Каждое лето родители отвозили Максима в деревню к бабушке и дедушке. В деревне было здорово: днём можно было не ложиться спать, как в детском саду; бегать босиком с мальчишками по улицам; целыми днями бултыхаться в реке. А ещё в деревне у него был настоящий друг – Колька. Колька был уже большой. Ему было пять с половиной лет, и он был герой. Он не боялся Германа – этого противного, злого гуся, который каждый раз, когда Максимка проходил мимо него, грозно шипел, махал крыльями и вытягивал вперёд шею, стараясь больно ущипнуть.
Колька, к тому же, был большой выдумщик: то он предлагал построить шалаш из хвороста, то погонять уток на реке, а то какую-нибудь приключенческую игру. Последнее его предложение было – ловить в реке раков.
Дело в том, что речка, хоть и небольшая, но в ней водились раки. Один берег у неё был пологий, а другой – глинистый и с невысоким обрывчиком. И вот, как раз со стороны этого обрывистого берега и были, по словам Кольки, норки, в которых обитали раки.
Как объяснил юный раколов, технология ловли раков очень простая: заходишь в реку, максимум по шею, и руками или ногами ощупываешь дно и подводную часть берега. Как только ты какой-либо частью тела нащупал норку, то просто проверяешь её, залезая в неё рукой.
Рассказав это, Колька решил личным примером показать Максимке, как всё просто. Он уверенно вошёл в реку и стал неспеша двигаться вдоль берега, щупая ногами дно, а руками берег реки. По его сосредоточенному лицу было видно, что он, как бы прислушивается к тому, что чувствуют его ноги и руки под водой. Спустя буквально минуту Колькино лицо ещё больше напряглось. Он остановился, но уже через мгновение вместе с головой погрузился в реку. Спустя семь-десять секунд над поверхностью воды появилось его весёлое, довольное лицо, а через секунду и рука, в которой, шевеля клешнями, был рак.
Действительно, как всё просто! И, не раздумывая, Максимка прыгнул в реку. В движениях, в мимике на лице он старался походить на своего друга. Тщательно обследуя руками берег, он наконец-то нащупал что-то, похожее на норку. Рука сама автоматически вошла в это углубление и…
– Мамочка! Что это? Кто это? Больно! – пронеслось в его голове: – Это страшнее, чем Герман!
Максимка невольно подпрыгнул в воде и выскочил на берег. Страх, испуг, боль, обида – всё это лавиной пронеслось где-то там внутри, что аж закололо и заурчало в животе. Он вопрошающе посмотрел на Кольку. Тот был сосредоточенно-серьёзен.
– Что? Рак? – спросил Колька и добавил: – Больно?
Максимка показал руку, вернее, палец, но там ничего, кроме небольшого покраснения, не было. Ему стало неожиданно страшно, но признаться в этом Кольке Максимка не мог. Он только молча покачал головой.
Колька понял состояние друга.
– Ты молодец! Быстро среагировал, и рак не успел тебя укусить. Они клешнями кусают. Если быстро схватить его за клешни и сжать их, то рак не успеет ничего сделать. Их укус, по ощущениям, можно сравнить с укусом комара. Тебя же кусали комары? Но они противнее раков, – закончил свой успокаивающий монолог Колька. – Ты не бойся. Укус рака – это не страшно, – и предложил сунуть палец в клешню ранее пойманного им представителя членистоногих.
Максимка отказался, но, видя, как бесстрашно и решительно это сделал его друг, немного успокоился и снова полез в реку.
Спустя пару минут раздался радостный голос Кольки: он поймал ещё одного клешнёвого. Максимка совсем успокоился и продолжил поиски норок. Когда он нащупал очередную норку, то тихо, видимо, думая, что так он не спугнёт предполагаемую добычу, прошептал:
– Нашёл.
– Суй осторожно руку, – также прошептал Колька, – Не бойся!
Максимка присел так, что половина лица осталась над водой, и чувствовалось, что он осторожно просовывает руку во что-то.
– Ой! – раздался короткий писк, и тут же цветущее в улыбке Максимкино лицо и рука с раком появились над водой.
Колька искренне радовался за своего друга и тут же поделился с ним секретом, что можно делать, чтобы с каждым пойманным раком не вылазить на берег. Оказывается, нужно просто заворачивать рака под резинку трусов, и он на личном примере показал, как это делается.
Радостные восклицания друзей попеременно раздавались над речкой, правда, Колькиных восклицаний было чуточку больше.
Нанырявшись вдосталь, мальчишки решили, что пора – и домой. Раков оказалось десять штук. Колька честно разделил улов пополам и откуда-то достал два небольших целлофановых пакета и, разложив по ним раки, друзья пошли по домам.
– Вот! – входя на кухню, выдохнул Максимка и гордо протянул бабушке пакет.
– Дед! – от неожиданности вскрикнула бабушка. – Ты посмотри, что внук принёс, добытчик наш, – уже улыбаясь, закончила она.
Дед степенно вышел из комнаты, взял у бабушки пакет и, развернув его, полушутя, полусерьёзно сказал:
– Ну, вот, бабка, и об ужине беспокоиться не надо.
Тут же, повернувшись к внуку, спросил:
– Сам поймал или кто угостил?
– Сам! С Колькой. Он научил.
– И не страшно было? Раки-то, небось, кусаются?
– Чуть-чуть. Сначала. – И он протянул деду один из пальцев, на котором была видна царапина, как результат встречи с клешней рака.
– Герой! – довольно произнёс дед.
– Как Колька? – радостно воскликнул Максимка.
– Как Колька, – прищурился в улыбке дед и вышел в сени.
| Помогли сайту Праздники |







И я вспомнил детство и свой первый опыт ловли раков в реке Псёл.






Хороший рассказик.