Произведение «Часть 3. Сельские рассказы» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 53
Дата:
Предисловие:
Про жизнь и работу на селе...

Часть 3. Сельские рассказы

Знойное начало июня обжигало землю. В хозяйстве кипела подготовка к жатве. Алексей Николаевич, бригадир первой арендной бригады колхоза, стоял посреди машинного двора, окидывая взглядом вверенную ему сельскохозяйственную технику. Тяжело вздохнув, он направился к ремонтной мастерской, где его взору предстала картина: бортовой ЗИЛ-130 тащил на буксире ЗИЛ-ММЗ-554. Чуть поодаль, у обочины, стояли автослесарь и заведующий пунктом техобслуживания тракторов и автомобилей, увлечённо обсуждавшие что-то, наблюдая за этой странной процессией.
Подойдя ближе, Алексей Николаевич кивнул в знак приветствия и, протянув руку, спросил:
– Что это у вас тут, Александр Алексеевич, один другого на привязи катает? С какой целью?
– Не ко мне вопрос, – ответил тот, с уважением взглянув на автослесаря и переадресовав вопрос ему кивком головы.
Теперь уже Алексей с любопытством уставился на автослесаря, мужчину за пятьдесят. Никитич, с видом знатока, выдал информацию:
– Да вот, на самосвал двигатель после капиталки поставили, а стартер его не берёт – коленвал не проворачивает. Надо первый раз поршни стронуть, чтобы коленвал от ходовой провернулся, тогда двигатель заработает, притрётся, и можно на уборку.
"В институте учили, что так нельзя делать", – подумал Алексей, но промолчал, не желая прослыть дилетантом.
– Ага, – многозначительно произнёс он, – а где движок-то взяли?
– Председатель намедни в автоколонну ездил и как-то за сахар договорился, – тоном всезнайки сообщил Алексеевич.
"После капиталки двигатель должен как часы работать, со стартера заводиться. Что-то тут не так, ну да ладно, пусть колхозный автомеханик разбирается", – подумал Алексей Николаевич и направился к зерновому току.
Навстречу ему ехала всё та же процессия из двух автомобилей. Чтобы не глотать пыль, Алексей отошёл на обочину и, остановившись с подветренной стороны, от нечего делать уставился на приближающуюся вереницу. Вдруг его намётанный ещё в армии глаз уловил, что колёса буксируемого самосвала вращаются не в сторону движения, а против.
 
