Произведение «Жажда»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Баллы: 32
Читатели: 937 +1
Дата:
Произведение «Жажда» участник на конкурсе
28.07.2013

Жажда

                                                                                                                                                             
                                                                                                                                                                                    Тем, кто уцелел
         
         Ты всегда мечтал быть цыганом.
         Не будучи им по рождению, как только ты обрёл разум – пусть даже в том его ничтожестве, которое суждено «двуногим, умеющим смеяться» – ты захотел стать цыганом хотя бы по собственному произволу. Но ты не стал храбр и смел, и, завидуя свободе смуглолицего народа (может быть, более воображаемой, чем действительной), ты всегда желал того же: быть независимым, но не подозревал и не думал, даже втайне, о том, что свобода есть лишь расплывчатый, ускользающий призрак холодной непричастности ко всему, и эта непричастность – губительна.
         Кочуя (о да! – почти как цыган!) в поисках не обретаемой никогда и нигде земли, которая была бы достойна твоих смутных желаний, ты видел воздух, синий и прозрачный, в котором купалась твоя курчавая голова. Ты уже знал всё о том, что светило, столь щедро дарящее желанный свет и тепло, неизбежно погаснет – да, пусть через миллионы лет, но оно когда-то погаснет для тебя, и тогда уже ничто не сможет сделать такой прекрасно бронзовой твою кожу. И ты жалел лишь об этом, ты вздрагивал от невыразимого ужаса неотвратимости, воплощения которой ты не увидишь, ужаса, который тебе не дано будет испытать.
         И запах полыни тревожил тебя. И незнакомые дороги были тебе томительно необходимы. И ты понимал, что означает щемящая тревога нового странствия.
         И ты слышал эту жемчужно переливающуюся речь.
         Но всегда: тó, чего не хватало тебе, ты – сознавал. Ибо – ты же не был цыганом по рождению! Не был! В тебе бежала другая, медленная кровь. Ты замирал, уже почти на пороге гордой гибели, в те мгновения, когда, нахлынув жарким потоком, чувство собственного несокрушимого бессмертия укрепляло в тебе надежду, что именно гибели, никакой гибели – нет!.. Возможно, это и было счастье.
         Ты видел, как безудержно, неостановимо движется Время. Оно рассыпáлось пеплом, который ветер уносил в те не имевшие ни начала, ни окраин степи, где бывал когда-то и ты; оно текло густой влагой, оно струилось шелестящим песком. Оно превращалось в серый дым. Оно обрушивалось тёмными скальными глыбами. Оно увлекало в чёрную пропасть всех…
         Но даже когда уйдёт в небытие последний настоящий цыган, всё равно найдётся тот, кто объявит себя потомком этого сокровенного народа. И ты знаешь, что это вновь будешь не ты, ибо тебя до сих пор терзают сомнения. Ты – боишься. Чего же? И где теперь твоя тайная мечта, предатель?

                                                              – извлечено из «Созерцания Темноты» маркиза де Голарза-и-Фуэнтес –




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:17 08.03.2015
Описание художественного образа. Ничего не понял. Лирично.
     17:58 18.06.2014
Интересно! Мой прадед - цыган... Не таборный. Но тяга к странствиям у него была колоссальная. Он проехал от Калуги до Владивостока. И наверное не успокоился, если бы не ранение в Русско-Японскую...
     00:43 22.05.2014 (1)
Ты всегда мечтал быть цыганом.
 Цыган. Цыгане... Воля!! Не знаю сколь я близок к тронутому Вами смыслу в мини) Но я её счёл как образ чего-то...  
А мне она напомнила вот что:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.


ибо цыгане -- это воля, костровый дух степи и..! И вот -- выходишь и идёшь... один на один с природой. И всё... Эх! есть что-то цыганское в нас.
А вот Платонов:
Чагатаев шел всю ночь; иногда он, наклонившись, видел следы прошедшего народа, иногда, когда следы уже стравил ветер, шел по чувству.
  Шёл по чувству....    Каково?

