Однажды гражданин Конкретиков уезжал неизвестно куда. Он не знал, куда он едет, зачем, и едет ли вообще. Соседка его, Иродиада Евдокимовна Ляповицкая тоже не знала, сколько её ни пытали. Она была женщина очень стойкая. Много вынесла. Как на своих плечах, так и на плечах деверя своего Вениамина Феогностовича Штурма. Вениамин Феогностович был несколько рыжеват, но это его не портило. Его уже вообще ничто не могло испортить.
Вместе с гражданином Конкретиковым уезжала также и старший лаборант кафедры рентгеноструктурного анализа НИИ полуприкладной лингвистики Софья Ионовна Буханкова. Но она уезжала в совершенно другую сторону. Даже в противоположную.
И поэтому они не встретились. И она не смогла передать ему ампулу с ядом. Хотя и не должна была этого делать. Но предварительная договорённость с Иродиадой Евдокимовной связывала её по рукам, ногам и даже отчасти животу.
А гражданин Конкретиков был весел и насвистывал старинную мелодию «Как по матушке по Влтаве…». Он любил разные науки. Вообще любил эстетическое разнообразие. Он даже написал об этом специальную статью в газету «За мир, труд и август!». И многогранность любил. Хотя и жил в двух измерениях.
Перед тем, как окончательно уехать, Конкретиков поел моркови и стал ждать оптимизации, но вскоре с неотвратимой ясностью осознал, что оптимизации не будет. Категорически не будет. Это его не испугало. Он сел в таксомотор и на вокзал поехал. И доехал. Забрался в поезд, поезд постоял ещё несколько времени, затем предупредительно произнёс «ту-ту!», и они поехали.
Ехали благополучно, пока не упали набок.
Когда пассажиры выбрались из вагонов и пересчитали друг друга, то оказалось, что никто не пострадал, все на месте и уже готовы к дальнейшим странствиям. Но поезд отказался продолжать движение по маршруту, и все разбрелись, кто куда: по грибы, по ягоды, подобру-поздорову…
Конкретиков вернулся обратно на вокзал, чтобы начать гулять по привокзальной площади, поджидая какой-нибудь другой поезд.
Штурм прошёл мимо, поздоровавшись с Конкретиковым. Вениамин Феогностович в лавку пошёл, за логарифмической линейкой. Она у него кончилась, и теперь понадобилась новая. А может быть он, наоборот, пошёл за солью. Потому что соль тоже всегда кончается очень неожиданно.
Тут же, на площади, ошивалась и Буханкова.
Конкретиков давно её заприметил. Положил на неё глаз. Левый.
– Что, скучаете, Софья Ионовна? – совершенно между прочим спросил её Конкретиков.
– Так точно! – обрадовалась Буханкова, но Конкретиков уже потерял к ней интерес.
В толпе праздношатающихся Конкретиков увидал Иродиаду Евдокимовну, соседку свою неперспективную.
– Вот я вас и обнаружил, – подойдя к Ляповицкой, сказал Конкретиков. – А вы тут как оказались?
Но Иродиада Евдокимовна только молча глядела на него, вытаращив фиалковые глаза.
– Вот дура-то, – промолвил Конкретиков и отошёл в сторону, чтоб Иродиада Евдокимовна не ударила его по спине или другому месту.
Он наконец прислушался к тому, что происходило на площади.
У тяжёлого неуклюжего автобуса стоял экскурсовод. Доев бутерброд, этот полоумный чичероне вытер пальцы нежно-зелёным батистовым платочком, невесть откуда возникшим, и вновь приступил к своим обязанностям.
– Граждане! – строго крикнул он в мегафон. – Кто желает совершить незабываемую экскурсию по местам боевой славы Льва Толстого, немедленно подходите к нашему автобусу! Потрясающая экскурсия! Приятно удивляющие вас цены! Все желающие – к нашему автобусу!!
Экскурсовод взглянул на часы.
– Все к нашему шалашу! – подумав, добавил он. – Используем редкую возможность, граждане! Все – в Хамовники! И в другие интересные места. Вы увидите то, что никогда не видели.
Несколько обречённых, которых ему удалось уловить в свои сети, уже сидели в утробно урчавшем автобусе и испуганно пялились в окна.
Экскурсовод набрал воздуха для очередного рекламного пассажа, но тотчас же бойкие старушки, торговавшие в молодости сеном, наперебой начали конкурирующую агитацию:
– Адлер! Адлер! А кто хочет в Адлер? А вот Адлер! Берите, красавицы! Адлер, Адлер! В Адлере можно даже ночевать! Адлер, берите, берите! Пензу берём. Пензу! Адлер! Берите, граждане, не пожалеете!
По сентиментально плавящемуся липучему асфальту полуденной площади пронеслась оживлённо щебечущая стайка волонтёров в кепках с надписью «Международный фонд “Дети улиц”».
«Какой Адлер? – подумал Конкретиков, и сердце его болезненно сжалось. – Пенза... Нет, я не хочу ни в какую Пензу, и ни в какой Адлер не желаю! – Он поглядел вслед уносящимся подросткам: – Мальчик умер или не умер?.. Умер, вроде бы… А затем воскрес… Это когда-то имело место в истории…»
Мир на мгновение показался Конкретикову чужим, небо – посторонним и поэтому – зовущим. И он уже не хотел сесть в поезд. Он уже хотел сесть в какой-нибудь самолёт и улететь. Хоть к чёрту на кулички, лишь бы улететь отсюда…
…В поисках ответа на вопрос об исчезновении гражданина Конкретикова следователи обратились к его соседке, долго и настойчиво звоня у её двери в серебряный колокольчик, смущённо переминаясь с ноги на ногу в ожидании открытия заветных врат, но Иродиада Евдокимовна ничего не смогла пояснить. Она просто лишилась дара речи. Причиной этого коммуникативного дефекта был перенесённый ею семь лет тому назад инсульт, а его причиной в свою очередь было злоупотребление продуктами сельскохозяйственного производства, тушёными в молочном соусе. Преимущественно – морковью. Но вообще морковь полезна. В отличие от оказавшейся бесполезной следствию Иродиады Евдокимовны. В моркови содержится каротин. Хотя… был ли каротин?
Вот Софья Буханкова, старший лаборант никому не нужного НИИ – была. Да и то – вряд ли…
Правда?
Честно говоря, приятно.
Написанные вещи обычно не помнишь с дословной точностью. Особенно, если в них содержатся какие-то спонтанно придуманные моменты. И когда вдруг случайно перечитываешь их, иной раз и сам рассмеёшься.
"Как по матушке, по Влтаве..." - замечательно! Сам начал насвистывать после прочтенияА также "Мир, труд, август"...
Чем-то напоминало плакатики, с которыми намедни выходили на улицы в Москве: "Путин всех любит". Вот была загадка для полиции!
Совершенно очевидным кажется увлечение автора писателем Зощенко.
"Один молодой человек, некто Сергей Хренов, браковщик-приемщик с одного учреждения, начал ухаживать за одной барышней, за одной, скажем, работницей. Или она за ним начала ухаживать. Сейчас, за давностью времени, нету возможности в этом разобраться. Только известно, что стали их вместе замечать на саратовских улицах.
Начали они вместе выходить. Начали даже под ручку прохаживаться. Начали разные всякие любовные слова произносить. И так далее. И тому подобное. И прочее. А этот франтоватый браковщик однажды замечает своей даме:
– Вот, – говорит, – чего, гражданка Анна Лыткина. Сейчас, – говорит, – мы гуляем с вами и вместе ходим и, безусловно, – говорит, – совершенно не можем предвидеть, чего из этого будет и получится. И, – говорит, – будь-те любезны, дайте мне на всякий случай расписку: мол, в случае чего и если произойдет на свет ребенок, то никаких претензий вы ко мне иметь не будете и не станете с меня требовать денег на содержание потомства. А я, – говорит, – находясь с такой распиской, буду, – говорит, – еще более с вами любезен, а то, – говорит, – сейчас, когда каждое действие предусматривает уголовный кодекс, я нахожусь как скованный. И я, – говорит, – скорее всего, отвернусь от нашей с вами любви, чем я буду впоследствии беспокоиться за свои действия и платить деньги за содержание потомства.
