Ёжиков Константин, как и все молодые люди моего поколения, должен был отслужить в армии. Огромное большинство из нас так и поступали. Пришла первая весна после окончания школы, и он получил повестку из военкомата о призыве на срочную службу. Первого апреля 1980 года он прибыл в Райвоенкомат, оттуда — на областной сборный пункт, а дальше — в воинскую часть, в учебное подразделение на механиков-водителей боевых машин пехоты (БМП). Приобретенные навыки при работе на тракторе в колхозе очень пригодились ему в освоении данной военной специальности. Он всегда с уважением вспоминал своего учителя тракторного дела из их школы. Этот человек заложил в нем уважение к технике и любовь к работе с ней.
— Рядовой Ёжиков.
Услышал он свою фамилию сквозь напавшие на него воспоминания, и, вскочив с места, он выпалил:
— Я!
— Объясните нам, пожалуйста, как устроен кривошипно-шатунный механизм дизельного двигателя, — сказал ведущий занятия по устройству БМП старший лейтенант Петров и добавил: — Вопрос понятен?
— Так точно, товарищ старший лейтенант!
— отскочило от зубов у Ёжикова. И он начал рассказывать то, чему его учили ещё в школе. Его доклад был краток и точен. Офицер удивленно посмотрел на него и как-то без особого энтузиазма произнес:
— Садитесь. «Отлично».
Ёжиков с гордо поднятой головой сел на своё место. Занятия по изучению материальной части БМП продолжались своим чередом, и, кроме этого, их учили защите от оружия массового поражения, строевой подготовке и так далее и тому подобное, что необходимо было знать современному солдату как на поле боя, так и вне его. Ёжиков прилежно учился азам военной науки, и их постижение, на его удивление, не было для него тяжким грузом. Да, что-то ему давалось тяжело, к примеру, зубрежка уставов, а вот устройство и вождение БМП шло, можно сказать, на ура.
Так шло время обучения и втягивания новичков в армейскую среду. Командиры им были довольны. Друзья-солдаты поддерживали ровные товарищеские отношения с ним. Только командир его отделения, младший сержант Савенков, иногда, видя его задумчивость, повышал на него голос, но Костик не обижался, ибо сам был виноват. С каждым учебным днем солдаты набирались армейского опыта и знаний, необходимых для защиты родины. И вот, наконец, выпускные экзамены. Они прошли как в тумане: теория и практика вождения БМП. И уже стоя на плацу, когда им зачитывали приказ о присвоении им воинской специальности и очередных воинских званий, Ёжиков вдруг осознал, что он уже полгода как в армии. И теперь он уже ефрейтор Ёжиков и механик-водитель боевой машины пехоты. Распределение у него попало в Среднеазиатский военный округ. Это автоматически означало поездку в Афганистан. Не сказать, чтобы это как-то расстроило или обрадовало его. Ну, Афганистан, так Афганистан - думал он. Главное, чтобы механиком-водителем боевой машины пехоты, а там ладу дадим. Из Подмосковья их самолётом перебросили в Ашхабад, а дальше наземным транспортом в Кушку. В Кушке из них начали формировать подразделение для сопровождения колонн на территорию Афганистана. Из вновь прибывших солдат начали формировать взводы и роты. Мотострелковое отделение, куда попал Ёжиков механиком-водителем, состояло из девяти человек, и командовал ими младший сержант, только что закончивший учебку сержантского состава, да и все они были, как говорится, необстрелянные. Только взводный, их прапорщик, уже получил боевое крещение, он уже как полгода сопровождал туда колонны. И был требователен и строг с подчиненными ему солдатами, за что получил кличку «Дракон». Между собой солдаты его взвода так и звали его «Дракон». Да что взвода, вся рота его так звала. Офицеры были к солдатам менее строги, чем этот прапор. Он сам год назад был солдатом, а теперь прапорщик, и гоняет солдат без зазрения совести. Так про него говорили солдаты. На боевое слаживание им отвели один месяц и понеслось: бег с полной выкладкой, преодоление полосы препятствий, стрельбы из автоматов и, вдобавок, для механиков-водителей и операторов-наводчиков БМП - стрельбы из штатного вооружения их машины.
Ёжиков начал чувствовать, что начинает худеть. Да и учебе не способствовала зима, наступившая вокруг. А это холодные ветры при отрицательной температуре. Они продували насквозь. От такого климата и больших физических нагрузок солдаты начали впадать в уныние, и только письма с «родины» от мам или девушек всегда согревали им сердца.
