Предисловие:
...Многие легенды и записи избранных писцов-монахов, по своему решают и восхваляют поступки прочих владетелей прошлого... Времена, времена..., лики былого времени, а люди и поступки всё те же:
Избавляться от человека, который был неудобен и хоть чуть опасен, было на Руси во все времена делом обыденным. Это обычное дело для "Царского Государева двора " в XVI веке, настоящая опричнина великих лихих времён Грозного государя. Тогда наши Ростовские Князья не пожелали прислуживать мстительному к товарищам боярам государю, и решившись на побег в Литву, многим рисковали. Слишком многие тогда писали доносы на первородцев Рюриковичей, и страшась мести многие, как и ныне в России, прислуживали государю, зная его ревность и гнев к лишенцам его воли и сотоварищам литовским.
...В те времена княже, Московия была полна многочисленными европейскими и Литово-польскими послами и просителями защиты у русского государя Ивана. Это не удивительное дело, власть Москвы тогда крепка как никогда, вот и восприняли княже мерзкое племя поляческо-литовского посольства Речи Посполитой и прочей литовской нечести, возомнивших себя великими во главе некого Станислава Станиславовича Довойна. Вот Князья Ростовские и кинулись к оному за советом и помощью, забывши что эта мерзость нам вечная вражеская кара. А княже Лобанов-Ростовский ему душу и свои опасения жизненные раскрыл с великой ошибкой и болею. Как писали на него донос:
- «... и думу царя и великого князя послам рассказывал и многие поносительные слова про царя государя и великого князя им наговорил многия...». Вот и получилась смута в разуме и поступках Ростовских родов, так прозванная их ворогами- "ИЗМЕНА ВЕЛИКАЯ И ЧЁРНАЯ, ТУМАНОМ СОКРЫТАЯ". Так названная "чёрной весной" для нас 1553 года, « ВЕЛИКОЕ Побежание в Литву князя Никиты Лобанова-Ростовского» и прочее и прочее о боярском заговоре супротив Царя нашего «возглавлявшийся князем Семеном Ростовским боярский заговор», «заговор князей Лобановых-Ростовских» во время хвори и болезни царя Ивана марте-апреле 1553 года, рассказ сей упомянут громко в "Никоновой Летописи". И всё сие по призыву холопа и князя В.А. Старицкого, супротив законного наследника, младенца невинного-царевича Димитрия. И молвил он пред боярами свое слово мрачное и неразумное для многих Рюриковичей:
«... толко намъ служити царевичю Дмитрею ино нами владети (Захарьинымъ) и чемъ нами владети Захарьиными ино лутчи служити князю Воладимеру Ондреевичю »... (Княже учуялъ мыслити и смотрети в Литву)».
Щепинские рассказы, или Яшкины были
- быль -
Други вспомнят нас ликуя
Кто-то мимо нас пройдёт
Равнодушные, слепые
Бог же в Рай нас позовёт..
Иванково. 1858г.
Храм в селе Никольском, отстроен на деньги Князей Щепиных-Ростовских, Князя Ивана Борисовича и сына его Василия Ивановича, чрез купцов Неёловых, в 1660 году. Для отливки колоколов, а их надобно было девять, не хватало денег и сбор от прихожан не покрывал необходимую сумму. Тогда вновь обратились к Князю и он дал дополнительно деньги на отливку и установку новых колоколов. в 1676 году. В честь этого празднества на колоколах были отлиты такие словеса: Лета Божия 1676 года, августа 12 дня, слит колокол в Ростовский уезде в Патриаршую волость,в селе ДОР, к Церкви Николая Чудотворца, подаянием приходских людей"
...Княгиней Акульшиной, супругой благородного князя Ивана Борисовича, вышита красной бумагой цветами фелонь и подарен старопечатный "Евангелие - 1676 года" с оловянным ковчегом. В благочестивых делах и начинаниях княжьих, правда без особого успеха, хотя и оплатив многие работы в Храме, принимало участие и семейство Урусовых. Тех самых, близких родных великого злодея Петра Урусова, того, что много лет назад свершил безумных бед мщения за убийство своего дальнего родственника, касимовского хана, убив на охоте царя. Он был их дедом. Сам Урусов, родственник хана Ураз Мухаммеда, многолико и жестоко казнённого, как говорят писания, лже Димитрием II. Так вот и вышло злодеяние Петра, народ казнил в городе всех татар с семьями их и не жалея ни малых, ни старых и убогих. Семья Урусовых долго и с трудом избавлялась от греховных поступков предка. Сама история всегда трудна на освещение своих любимцев, их поступков и желаний, праведных и безправных. Как всегда бывает, праведники свершают больше зла, чем добра. Но не нам ныне господа судить и осуждать благие и не очень благие поступки "Лже" Димитрия и его войка, побеждавших и не единожды поляков поганых...выбивая их из городов русских, ибо это уже другая история.
Послесловие:
До сих пор неясным остается вопрос о том, знал ли несостоявшийся владетель земель русских Димитрий II о готовящемся заговоре Урусова? Судя по тому, как он торопился переехать в еще недостроенный лагерь, который, как он считал, может защитить его, он что-то подозревал, но...