 
В голове Алексея щёлкнуло: "Что-то не так!" Автомобили проехали ещё метров двадцать и остановились. Из кабин высыпали водители, извергая проклятия в адрес тех, кто перебирал двигатель, и тех, кто его устанавливал. Алексей вернулся и посмотрел на мужиков. Те, сбавив обороты и немного притихнув, видимо, смекнув, что подошло начальство, уставились на него. К ним подошли зав. ПТО и автослесарь Никитич. Никитич, глядя на мужиков, задал резонный вопрос:
– Ну, что, не заводится?
Сергей, водитель бортового ЗИЛа, опытный мужик, злобно посмотрел на него:
– Никитич, да как ты машину собирал?! Сколько ни таскаю, не хочет заводиться, хоть умри! – и, кивнув в сторону молодого водителя, добавил: – Лёнька пятую включает, а двигатель всё равно не проворачивается. Как вы этого треклятого ЗИЛа собрали?
– Да вроде всё в порядке, Серёг, – оправдывался Никитич. – Собирали нормально: двигатель с капиталки, коробку с капитального ремонта. Мы даже задний мост перебрали, там тоже вроде всё новое поставили, заменили что надо. Машина-то в целом капитальный ремонт прошла, а вот почему двигатель не заводится, я и сам понять не могу. Уже и зажигание раскидал, и трамблёр проверил, и проводку – всё нормально. Почему не заводится, ладу не дам.
Алексей, до этого молчавший, переспросил Никитича:
– Алексей Никитич, а вы, я слышал, задний мост перебирали?
Никитич, повернувшись к бригадиру, утвердительно кивнул. Алексей продолжил:
– А главную передачу в мост правильно поставили?
Никитич задумался, а потом уверенно ответил:
– Так, Алексей Николаевич, там главную передачу по-другому не поставишь, она ставится только в одном положении и всё.
Алексей Николаевич подошёл к заднему мосту самосвала, нагнулся и махнул рукой в сторону автослесаря:
– Алексей Никитич, подойдите, посмотрите: ведь главная передача здесь прямая, её можно поставить в двух положениях – и так, и развернув на 180 градусов, она тоже встанет. Так вы её правильно поставили или нет? Я же смотрел, когда ребята машину таскали, у неё задние колёса проворачивались не вперёд, а назад. Значит, главную передачу на заднем мосте вы установили, развернув её на 180 градусов. Поэтому и не можете никак завести автомобиль. Я смотрю, уже второй день таскаете – никакого эффекта. Значит, главную передачу в задний мост вы установили неверно.
Никитич с недоверием посмотрел на молодого специалиста и ничего не ответил.
На следующий день к Алексею Николаевичу подошёл автомеханик Геннадий Михайлович и, отведя того в сторонку, спросил:
– Алёш, а что там вчера с ЗИЛом в мастерской было? Никитич что-то объяснял про главную передачу, а я так и не понял, в чём там суть. Сказал, чтобы я к тебе обратился.
Алексей просто пересказал ему то, что вчера говорил Никитичу:
– Геннадий Михайлович, если у ЗИЛа задний мост с прямой передачей, то есть выход у главной передачи для соединения с карданным валом посередине моста, значит, эту передачу можно поставить в двух положениях: в прямом или перевернуть её на 180 градусов, тогда она будет крутиться в обратном направлении, и все передачи будут передавать вращение в таком порядке: передние – назад, а задняя – вперёд. У меня такое в практике уже было, когда я ещё молодым слесарем до армии на заводе работал.
И Алексей поделился своими воспоминаниями:
– Так и там провели капитальный ремонт автобуса ЛАЗ, но главную передачу поставили, перевернув её на 180 градусов. После этого у него получилось пять передач назад и одна передача вперёд. Тогда наш автомеханик сказал водителю автобуса: "Загоняй автобус задом на яму и переверните главную передачу заднего моста на 180 градусов". А водитель, посмотрев в глаза автомеханику своими удивлёнными глазами, сказал: "Как же я теперь на яму заеду? У меня пять передач и все назад". Автомеханик со смехом ему указал: "У тебя пять передач у дурака назад, а задняя одна, но вперёд. Включай заднюю и заезжай на яму. Сколько ты мне будешь голову морочить!"
После того как ребята перевернули главную передачу, автобус стал ездить как положено: пять передач вперёд и одна передача назад. Геннадий Михайлович улыбнулся и сказал:
– Спасибо за подсказку, сегодня же ребятам скажу, чтобы загнали ЗИЛа на ПТО, вынули главную передачу из моста и перевернули её.
Алексею в этот день не удалось побывать в ремонтной мастерской. Он целый день, как гончий пёс, бегал по своей полеводческой бригаде: то организовывал подкормку селитрой пастбища, то защиту растений рапса. Дел было невпроворот. На следующий день с утра небо затянуло тучами, моросил мелкий дождик, но это, как всегда, бывает перед уборкой зерновых. Алексей Николаевич волей судеб оказался на пункте техобслуживания в гостях у Александра Алексеевича. Но поскольку Алексеевич один никогда не бывал, то рядом с ним всегда сидел его друг Никитич. Увидев молодого бригадира, заглянувшего к ним на огонёк, Алексеевич с укоризной в голосе, глядя на своего ровесника Никитича, выдал ему тираду:
– Видишь, у тебя уже опыта и водительского, и слесарного – больше, чем годков нашему Алексею Николаевичу, а разобраться, почему двигатель не мог провернуться, не смог. А Алексей Николаевич только посмотрел и сразу рекомендацию выдал, причём правильную. Что скажешь, Никитич?
Никитич надулся и через минуту посмотрел на друга:
– Так у Алексея Николаевича вон опыт какой, и в его практике такой случай уже встречался, а я с этим первый раз в жизни столкнулся.
Александр Алексеевич посмотрел в сторону Алексея Николаевича с большим уважением и сказал:
– Вот видал, какие у нас инженерные кадры! Даром, что молодой, а голова светлая.
На следующий день специалисты хозяйства собирались, как всегда, на планёрку к семи утра. Из города к этому времени приехал их председатель. В то время большинство председателей района жили в городе. Специалисты гурьбой поднялись к нему в кабинет на второй этаж и, рассевшись по своим местам, стали ждать начала планёрки. Всё шло по накатанному сценарию, и вдруг Геннадий Михайлович, заведующий ремонтными мастерскими и по совместительству автомеханик, неожиданно обращаясь к председателю, сказал:
– Геннадий Дмитриевич, а доярок сегодня у тебя будет меньше на одну.
Председатель на полуслове поперхнулся и с любопытством уставился на говорящего, давая понять: "Ну, объясняй, что произошло". Геннадий Михайлович развернулся в сторону председателя и тихо продолжил:
– Вчера Ванька, мой водитель, который возит молоко на заготовительный пункт, катал свою Маруську на качелях, которые он сам и сделал для их дочки.
– Ну, и что? – сказал председатель.
– Дак вот, качели оборвались, и Маруська с них свалилась. Разбилась, и теперь у тебя на одну доярку меньше.
Пред, после сказанного зав мастерскими, потерял дар речи. Главный агроном посмотрел в сторону Геннадия Михайловича, подмигнул ему и поддержал его следующими словами:
– Да Маруська не просто упала, а когда он её качнул, веревка оборвалась, и она, свалившись с этих треклятых качелей, прямо лицом об землю. Еле довезли до медпункта. Всё лицо в кашу, что теперь делать будем, а я ума не приложу, кто коров будет доить.
Зоотехник, явно опаздывающий на планёрку, где-то бегал и должен был вот-вот прийти. Председатель побагровел. Чувствовалось, что в душе его закипает злоба на весь свет. Где ему теперь доярку искать? Это же теперь целая группа коров, тридцать

Обсуждение
Комментариев нет