то мере служат интернетовские ресурсы. Не пересчитать ведь сколько на них литературных сайтов, на каждом из которых обитает великое множество авторов, норовящих пробиться сквозь словесную шелуху к чему-то такому фундаментальному, для которого, по большому счету, и названия-то в языке нет. Тут расчет на одно: душа должна почувствовать единение с этим неизвестным, и тогда она воспарит окрыленно или развернется во всю свою необозримую ширь. Яснее ясного в тот момент станет всё, что творится в подлунном мире, и сразу найдутся заветные слова, необычные ритмы мелодий или загадочные сочетания красок на холсте.
Не стану утверждать, что все как один самодеятельные поэты, писатели и разнокалиберные блогеры предаются творчеству с самоотдачей Врубеля. Тем не менее, тратят же они свое время и душевные силы, стараясь как можно точнее выразить на бумаге или экране монитора свои мысли и наблюдения. Никаких материальных выгод это деятельность им не приносит, для подавляющего большинства по крайней мере. Предполагаю, где-то на окраине сознания у них теплится надежда добиться какого-никакого признания у своих современников, хотя и есть понимание насколько это проблематично. И ведь тем не менее…
Подводя черту, напоследок не удержусь, чтобы не заметить вроде как мимоходом: люди, которые ищут, хотя и вызывают у нас бесспорное уважение, но, кто бы что ни говорил, в конце концов мы отдаем все-таки предпочтение тем, кто находит, и, похоже, от этого никуда не уйти.
| Помогли сайту Праздники |











