Сквозь немецкие коридоры, словно призрачные тени, скользили люди. Прозрачные, будто души ушедших, они проявлялись лишь в зловещем сумраке. Окутанные пеленой мрака, с бездонными провалами мёртвых глаз, они были безмолвными свидетелями трагедий, разворачивающихся в этих коридорах и вдоль ледяных железных путей.
Время неумолимо разрушало и воздвигало, но лишь жалкие осколки старых военных построек устояли перед его натиском. Призрачные очертания зданий, словно эхо минувшей эпохи, напоминали о былом величии.
Немецкие призраки, навечно прикованные к этим местам, бродят среди руин, с тоской оглядываясь на то, что когда-то было создано, а затем безжалостно обращено в пепел. Пламя войны пожирало всё, до чего могло дотянуться, не щадя даже кирпич и брусчатку.
Древние дороги, ведущие в ту эпоху, чудом сохранились, но, подобно истерзанным зданиям, молили о пощаде и восстановлении.
1941 год. Война с фашизмом.
Начало агонии фашистской Германии. Начало бесчеловечной войны. Начало всепоглощающего голода, тотальных разрушений и невосполнимых утрат. Начало нищеты, когда каждый день был борьбой за выживание. Страх голодной смерти парализовал волю. Люди не могли позволить себе даже крошечный кусок хлеба. Магазины, словно склепы, зияли пустыми прилавками, на которых лишь изредка можно было найти засохшие, несъедобные остатки.
Скудные запасы продовольствия, если они ещё оставались, в первую очередь отправлялись на фронт, солдатам, сражающимся за страну. Голодные и оборванные, люди брели по тёмным, разбитым улицам, зачастую босиком. Во время бесконечных дождей полуразрушенные дома превращались в непроходимые топи, а на улицах раздавались зловещие выстрелы.
В отчаянии, доведённые до крайности голодом, люди готовы были пожирать друг друга, а также ловить голубей, чтобы хоть как-то заполнить зияющую пустоту в животе. Варили похлёбки из голубей и тех немногих остатков, что чудом уцелели до начала войны. Бомбы не щадили ничего. Единственным убежищем, где можно было укрыться от неминуемой гибели, оставались бомбоубежища, но и там места хватало далеко не всем. В тесных террасах находились кровати и одеяла, а также горячая кипячёная вода.
Медики, из последних сил, пытались оказать помощь как военным, так и гражданским.
Солдатам шили одежду из обрывков ткани, но её катастрофически не хватало. Любой предмет одежды, даже не по размеру, казался бесценным даром.
Детей с ранних лет учили выживать самостоятельно, добывая пропитание для себя и своих близких. Об одежде они могли только мечтать. Война уничтожила привычный мир. Офицеры и полицаи носили то, что могли достать, испытывая острую нехватку обмундирования.
Невозможно было найти самые простые вещи. Составлялись списки погибших и пропавших без вести. Родственникам отправляли скорбные извещения.
Голодное время – страшное время, когда единственной надеждой остаёшься ты сам. Успеть выжить, помочь своим детям и, если повезёт, бежать подальше от войны.
Но таких беглецов заклеймили предателями, отказывая им в возвращении и не принимая во внимание наличие родных. Впрочем, родных почти ни у кого не осталось – все погибли на войне или от голода.
Ночи были холодными и пугающими, наполненными воем сирен и грохотом бомб. Новое оружие поступало на фронт едва ли не каждый месяц, и каждый солдат получал его. На войну отправляли неподготовленных новобранцев, зачастую прямо с учебных полигонов. Воевали даже дети, начиная с четырнадцати лет. Женщины помогали, чем могли.
Медикаментов катастрофически не хватало, помощь оказывалась лишь тем, кого ещё можно было спасти. Многие солдаты писали предсмертные записки, которые передавали командирам, чтобы те отправили их родным по почте.
Страшно было терять товарищей, ведь каждый понимал, что в любой момент может оказаться на их месте.
Рядом с живыми солдатами сражались тени павших, ощутимые как слабая надежда, как отголосок памяти, способный уберечь от самых зловещих помыслов.
Каждый стремился уничтожить врага, отдать долг Родине. Каждый мечтал остаться в памяти потомков, быть увековеченным на мемориальной стене, чтобы к его имени приходили и возлагали цветы. Многие мечтали дожить до старости и вернуться к мирной жизни, но немногим было суждено воплотить эти мечты в реальность. Война безжалостно забирала всех.
Идея создана была в городе Калининград.
| Помогли сайту Праздники |