Давид Спейс
ДЕКЛАРАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ
Глава 1.
Устройство денежного обращения
Эволюция человека на современном этапе находится под воздействием многих факторов (биологических, социальных, космических, духовных). С точки зрения всемирного денежного обращения, нас будет, прежде всего, интересовать воздействие на эволюцию человека социальных факторов. В настоящее время люди поняли, что социальная эволюция человека находится в тесной связи с его биологической эволюцией. Это, однако, не означает, что социальная эволюция следует принципам биологической эволюции. У социальной эволюции свои особенности, свои факторы, свои специфические пути. Социальная эволюция, основана на поведении, «приобретенном» в результате воздействия социальной среды, которое принципиально отлично от «врожденного» («генетического») поведения. Причем, приобретенное поведение является для человека более адаптивным, нежели поведение, закрепленное генетически. И хотя признаки поведения, приобретенные во время жизни человека, при его размножении не наследуются, эволюция на основе приобретенного поведения возможна, так как идет отбор по генетическим предпосылкам такого приобретенного адаптивного поведения. Поэтому, способность человека к адаптивному поведению на основе обучения, а также на основе прямой и обратной связи со средой, непрерывно улучшается. Такое приобретенное поведение, подкрепленное генетическими предпосылками, характерно только для людей, и оно в полной мере обеспечивает их постоянную приспособленность к изменяющимся условиям внешней среды.
Сейчас наблюдается активное проникновение Социума во все закоулки Бытия – он заполняет все моменты существования человека от рождения до смерти, тесно переплетаясь с биологическими особенностями его жизни. Социальное все глубже проникает в процесс эволюции, когда-то породивший Человека Разумного, но биологическая эволюция не заменяется социальной эволюцией. Причем, Человек не может оставаться пассивным объектом социальной эволюции. Он должен управлять этим процессом, ибо лишь разумная «управляемая» эволюция обеспечит ему будущее, «бесконтрольная» эволюция неизбежно приведет к вымиранию человечества под хаотическим воздействием Социума.
При этом, необходимо принять во внимание то обстоятельство, что одним из важнейших социальных факторов, как и в прежние века, будет оставаться трудовая деятельность, которая будет продолжать оказывать существенное воздействие на эволюцию Человека как биологического вида. При этом, общее направление эволюции человека в целом меняться не будет, но оно будет корректироваться общественными трудовыми отношениями. Человечество состоит из отдельных людей и все они разные. Но всех людей объединяет общая цель – труд для обеспечения своей жизни. Все, что имеют люди, создается в результате их трудовой деятельности. Поэтому, именно труд людей является для них единственным источником материальных жизненных благ. Однако, труд теряет всякий разумный смысл, если Общество устроено не справедливо. Результаты труда нужны всем людям, а не только «избранным» (тем, у кого есть много денег, власти или силы). Деньги, власть и сила не могут являться регуляторами жизни человеческого Общества. Эту роль может играть только труд. Но, к сожалению, пока не играет, потому что в процессы социальной эволюции властно вмешивается явно несовершенная биологическая природа человека, которая приводит к уродливым перекосам в организации хозяйственной жизни и потребления в Обществе.
Надо ясно представлять себе, что производство продуктов и услуг в качестве товаров для продажи на рынке, которые характерны для современного Общества, не является единственной целью труда, а рынок не является единственным способом обмена продуктами и услугами. Дело в том, что продукты имеют двойственную природу. Среди них не бывает продуктов универсального назначения. Следует различать продукты для жизнеобеспечения людей и продукты для наполнения их жизни разумным смыслом. От продуктов первого типа рождаются товары и рынок, а от продуктов второго типа – материальная основа развития людей как личностей. Иными словами, труд нужен для того, чтобы приносить людям результат, который, вообще говоря, имеет 2 составляющие. Первой составляющей результата труда является то, что он должен всем, кто трудится, давать жизнеобеспечение (причем полностью и без изъятия). Второй составляющей результата труда является наполнение жизни человека разумным смыслом с целью прогрессивного развития его личности.
Теперь настала пора более подробно разобраться во взаимоотношениях между трудом и капиталом, взглянуть на эти отношения со стороны труда. Как уже было сказано выше, ни человек, ни человеческое Общество не могут существовать без труда, потому что именно труд является основным средством обеспечения жизнедеятельности людей. Как известно, труд бывает 3-х видов – физический, умственный и машинный. Физический труд – это труд, производимый мышцами самого человека. Умственный труд – это труд, производимый мозгом человека, а машинный труд – это труд, производимый инструментами и машинами под управлением человека.
При анализе труда, прежде всего, возникает резонный вопрос – как именно следует оценивать затраты труда. Как известно, материальное производство заключается в производстве продуктов и прямых услуг. Затраты на такое производство можно оценивать при помощи различных единиц – времени, ресурсов, энергии, различных условных единиц (например, трудодней), но только никак не деньгами по «рыночным» ценам. Главное, что нужно понять – все материальные продукты и прямые услуги производятся в результате труда, который не имеет никакого отношения к деньгам, которые участвуют только в операциях обмена товарами. Деньги имеют отношение к труду, а труд – нет. Поэтому, все надо начинать с анализа того труда, который был затрачен на производство продукта или прямой услуги.
