Произведение «Юрий Тубольцев Поэтика развернутого абсурда» (страница 1 из 32)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 110
Дата:

Юрий Тубольцев Поэтика развернутого абсурда

Юрий Тубольцев Поэтика развернутого абсурда (Герой свинашего времени)  
2008 г.
Тубольцев Юрий Анатольевич
Поэтика развернутого абсурда
(Геройсвинашеговремени)
ISBN 978-3-939995-99-9
Alle Rechte in dieser Ausgabe vorbehalten
Gesamtherstellung
Edita Gelsen e.V.
logobo@gmx.de
© Юрий ТУБОЛЬЦЕВ

                                                                                                    Перепечатка только с письменного разрешения автора

                                                                                                                     художник обложки Юлия Дозорец  
 
Аннотация
Абсурдософию (стихи, миниатюры и интеллектуальные анекдоты) из сборника современного конструктора слова, сюрреалиста Юрия Тубольцева «Поэтика развернутого абсурда (Герой свинашего времени)» отличает игра слов и смыслов, многослойность, филологические и идеоматические находки с этическим и социальным оттенком...  речь, выпавшая из контекста, которая сразу ставит в недоумение и заставляет этот несуществующий контекст искать, необычная форма записи и построения, штурм букв и шторм ассоциаций, зверюшки-симулякры в стиле постмодерн...  Нереалистические внежанровые этюды Юрия Тубольцева формируют у читателя мультипозиционное, толерантное, гуманистическое мышление...    
Произведение многоплановое. Интересно показана проблема соотношения мнимой и «реальной» реальности,  реальности и вымысла. «Где кончаются зверюшки-симулякры и начинается реальность?»  - возникает у читателя вопрос. Диалоги порождают виртуальные реальности, игру на стыке между иллюзией и реальностью.  Меняется ряд ракурсов действительности, действительный мир рассматривается лишь как один из возможных.
Показана дополнительность точек зрения на мир.Чувствуется, что мы живем в эпоху тотальной недостоверности.    
Сюрреалистично, в одном изобразительном поле сочетаются несочетаемые элементы, возникает ощущение карнавализации.
Оглавление
Введение






Глава 1. Без Хрю (Зазаабсурдье) 
Глава 2.  Книга Хрю




Глава 3. Книга Дзынь

Глава 4. Не вошедшее в Книгу Хрю
Глава 5.  Абсурдознание 
 Глава 6. Кошкометрия 
Глава 7. Разговорчивые фамилии
Глава 8. Миньканиндзи
 Глава 9. Философия зеркал. Зеркальные метаморфозы
 
Глава 10. Сборник стихов «Речевые игры»
 
 Выводы... Сюррософия заабсурдья и Ыкзестенциализм
Приложение 1 Словарик абсурдослова (абсурдософа)
 Приложение 2 Миниатюрный театр петрушки. Петрушкины потешки. 
Приложение 3. Эхология  (эхолотия)      
    

 
Введение
 Сергей Сумин Дведевочки и парасенок.
( о книге стихов и миниатюр Ю.Тубольцева )
 

    Все роды литературы хороши, кроме одного, скучного – сказал Вольтер. Если Вы согласны с этим утверждением, то книга современного писателя Юрия Тубольцева

 «Поэтика развернутого абсурда», Вам, пожалуй, понравится. В этой небольшой по объему книжке есть все, чтобы не бросить чтение на середине: словесные кульбиты, прыжки в нелепость, подмигивания читателю, гомерический хохот, маскарадное шествие философий, несуществующие животные, жонглирование словами и образами. На страницах «Поэтики» царит не серьезность, а легкость, не рассуждения о высоких материях, а абсурдистская игра, не скучная наука, а театральная клоунада. Все это, однако, не без примеси скрытой горечи, горечи от нелепостей  и тупиков человеческой мысли.

    Миниатюры и стихи «Поэтики развернутого абсурда» читаются легко, буквально за один присест. В этой книге около трехсот коротких занимательных историй, диалогов и стихотворений. Все вместе они создают ощущение захватывающего театрального действа, только у Тубольцева каждое слово играет не ту роль, которую играло раньше, а ту, которую поручил ему режиссер-автор.

