Произведение «О Дике Фрэнсисе и его романах»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 6
Читатели: 16
Дата:
Предисловие:

О Дике Фрэнсисе и его романах

     Ричард Стэнли Фрэнсис, более известный как автор английских детективных романов Дик Фрэнсис, родился 31 октября 1920 года.

Авторов детективных романов – сотни и тысячи. Почему сегодня захотелось вспомнить Дика Фрэнсиса?  

     Нет, не потому, что более сорока из романов Дика Фрэнсиса стали международными бестселлерами. Хотя, в общем-то, впечатляет, что общий проданный тираж книг Фрэнсиса на момент смерти (в 2010-м году) составил около 60 миллионов.

     Не потому, что Дик Фрэнсис был одним из любимейших писателей королевы Великобритании Елизаветы П.

   Полагаю, скорее, эта популярность Дика Фрэнсиса – как раз следствие не только его писательского мастерства, но и привлекательности его неординарной личности, во многом стоящей за центральным персонажем его романов.

    Биография его обычна – и необычна. С детства Ричард Фрэнсис мечтал стать жокеем, для этого оставил школу в возрасте 15 лет и к 1938-му году уже тренировал лошадей. Во время Второй мировой войны ушёл на фронт добровольцем, думая присоединиться к кавалерии, но ему пришлось служить в Королевских Военно-воздушных силах (и в наземном экипаже, и пилотом). С 1946-го года Фрэнсис участвовал в скачках (и выиграл более 350 скачек). С 1953 по 1957 год был жокеем лошадей королевы Великобритании Елизаветы П. Завершив карьеру жокея после серьёзной травмы, Фрэнсис стал журналистом, корреспондентом лондонской газеты Sunday Express по ска́чкам. В 1962 г. он опубликовал роман «Фаворит», принёсший ему популярность, и продолжил творчество. Ему неоднократно присуждались престижные писательские премии, в том числе – трижды (единственному из писателей!) премия имени Эдгара По, присуждаемая авторам детективной прозы за лучший детективный роман; премия Grand Master Award, считающаяся наиболее престижной из всех премий, присуждаемых Ассоциацией детективных писателей США; Премия Агаты Кристи за жизненные достижения, а также другие свидетельства признания его литературных достижений. Британская ассоциация писателей-криминалистов наградила Дика Фрэнсиса премиями «Серебряный кинжал», «Золотой кинжал» и «Бриллиантовый кинжал».

     Чем же интересны романы жокея королевы и её любимого писателя?

     Сначала – чем необычны (оригинальны).

    В них действие происходит в мире скачек. Почти во всех. Его герои принадлежат миру скачек. Это жокеи, тренеры, владельцы лошадей, букмекеры, спортивные журналисты, их окружение и члены их семей. Преступления, расследующиеся в романах, тоже связаны с миром скачек, как и преступники (кстати, зачастую кажущиеся поначалу респектабельными персонами).

     В качестве детектива-расследователя здесь выступает не полицейский, не следователь, не профессиональный борец с криминалом, а обыкновенный человек – опять же жокей или тренер, или владелец лошадей, или представитель какой-либо другой профессии, но связанной со скачками и лошадьми.

Вот отсюда начинается особый интерес, и интерес этот всегда связан с личностью расследователя, с его человеческими чертами и качествами, с направленностью его действий. С этим же всем связаны и особенности авторской поэтики в романах Фрэнсиса.

     Во-первых, повествование всегда ведётся от первого лица, обеспечивая известный профессиональным журналистам «эффект присутствия». Рассказчик сам описывает события, побудившие его к действиям, сами эти действия, весь ход своего «расследования», людей, с которыми оно сталкивает его, препятствия, которые ему приходится преодолевать.

     Во-вторых, рассказчик обладает ярким даром повествования и, как и автор, построения этого повествования, то есть построения самого сюжета. Необычные и опасные повороты сюжета всё время держат читателя в напряжении. Определяющая манера изложения Фрэнсиса — репортёрский стиль с подробной проработкой деталей и характеров персонажей, помноженный на знание темы – проявилась уже в «Фаворите» и осталась навсегда свойственна писателю.

     Далее, характерно то, что рассказчик всегда затевает своё «расследование» не в качестве служебной необходимости или личной корысти, но – желая добиться правды, наказать зло, восстановить справедливость, защитить друга, его семью, коллегу или самого себя и близкого человека.

Его герой-«расследователь» проявляет настойчивость, целеустремлённость, упорство, смелость, неподкупность, сообразительность, ум, душевную доброту, И достигает поставленной цели…

     Так что криминальная подоплёка — не более чем «оправа» присущих всем романам Фрэнсиса духа гуманизма, романтики и познавательности (познавательности – потому что в ходе чтения читатель узнаёт массу интереснейших подробностей жизни и быта, характерных деталей как из мира скачек, так и из множества самых разных профессий, касаться которых приходится герою романа). Герой-«расследователь» выходит победителем из труднейших и опаснейших ситуаций именно благодаря своим личностным, человеческим качествам.

     По словам обозревателя издания «The Houston Chronicle», приведённым в «Википедии», Фрэнсис писал «правдоподобные сказки для взрослых – те, в которых актеры лучше, чем мы, но достаточно правдоподобны, чтобы заставить нас задаться вопросом, действительно ли мы не могли однажды попробовать подражать им».

     В эпоху накала страстей во всём мире – это одно из лучших средств обратить внимание на качества, которые могут (и, наверно, должны) быть всегда свойственны человеку и на этот замечательный пафос борьбы со злом за добро и гуманизм…

     Лётчик и жокей, журналист и писатель Ричард Фрэнсис умер 14 февраля 2010 года, а романы его живут и остаются востребованными широкой читательской публикой во всём мире, будучи переведёнными на множество языков.
Обсуждение
Комментариев нет