| Произведение «Перфокарта. Посвящается Дню программиста» | Предисловие: Из Википедии.
День программи́ста — праздник программистов, отмечаемый в 256-й день года. Число 256 (2 в восьмой степени) выбрано потому, что это количество различных значений, которые можно выразить с помощью восьмиразрядного байта. Также это максимальная целая степень числа 2, которая не превышает количества дней в году (365 или 366).
В невисокосный год данный праздник выпадает на 13 сентября, в високосный — на 12 сентября. Перфокарта. Посвящается Дню программиста
Вот такое чудо техники появилось у нас в середине семидесятых годов и называлось оно – ЕС ЭВМ (единая серия электронно-вычислительных машин). Чтобы эта «машинка» понимала, что именно нужно подсчитать для людей, использовались перфокарты.
Комбинация дырочек в одном столбце определяла символ. В результате на перфокарте можно было «набить» целый оператор (предложение) программы. Согласитесь, неплохо придумано?
Делов-то, написал на бланках программу и отдал девушкам, которые, используя такую же, как у печатной машинки, клавиатуру, дырявили картонки (перфокарты). Через некоторое время получил стопку перфокарт и отнёс её в машинный зал.
Однако, никому ещё не удавалось написать сходу требуемую программу. Всём известна аксиома, что последняя обнаруженная ошибка в программе на самом деле является предпоследней? Поэтому, получив непонимание от ЕС ЭВМ, приходилось на бланке печатать исправленные фрагменты и относить девушкам. Да и девушки, несознательные такие, допускали опечатки, которые обнаруживались только после очередного «возмущения» ЕС ЭВМ.
Вот такая была специфика работы программиста. Написал что-то на бланке, отнёс операторам подготовки данных, через некоторое время получил перфокарты, ими заменил в колоде неправильные и отнёс её в машинный зал, где «тусовалась» ЕС ЭВМ. Получив очередную брань от вычислительной машины, снова что-то рисовал на бланке.
Самое длительное в этом творческом процессе было ожидание новой порции перфокарт. А как вы думали? Двух девочек, которые «печатали» эти перфокарты, явно не хватало на ораву програмёров! Ждать приходилось полдня, а то и до следующего рабочего дня. Ну, что ты будешь делать? Только волком выть, в носу ковыряться, в потолок плевать. Должен заметить, что тогда даже допотопных компов не существовало, в элементарный «Тетрис» сыграть не было никакой возможности.
Но, как говорится, голь (к коим и я отношусь) на выдумки хитра. Мы обратили внимание на скучающий репродуктор. Что такое репродуктор, спросите? Так это копировальный аппарат. Современный копир ксерокопирует бумажные документы, а тот «ксерил» картонки-перфокарты. То есть, в одну дырку вставляешь, а из другой получаешь копию.
Тот репродуктор был неприхотливым устройством. То есть, на вставляемой перфокарте дырка могла быть любой формы, а на копии создавался идеальный прямоугольник. Так что ЕС ЭВМ не могла придраться к качеству дырок.
У сообразительных программистов в ход пошли бритвы.
А чтобы не пораниться, эту бритву «безопасили» мебельной петлёй.
В результате, ушлый програмёр брал более менее подходящую перфокарту, бритвой вырезал дырочки в нужном месте, а не нужные заклеивал заплаткой. Какой заплаткой, спросите? Да теми же прямоугольниками, которые оставались после перфорации.
Но, чтобы знать, где дырки вырезать, пришлось изучить код ascii.
Бритвы были в ходу, пока не появился Его Величество Дисплей.
Итак, лекция закончена. Какие будут вопросы?
Послесловие: прочитайте любопытные комментарии. |
| |