— Ефрейторы Ёжиков, Самбуров и Костин на выход!
Послышался голос взводного в казарме. Константин вскинулся, что случилось, только пообедали и, придя в казарму, расслабились. Но делать нечего, необходимо выполнять приказ, и он направился к выходу из казармы, предварительно накинув бушлат. Во дворе стоял уже их ротный командир, а рядом неизвестный капитан и позади них «Дракон».
— Ну что, товарищи солдаты, поступил приказ перегнать новые БМП на территорию Афганистана и передать их. Для этого нужны вы, трое механиков-водителей, а поведет вас капитан Ярцев.
Капитан, выйдя на полшага вперед, продолжил:
— Мне отрекомендовал вас как лучших механиков-водителей ваш взводный командир, он пойдет в колонне из четырех БМП замыкающим. Путь наш через границу до ближайшего поста, а там, передав машины новым хозяевам, вы вернетесь назад на вашей технике.
И, обернувшись к их ротному, спросил:
— А кто на четвертой БМП пойдет?
— Старший сержант Иванов — командир и ефрейтор Нефедов — механик, — отчеканил тот и, обратившись к стоявшим в строю, их ротный сказал:
— Вопросы есть?
— Да, есть, — вдруг выпалил Ёжиков.
— Когда БМП принимать будем, их хоть опробовать на ходу надо?
— БМП уже пригнали, сейчас и пойдем их принимать, — сказал капитан и добавил, обращаясь к «Дракону»: — Товарищ прапорщик, ведите людей в парк.
«Дракон», перестроив солдат, увел их в парк. Там уже стояли три новенькие БМП.
— Ох, хороши, ещё муха не сидела, — сказал «Дракон» и скомандовал: — Ёжиков, твоя первая, Самбуров, твоя вторая и Костин, твоя третья. Приступить к обслуживанию.
И всё мгновенно засуетилось, забрякало и забегало. В общем, к вечеру все БМП были подготовлены к маршу.
— Ну, всё, завтра в Афган, — тихо произнес «Дракон» и, посмотрев на оробевших солдат, уже бодро добавил: — Не дрейфь, прорвемся!
И подмигнул им. Ребята немного расслабились и заулыбались.
— Рота, подъём!
Прозвучали слова дежурного как гром среди ясного неба. Солдаты вскочили с кроватей, и пошла армейская жизнь: построение, зарядка, уборка и чистка. После завтрака те, кто перегонял БМП, выдвинулись в парк, там их проинструктировал капитан Ярцев.
— По машинам! — скомандовал он.
Экипажи бросились к своим БМП. Двигатели взревели, и черный дым из эжекторов разорвал чистоту восточного дня. В начале движения Костик нервничал, и его головная машина дергалась и вела себя на дороге неуверенно, но раздавшийся голос в шлемофоне капитана Ярцева: — Не волнуйся, сынок - помог успокоиться, и он повел уверенно свою машину. БМП буквально проглотили километры до границы. У КПП капитан Ярцев скомандовал:
— Стой, глуши моторы.
И побежал к пограничникам. Минут через пятнадцать, придя к ним, скомандовал:
— Вставить ленты в пулеметы и присоединить снаряженные магазины к автоматам. Командирам машин занять места операторов-наводчиков. Исполнять!
Солдаты засуетились. А капитан Ярцев, подойдя к первому БМП и увидев открытую крышку люка над местом оператора-наводчика, сказал Костику:
— Вылезай, я всё сделаю сам.
И добавил:
— Не обижайся, Костик. Если что, я должен быть уверен, что всё сделано правильно, от этого наши с тобой жизни зависят.
Через десять минут шлагбаум на КПП поднят, и колонна из четырех БМП пошла в сторону Афганистана. Афганские пограничники даже глазом не повели в их сторону. Пройдя их КПП, Константин в шлемофоне услышал приказ:
— Увеличить скорость движения и дистанцию.
БМП, выбросив черный дым, рванули по виляющему в ущелье шоссе с максимальной для этого скоростью.
«Ну вот и Афган», — пронеслось в голове Ёжикова, но рассматривать окружающие его горы некогда, ведь надо следить за дорогой. Его голова, торчащая из
Прототипом моего героя послужил мой школьный товарищ:
Ноздрачёв Александр Сергеевич.
Родился 31 октября 1961 года.
Погиб 24 мая 1982 года.