    Конечно, Юрий Тубольцев – постмодернист. Что это значит? Это значит, что он  перемешивает, «миксует», сталкивает в пределах одной книги разные литературные, культурологические и философские модели, играет стилями и манерами письма. Если посмотреть на жанровую природу миниатюр книги, то в ней легко можно обнаружить: притчу, сказку, верлибр, рассказ, дзенский коан, танка, хокку, смс-сообщение, анекдот, афоризм, сценку, диалог, стихотворение и т.д.  Автор миниатюр, будто опытный птицелов, расставляет силки и ловушки для птиц нашего внимания, и читатель частенько ловит себя на том, что попался.

   Постмодерн как мировоззрение уравнивает противоположности: верх  и низ, факты и мифы, серьезное и ироничное, элитарное и массовое. У лучших постмодернистов 60-х - 90-х годов двадцатого века мы можем обнаружить черты новой мифологии, дегуманистичной по сути, ставящей человека на одну ступеньку вниз. Постмодерн разоблачает, мифологизирует, меняет систему координат. В романе английского писателя Джулиана Барнса «История мира в 10,5 главах» историю библейского Ноя и его ковчега рассказывает личинка  жука-древоточца, у француза Мишеля Турнье о злоключениях Робинзона Крузо ярко и убедительно рассказывает туземец Пятница, а в книге русского писателя Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» красный командир оказывается просветленным учителем, буддийским ламой. Стоит отметить, что человек как вид в этих и других произведениях постмодернизма  - отнюдь не венец творения. Он жесток, мелочен, болезнен, несправедлив и эгоистичен. Кстати, Тубольцев вполне может считаться продолжателем этой линии «дегуманизированного искусства». В его книге слово человек заменено следующими синонимами: хрюньга, людь, людисенок, хрюловек, хрюдь и т.д.  

      Итак, «Поэтика развернутого абсурда»! Попробуем разобраться. Почему - поэтика? Почему – развернутого? Почему – абсурда?  Название книги, наверное, больше подошло бы к какому-нибудь основательному научному труду, чем к сборнику коротких занимательных историй, однако…. Мне отчего-то кажется, что Тубольцев с сочувствием отнесся бы к знаменитой фразе Даниила Хармса: «Меня интересует только чушь!». Автор «Случаев» и «Елизаветы Бам» вполне мог бы считаться отцом того направления в нынешней литературе, которое делает ставку на словесную эквилибристику,  динамичный сюжет  и черный юмор. Современное постиндустриальное общество насквозь пропитано скрытым цинизмом, внутренней пустотой и жаждой развлечений, прикрывающихся рассуждениями о демократии и свободах личности. Юрий Тубольцев, к слову сказать, живущий в Германии, не теоретизирует, а художественно освещает эту ситуацию:

 

                                                    Дведевочки.

 

                                 Одна девочка посмотрела сразу в два зеркала

                                 и поняла, что она две девочки…

 

      Что вижу я в данном тексте? В нем мне видится вовсе не остроумная шутка, а, скорее, скрытый кошмар. У персонажа этой миниатюры-предложения нет ничего подлинного, у него отсутствует сущность, ощущение собственной личности, индивидуальности. Представим себе, что героиня текста заглянет сразу в 5 или 10 зеркал. Сколько девочек отразят зеркала и что «поймет» эта девочка? Правильно, девочка «поймет», что ее 5 или 10. Это может означать лишь, что у персонажа нет никакой духовной опоры: такой человек смотрит  ТВ – и становятся ТВ-человеком, погружается в мир виртуала -  и он уже виртуален до кончиков пальцев, смеется над дешевыми комиксами – и уже не может остановиться.

   У того же Даниила Хармса есть рассказ о рыжем человеке, у которого не было ни глаз, ни ушей, ни рук – ничего не было. Это уже не человек - одна лишь видимость, пятно пустоты. В каждом стихотворении и рассказике Хармса звучит эта горькая нота – Человека больше нет. Люди, которых мы видим на улице,  утратили это гордое имя, у них нет больше никаких духовных ценностей, они утратили свое высшее измерение и шагнули в пустоту и мрак.

  Духовные ценности  –  не миф. Люди, утрачивающие их, делают свою жизнь зависящей от незначительных  вещей, сиюминутных желаний и прихотей. Такие люди несчастны по большому счету, хотя они  всегда яростно отстаивают свою «свободу» и свое «мировоззрение».

   Юрий Тубольцев в своих миниатюрах также констатирует пустотность, инфантильность и несамостоятельность человека техногенного общества. Несовпадение высоких смыслов и реального существования слишком очевидно, люди не понимают, зачем и для чего они совершают те или иные поступки:

 

                                         Куда уходят смс?

[justify][font="Times New Roman",

Обсуждение
Комментариев нет