Почему-то, это забулдыжнечество, в вольном смысле, мне и надумалось.  
Вот хыть ты тресни, а вогнали Вы меня на ночь в мечту...  Вот!
     00:53 22.05.2014 (1)
Хм... Но ведь это хорошо - мечтать?
     01:01 22.05.2014
Уж и не знаю. Хорошо ли... ...
...иной разец понимаешь, что мечта твоя больна. Как и ты сам... (не помню откеда эти строки)
))
     19:43 13.09.2013 (1)
1
Как интересно. Мне всегда хотелось написать о цыганах. Я это сделал три года назад. Получился роман. Нет, я не пытался писать именно о них, просто была надежда, что их образ жизни, мысли и традиций удачно сплетется с темой. Мне хотелось написать и объяснить, что цыгане как все - они такие же. А потом стало вдруг ясно, что именно объяснение укажет на то, что я манкирую толерантностью или, что ещё хуже, подчеркнет ложь. И тогда мне расхотелось писать именно так. Я отказался и выбросил половину текста. Мне было стыдно и я думал, что никогда уже в жизни мне не придет в голову мысль писать о каком-то народе как об экзотической диковине.  Цыгане стали персонажами. Когда выйдет книга, а случится это, думаю, уже через месяц, то ещё через месяц я получу авторские экземпляры. Мне будет приятно послать её вам. Если, конечно, вам это тоже приятно будет.
     19:46 13.09.2013 (1)
Перечитал и все равно криво вышло. В этом и заключается смысл однажды совершенной ошибки. Стоит только заговорить о ней, как сразу становится понятно, что ошибка однажды случилась и длится процесс искупления.
     20:06 13.09.2013 (1)
Слава, спасибо за отзыв (который, по-моему, интереснее моей миниатюры). Так - нечасто пишут в комментариях. Зачастую мы переливаем из пустого в порожнее.
Книгу получить был бы рад. Говорю это не из вежливости, а потому что это действительно так.
     20:21 13.09.2013
Нет, не интереснее. Это отзыв эгоистичный. Я писал о себе, а не о вашей миниатюре. Но у меня есть оправдание: меня расшевелил текст, который я прочитал. А если меня расшевелило и я заговорил о себе, тем более, запговорил о том, что говорить часто и во всеуслышание не приходится, значит, я прочитал сильный текст и спроецировал его на себя. А в этом и заключается цель каждого писателя - заставить читателя прочесть чужое и подумать о себе.

Знаете, почему все отзывы заваливаются в сторону "понравилось"? Безусловно: это мое личное мнение, оно может быть и ошибочным. Потому что не все понимают, что с ними произошло. Читателю кажется, что они увидели чужую жизнь или прониклись чужими чувствами, а на самом деле они увидели свою жизнь и испытали закомые ощущения. Поняв это, стоит задуматься над тем, что есть определенное родство автора с читателем, общие беды, интересы, страдания и, вполне возможно, дурные привычки. И вот когда приходит это понимание, появляется интерес. Это возможность посмотреть на себя со стороны, возможность увидеть, как другими словами описывается твоя жизнь.

Мы потом спишемся, я пришлю книгу. А вообще могу скинуть рукопись. Хотя я сам не люблю читать с экрана. Вообще не воспринимаю. Попытался недавно почитать Бабеля - черта с два: не проходит. Пришлось съездить в магазин и купить книгу.
     00:07 20.07.2013 (1)
1
Ты уже знал всё о том, что светило, столь щедро дарящее желанный свет и тепло, неизбежно погаснет – да, пусть через миллионы лет, но оно когда-то погаснет для тебя, и тогда уже ничто не сможет сделать такой прекрасно бронзовой твою кожу.

Очень сложная фраза! Не каждый поймёт, что светило погаснет через миллионы лет, а для него достаточно скоро.
     00:23 20.07.2013 (1)
Нет-нет, Владимир. Двойственность эта обыгрывается именно синтаксисом. Герой - не имеет ни возраста, ни места, ни вообще каких-либо признаков, кроме того, на чём сконцентрировал его автор. Он - что-то типа Агасфера. Но - по другой причине.
     00:31 20.07.2013 (1)
Такую сложную мысль простой читатель точно не поймёт, а я тем более.
     00:39 20.07.2013 (1)
Владимир, это - притча. Одним из средств выразительности в ней является гипербола. Как мне передать древность цыганского народа? Думал, думал... Как в песне - "ни с чем я не сравню". Ну, вот я пошёл по пути гиперболизации. В конце концов, это я чужие вещи больно прытко типа "анализирую", а свои - анализировать не так просто. Править - да, могу. И безболезненно. Но ответить себе на вопрос, почему нужна та или иная правка, я не всегда могу (в случае собственных текстов). Так и тут. Вот надо так, мне кажется, и - всё.
     00:49 20.07.2013
Вот надо так, мне кажется, и - всё.

А мне надо высказать от всех простых читателей, к коим и я отношусь, которые не знают, что такое гипербола, а, тем более притча. Мы не понимаем!
     23:29 10.07.2013 (1)
тема цыган мне близка. именно цыган которые не цыгане.
захотелось прочитать то из чего это было извлечено.
     23:32 10.07.2013 (1)
В общем, я тоже подивился совпадению. Прочёл Вашу миниатюру ещё до того, как решил выложить свою. Думал после этого - выкладывать или нет. Но поскольку совпадения касаются лишь национальности (цыгане), то всё-таки решил выложить.
     23:36 10.07.2013
информационное поле земли довлеет над нами))
     19:52 10.07.2013 (1)
Ага, нынче решил заранее опубликовать? Дабы не пролететь?  
     21:34 10.07.2013 (1)
1
Нет. Причина не в этом.
Сказка дописывалась до последнего момента. А этой вещице - двадцать лет. Написано было в 1992 году.
     22:00 10.07.2013 (1)
Кабы мне в 1992 году сказали, что я буду писать прозу, в дыню бы дал.  
     22:13 10.07.2013 (1)
1
Мне никто ничего не говорил. Я сочинял и складывал в папочку.
     22:29 10.07.2013
А я в 1992 году только начал заниматься строительством. О литературе даже не помышлял, только читать любил. )))
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама