Серёжа Алексеев, мальчик десяти лет, сколько себя помнил жил со своим дедушкой на самой окраине села в добротном рубленом доме с окнами, украшенными витиеватой резьбой. Дедушка служил лесником у местного барина высокомерного и жестокого, особенно с мальчишками, пойманными в его роскошном саду. Украсть яблоки в барском саду могли только самые смелые ребята, пойманных детей безжалостно секла дворня по указанию и в присутствии озверевшего хозяина. Среди подростков утвердился неписанный закон: «хочешь, чтобы тебя уважали, угости друзей яблоками из барского сада».
Дедушку тоже селяне не любили и боялись. Он вёл непримиримую борьбу с ворами и браконьерами, на первый раз только бил приговаривая: «Не воруй, божий отступник, не воруй! Никогда не воруй!». С теми же, кто попадался повторно, дело обстояло гораздо хуже: их лесник приводил к барину, а это штраф, который за век не выплатить. А так побьёт… «ну и что?» Полежит человек, поохает день другой и снова как новенький.
Был ли Сёрёжа кровным внуком или сиротой подкидышем, никто не знал, а теперь и вовсе не узнает, прошло лет сто двадцать, если не больше. Как теперь узнаешь? А вот любить внука дед любил как никто другой, иногда бранил за шалости и промахи, но чтобы руку поднять – никогда. Кормил, одевал по средствам, в школу определил, но не баловал.
- Хочешь сладостей, заработай.
Серёжа ловил щеглов, дроздов и других певчих птиц и продавал на рынке. Заработанные деньги он мог тратить по своему усмотрению. Вот и сегодня в собственноручно изготовленной клетке сидит красавец щегол и поёт, поёт…. Да так, что все останавливаются и слушают восхищаясь.
- Сколько просишь за птичку? – спросил молодой господин в модном костюме.
- 25 копеек, если с клеткой возьмете, - ответил Серёжа и подумал, «если что и 15 отдам. Проси больше, меньше всегда дадут». Тогда это были очень большие деньги.
- Что ж так мало? Такой щегол копеек пятьдесят стоит не меньше. А соловья поймать сможешь?
- Нет. Ловить соловья – дело пустое. Петь всё равно не будет и помрёт наверняка.
- Будет, не будет петь – это моя печаль. Щегла я беру, вот твои 50 копеек, - он вытащил из кармана новенький полтинник. – А с соловьём так, если завтра в это же время принесёшь соловья, получишь пять рублей, послезавтра принесёшь – только 3 рубля. Договорились?
- Не сомневайтесь, барин. За такие деньги любой мальчишка Вам всех соловьёв переловит.
- Все мне не нужны, а одного послезавтра крайний срок. Не забудь.
Домой Серёжа летел на крыльях, не чувствуя под ногами земли. Ещё бы, такая удача! Быстро собрал силки, клетки-ловушки и в барский сад. Лес большой, там ловить бесполезно. Яблок ещё нет, так что сад не охраняют, а поймают, за такие деньжищи рискнуть не грех. Он легко перемахнул забор, расставил ловушки и притих в кустах. Время шло, соловьи пели, но на приманку никакого внимания, словно объелись накануне. Наконец, какой-то неразумный спустился на доску с петлями из конского волоса и стал клевать рассыпанное зерно.
- Ну, давай! Давай! – выкрикнул Серёжа, потеряв терпение.
Это была раковая ошибка, сторож услышал голос, поймал увлеченного птицелова и поволок на барский двор. Несмотря на все усилия вырваться не удалось.
- Поймал! – радостно доложил сторож в ожидании награды.
- Отстегни Палкана и посади вора на цепь. Высечем позже, - распорядился хозяин и продолжил играть на скрипке. – А пока сходи за лозой, выбирай потолще и поплотнее. Будем учить.
Страх перед наказанием парализовал Серёжу, он не кричал, не просил пощадить, а тихо сидел на цепи и беззвучно плакал. Устав от ожидания, как-то непроизвольно просвистел знакомую мелодию, которую барин старательно выводил на скрипке. Тот от неожиданности перестал играть, а Серёжа продолжал насвистывать.
- Ты, чей же будешь, свистун? – спросил хозяин.
- Серёжа я, внук деда Алексея Вашего лесника.
- Как же так, дед ловит воров, а внук ворует?
- Не воровал я, воровать-то пока нечего. Я птиц ловил.
- А кто тебе позволил ловить птиц в моём саду?
- Никто не позволял, но птицы они как бы ничейные.
- Ну ладно. Просвисти-ка ещё разок мою мелодию.
Серёжа просвистел.
- А ведь точно исполнил чертёнок! На скрипке сыграть сможешь?
- Нет, на скрипке я не умею.
- А ты попробуй, - барин протянул ему скрипку.
Серёжа не первый раз видел, как играют на скрипке, но инструмент в руках никогда не держал. Сначала ничего не получалось, но постепенно звуки выстроились в ряд, и где-то совсем близко зазвучала похожая мелодия.
- Решим так, я ухожу по делам, но скоро вернусь. Сыграешь мелодию – отпущу с миром, нет – выпорю и деду скажу, он добавит.
К приходу барина Серёжа свободно играл заданную песню. Барин лично снял ошейник и подарил ему свою старую скрипку, пообещав в свободное время научить играть по-настоящему, и слово своё сдержал. Оказалось у Серёжи от природы абсолютный слух, он схватывал мелодию налету и тут же не просто играл её, а импровизировал, да так душевно и виртуозно, что все заслушивались.