Или она была в него слишком влюблена, или этот франтик заморочил ей голову, но только она не стала с ним понапрасну много спорить, а взяла и подписала ему бумажку. Мол, и так далее, и в случае чего я никаких претензий к нему не имею и, ладно, с него денег требовать не буду".
Но от этого, еще больше вызывает симпатию стиль вашего изложения сумбурности человеческого косноязычия и путаного мышления, так замечательно и точно подмеченного Зощенко и Бабелем.
У вас получился, просто удивительный образчик модели нашего человека, с его несуразным винегретом в голове, точнейшим физиологическим образом охарактеризованный в работе Ивана Петровича Павлова "Русский ум".
Спасибо.
Как это ни странно, замалчивание Зощенко в СССР (после известных партийных документов), всё-таки иногда давало сбои. В начале 70-х в издательстве "Детская литература" вышла книга с его детскими рассказами (цикл рассказов о Лёле и Миньке). Большого формата. Она попала ко мне, ещё когда я учился классе в третьем-четвёртом. Рассказы его показались странными, не похожими на других писателей. В третьем классе школы, разумеется, никто не учил нас, что автор и его герои - не одно и то же. Поэтому было непонятно, как может умный человек, писатель (!), разговаривать (т.е писать) таким "глупым" языком. Книга сохранилась до сих пор. А потом был уже и "взрослый" Зощенко. И с тех пор я с Зощенко не расстаюсь.
И не расставайтесь!
Только таким образом, возможно сосуществовать в парадоксальном обществе, обшучивая его, пусть даже грустным юмором.
Грустным от понимания и жалости, что столько вокруг вкусного, удивительного, но ведь это еще надо уметь видеть, ощущать...
Вот тут-то... и собака, как раз порылась.
Почтеннейший Александр,
я вот прочел - и все думал: а что же оно мне напоминает-то? И вспомнл таки! У меня есть опус "Сухофрукты", Вы его читали. И названия состоят в родстве, и некая общность формы несомненна. Сие может означать, что литература принципиально бедна сюжетами. И если даже задники театральных подмостков оказываются порой сходными, то что уж говорить о самих пьесах? Воистину, Тот, Кто Придумал Все, заранее озаботился и тем, чтобы борзописцы ходили кругами, им очерченными, лишь изредка подправляя декорации.
А стиль у Вас отменный (вернее, так: стиль Ваш резонирует с нежными струнами моей души, а уж хорош ли он - не берусь судить, ибо грамоте не обучен).
С совершенной симпатией.
Спасибо.
Но я вообще-то человек смущающийся.
Когда говорят похвальные словах, вроде и приятно, а, с другой стороны, вроде как и совестно - не Гоголь ведь, не Булгаков, не Горький, не Вересаев, не Пелевин, не ..., не... и т. д.
Сперва я начал копировать понравившиеся мне забавные фразы, обороты и предложения. Но это сперва.
Потом до меня дошло, что делаю я это совершенно зря, ибо понапрасну теряю своё не совсем драгоценное время.
Ибо вся эта "белиберда" и "бессмыслица" и есть полноценная взвесь забавных фраз, оборотов и предложений,
тушёная в голове Автора в соусе неизвестного, но правильного приготовления.
Жуя морковь и находясь в третьем измерении после прочтения данного рассказа, Олег (Гуслик)
Саша, Вы меня неправильно поняли. Всё, что я написал в комментарии, является словами полного одобрения и восхищения! Ибо в моём понимании вся суть рассказа заключена в предложении из пяти слов и одного предлога: "Ехали благополучно, пока не упали набок."
Целая философия нашей жизни. Да и не только нашей.
Олег, да , наоборот же.
Я понял, что текст Вам понравился. Но Вы ведь по себе, наверное, знаете, что в таких случаях всегда смущаешься, ибо: что отвечать? Благодарю, очень рад и т.п.?
Да и кроме того, игры разума - это же хорошее определение.
Вам фильм этот нравится?
Во-от... Видите, у Вас своя тактика.
Я же, по истечении времени, смотрю на текст отчуждённо. Впрочем, подобная ситуация отнюдь не уникальна. Это у многих так.