Например, если рассматривать физический труд, то нужно, прежде всего, отметить, что все виды физического труда предполагают непосредственное участие человека, причем, человек при этом может использовать различные инструменты и приспособления, которые могут усиливать его мышечную силу. И такие инструменты всем хорошо известны. Вообще говоря, физический труд является достаточно хорошо изученным и его роль в создании продуктов и услуг всем хорошо знакома, но вот как его справедливо оценивать – никто не знает, потому что физический труд овеществлен в продукте и услуге опосредованно. Его качество не определено в количественных единицах. Однако, при прочих равных условиях нетрудно видеть, что для оценки вклада оценки вклада физического труда в оценку продукта или услуги более всего подходит количество Энергии, затраченной на производство этого продукта, причем, эти затраты могут быть только в энергетических единицах. Для этого подходит, например, мощность, развиваемая в единицу времени, приведенная к количеству этого времени, то есть, киловатты Физической Энергии.
Что касается машинного труда, то здесь все абсолютно понятно – каждая машина, прибор, инструмент и приспособление имеют свои параметры и ресурсы, которые можно измерять в любых физических величинах (киловаттах, килограммах, литрах и т.п.).
Наиболее сложным является положение с умственным трудом, ибо он наиболее труден для идентификации и оценки, поскольку протекает в духовной области деятельности Разума, где материальные следы чрезвычайно трудно фиксировать. Поэтому, умственный труд невозможно оценивать точно. Все попытки определить, сколько именно умственного труда затрачено на производство продукта и услуги, невозможно. Здесь можно использовать только сравнительные оценки, разработанные на основе тестов.
Каждый из 3-х видов труда имеет свои специфические законы, процессы и результаты. Причем, роль труда в Обществе не ограничивается производством продуктов для жизнеобеспечения людей. Труд, особенно умственный, предназначен также для производства продуктов для развития самого человека. Это – духовные продукты, продукты, обеспечивающие его духовную деятельность, продукты для образования, творчества и всех видов культуры. Их тоже можно обменивать и включать в денежно-товарное обращение.
Продукты и услуги жестко и однозначно связаны с затратами на их производство, ибо продукты стоят ровно столько, сколько стоят затраты на их производство. Но дальше в дело вступают люди, и продукты и услуги превращаются в товары, которые из зоны производства попадают в зону товарного обращения на рынке, где и возникают все уродливые перекосы и гримасы материального мира капитала. Именно на этом этапе появляются деньги, которые становятся особым видом всеобщего эквивалента при обмене, выполняя роль «невидимой руки рынка». Но это только в теории, а на практике все как раз наоборот – не обмен определяет параметры денег в обращении, а обращение денег определяет параметры обмена. Деньги в обороте – это уже не деньги, а некая особая субстанция, принадлежащая к рыночному механизму обмена, причем субстанция доминирующая и определяющая все параметры этого обмена. Именно эта денежная субстанция рождает такие параметры товарного обмена, как «цена», «стоимость» и «всеобщий эквивалент».
Таким образом, рыночная (точнее, товарная) экономика, является своеобразной «общественной мутацией», которая возникла сравнительно недавно (всего 3 тысячи лет назад) в форме механизма информационной обратной связи, стихийно регулирующей производство продуктов и услуг в соответствии с общественными потребностями через обмен товарами. Рынок попытался сделать несоизмеримые вещи соизмеримыми и заменил истинные ценности их количественным суррогатом – ценой. Рынок стал распределять ограниченные материальные ресурсы в соответствии с выраженными через цену предпочтениями большого числа экономических индивидов. Таким образом, естественный эгоизм человека вкупе с «невидимой рукой» рынка будто бы обеспечивает оптимальное распределение ресурсов. Но это абсолютно не соответствует реальному положению вещей, ибо лишает большинство людей (как современников, так и будущие поколения) доступа к ресурсам, потому что их потребности никак не выражаются в платежеспособном спросе и из экономического рассмотрения исключаются. Получается, что рынок – это только для богатых, для тех, кто имеет деньги, а бедным здесь делать нечего. Однако, ни правды, ни справедливости, ни закона в рыночной экономике нет. При этом как-то само собой забывается, что Бог дал земные ресурсы всему человеческому роду, чтобы они кормили всех обитателей планеты, не исключая никого из них и не давая никому из них особых привилегий.
При этом, проблема количественного измерения показателей производства продуктов и услуг (то есть, затрат на производство продуктов и услуг в результате труда) вступает в противоречие с количественными показателями обмена продуктами и услугами (то есть с показателями
| Помогли сайту Реклама Праздники |