Учился Серёжа хорошо, но не лучше всех. Однажды учитель принёс в класс большую красивую книгу с цветными картинками из богатой заграничной жизни. Книга понравилась всем, а учитель сказал:
- Я подарю эту книгу тому из вас, кто расскажет сейчас самую интересную историю.
Между учениками разгорелась нешуточная борьба, всем хотелось получить самую красивую книгу из тех, что они видели до сегодняшнего дня. Рассказывали о Москве, о рыбалке, о страшных походах на ночное кладбище, но больше всех поразила ребят Олеся, рассказав о папе, который в Африке охотился на настоящего льва. Наконец очередь дошла до Серёжи.
- Давайте послушаем, что расскажет нам скрипач Серёжа, - сказал учитель.
- Подумаешь с ружьём на льва! – начал Серёжа, - с ружьём каждый может. Мой дедушка с одним ножом на медведя хаживал. Я просил его взять меня с собой, но он говорил: «Погоди чуток, мал ещё». Но когда я подрос, набрался сил, взял. Медведь попался небольшой и к тому же трусливый, сразу пустился на утёк. Мы преследовали его часа два. Устали, сил нет, но и медведь устал, озлобился и «попёр» на деда. Дед от него, он за ним. Обхватил медведь дуб передними лапами, а дедушка за лапы цап и прижал к дубу. Бурый ревёт, а вырваться не может.
- Серёжка, где ты, сукин сын? Бери нож, коли медведя.
- Я за нож, захожу справа, а медведь морду повернул, да как рявкнет, я с перепугу метра на три отлетел. Захожу слева, медведь ещё сильнее орёт, клыки как пальцы растопыренные. Страшно, не подойдёшь.
- Ах ты, трус несчастный, иди, перехватывай за лапы и держи, я его быстро заколю. Вот так, крепче прижимай. Крепко держишь?
- Да, дедушка, поспешай, я боюсь. - А медведь ревёт спасу нет.
- Держишь?
- Держу.
- Ну, держи, держи, а я пойду, перекушу чуток, - и ушёл куда-то.
Ни держать, ни бросить, сил нет.
- Дедушка милый! Где ты? Приходи скорей! – Когда он пришёл, хоть убей, не помню, но пришёл и заколол медведя. Кто не верит, приходите, шкура у моей кровати лежит.
К глубокому разочарованию Олеси класс просил красивую книгу подарить Серёже.
В деревне случилось несчастье, у учителя умерла молодая красивая жена. Он сильно переживал, запил, и его уволили из учителей. Николай Романович хорошо играл на фортепиано, поэтому, не раздумывая, пристроился играть в сельском кабаке, и Серёжу увлёк за собой. Подвыпившие мужики были в восторге от игры маленького Серёжи.
- Ну-ка, Серёженька, сыгракй «Камаринскую»!
И Сережа играл всё, что не попросят. Деньги сыпались дождём в карманы музыкантов. Дедушка быстро сообразил и поставил перед музыкантами условие: половина всех собранных денег отдавать ему. Музыканты заартачились, но позже согласились. Куда денешься, без Серёжи никто музыку не заказывал. Не согласился барин, который неожиданно вернулся в свою усадьбу из заграницы.
- Ты что делаешь, лесник? Немедленно верни внука в школу! Надо же удумал, ребенка по кабакам таскать. Да я тебя… в бараний рог согну!
Но дед упёрся, «такие деньжищи упускать! Нет и всё…». И тогда барин забрал Серёжу к себе, как бы усыновил. Теперь он был не Алексеев, а Депутатов, как барин и учится в гимназии.
По окончании гимназии барин настоял, и Сергей поступил в горную школу, а ему очень хотелось выучиться на лесничего. Меценат не любил тех, кто перечит, пришлось смириться. Первый год обучения прошёл успешно, барин оплатил учёбу, и деньги на жизнь высылал регулярно, но вскоре забыл про него раз и навсегда. Чтобы окончить горное училище пришлось днём учиться, а по ночам играть на скрипке в ресторане. Денег хватало, но уставал, словами не передашь. По окончанию училища работал штейгером на одной из угольных шахт в районе Юзовки, ныне город Донецк на Украине.
Вы спросите: «Откуда я знаю эту историю?» Очень просто, маленький Серёжа это мой будущий дедушка по материнской линии. Когда мне было 10 лет, я спросил:
- Дедушка, правда, что ты охотился на медведя с ножом или ты всё выдумал, чтобы получить красивую книгу? – Он улыбнулся и ответил:
- Ходить на медведя с ножом – пустяки! А вот поймать медведя на фанеру – совсем другое дело. Берёшь лист фанеры 40х40 см, прибиваешь к ней гвоздями ручку, так чтобы не оторвалась невзначай и в лес. Сначала находишь медведя, потом берёшь в левую руку фанеру, а в правую небольшой молоточек и начинаешь дразнить зверя. Медведь со всего маха по фанере лапой хлоп! Когти насквозь, а ты их молоточком тук-тук-тук и пригнул. Он второй лапой хлоп, а ты снова коготки молоточком раз и пригнул. Ревёт, упирается, хочет оторваться, да не тут-то было. А ты ведёшь его за ручку прямо в зоопарк. И медведь живой и охота удалась. Жаль, что медведи у нас перевелись, я бы тебе показал, как это делается.
Ну, до чего хитрый был у меня дедушка!
| Помогли сайту Реклама Праздники |