Произведение «О "придавленности" марксизмом»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 4.8
Оценка редколлегии: 7.4
Баллы: 19
Читатели: 661 +1
Дата:

О "придавленности" марксизмом

В 1918 году, глава русского анархизма кн. Кропоткин вернулся из эмигации в Россию.- Это был разгар красного террора.
Кропоткин обратился с письмом к Ленину:" если так будет продолжаться дальше, то слово "социализм" станет проклятым."
Так был ли прав Кропоткин?- И существует ли однозначный ответ на этот вопрос?
Ответить на него, значило быть подвести черту под эпохой выходящей далеко пределы тех событий, свиделем которых был глава русского анархизма.
Великая франзузская революция  связана с именами философов Вольтера и Дидро, и увенчивается такими гениями философии, как Кант и Гегель.
Что касается Великой русской революции, то здесь все значительно сложнее.
Начавшись под флагом воплощения идей Маркса, Энгельса, Ленина - как начало мирового революционного пожара ( революция в Германии и Венгрии, революционное брожение во Франции и Англии), революция была сначала локализована в границах бывшей Российской империи, а потом по итогам Второй мировой войны распостранилась на некоторые страны Азии (Китай и Вьетнам).
Внешне это напоминало Европу периода наполеоновских войн, и в определенном смысле так и было с поправкой на время...
Но в конце 50-х, начале 60-х годов началась эпоха научно-технической революции на Западе.
Произошла трансформация развитых капиталистических стран- от классового противостояния-  к классовому сотрудничеству.-Было создано социальное государство, основные черты которого- социальные гарантии всем слоям населения, всобщая занятость и равная оплата за равный труд.- Во многом это было осуществление целей и задач, которые были начертаны на скрижалях русской революции, и которые ценой огромных жертв были осуществлены в СССР.
Более того, социальные государства на Западе были созданы на "острие" соперничества двух систем, и во многом по лекалам СССР.
Но рассматривать  трансформацию Западного общества только как преодоление социального неравенства, социальной и классовой ограниченности, мне представляется слишком односторонним.
Другой стороной этой трансформации явилось создание общества массового потребления и на его основе появление слоя транснациональной буржуазии, "корпоратократии", как назвал его кто-то из европейских социологов.- Капитал стал не только интернациональным, но и наднациональным.
В той мере, в какой классовые противоречия сглаживаются, и в определенном смысле растворяются в обществе массового потребления, не меняя при этом существенным образом социальную структуру Запада, в такой же мере транснациональная буржуазия навязывает всем слоям общества свои приоритеты "очищенные" от национальных, культурных и иных особенностей.- Это приоритеты глобального рынка, где человек является только потребителем, и в этом качестве становится субьектом мировой истории.
В таком мире судьба национального государства весьма плачевна, по той причине, что последнее оказывается всего лишь куколкой, коконом, в котором сформировалась и окрепла новая сила, отбрасывающая ставшую ненужной материнскую оболочку.
Глобальные трансформации не обошли и СССР, где в 1956 году, на 20 сьезде КПСС было смешано с грязью имя отца-основателя советского государства.-Советская бюрократия освободилась наконец от Всевидящего ока, и получила возможность "расслабиться" за кремлевской стеной, под охраной могущественного КГБ.- Меньше всего ее (бюрократию) волновала судьба невинно репрессированных - тех, кто под дулами автоматов строил гиганты советской индустрии, разрабатывал новые системы вооружений в "шарашках"...
Здесь мне представляется уместным сделать некоторое отступление.
Когда в Китае умер Мао Дзэдун пришедший ему на смену Ден Сяопин- не пошел по пути Хрущева.- И это не смотря на то, что в отличии от советского партийного лидера, его (Ден Сяопина)  политическая карьера и личная судьба сложилась очень трагично.-
В период культурной революции его сына убили хунвейбины, жена покончила с собой... Сам Ден Сяопин был арестован и сослан. -
Но придя к власти он сохранил имя Мао Дзэдун, как символ национального единства нового Китая, и под этим флагом приступил к экономическим реформам.- Китай остался коммунистическим- единым и независимым.
Таким он пошел по пути индустриального развития и социального прогресса.
О Китае стараются не упоминать, как правые, так и левые ортодоксы.
Первые- потому что опыт Китая противоречит их воззрениям на коммунизм, как тупиковую и реакционную модель исторического пути.
Вторые- по той причине, что китайская модель социализма, расходится с их представлениями о социализме- как тотального господства государства в экономике и общественной жизни.
Итак, те, чьи подписи стояли под расстрельными списками- вынесли тело Сталина из мавзолея, и постарались предать забвению все- связанное с его именем- демонтировали памятники, переименовывали города, вплоть до того, что вычеркнули его имя из государственного гимна.
При этом они мало заботились как о том, какую травму они наносят Советскому народу, для которого имя Сталина связано прежде всего с Победой и социальными преобразованиями, так и о международном авторитете СССР.
Цена хрущевской "оттепели" оказалось непомерно высокой.
Став силой не подконтрольной государству, имея в своем распоряжении мощный пропагандисткий аппарат, советская партийная бюрократия мало сообразовывалась с новыми историческими реалиями послевоенной эпохи, и в конечном итоге привела страну к тому состоянию, которое позднее назовут - периодом застоя.
Любые сколько- нибудь значимые инициативы, любые новации- пресекались, как угрожающие монопольному положению партийной и государственной бюрократии- под предлогом или не своевременности, или же не соответствия "нашим принципам".- Но управлять огромной страной с помощью только одних директив становилось все труднее.
Мобилизационная модель, которая оправдала себя в предвоенные годы, все больше превращалась в оковы научно-технического и социального прогресса.
Волна истории, которая казалась совсем недавно вознесла корабль "СССР"- так, что он стал предметом восхищения даже его непримиримых врагов- теперь неумолимо влекла его к гибели.
Советская бюрократия не была классом, как ее пытаются иногда представить.
Она не была собственником, и не могла передать свои привелегии по наследству.- Положение советской бюрократии не зависило от эффективности ее деятельности, но определялось исключительно - положением управляющего субьекта, наделенного не ограниченными полномочиями.
Появившись, как следствие сверхцентрализации, в чрезвычайный период советской истории, под жесточайшим контролем государства, персонифицированного личностью вождя (И. Сталина)- советская бюрократия освободившись от висевшего над ней "домоклова меча"- подменила собой государство, и превратилась в разветвленную иерархическую  структуру, живущую своей жизнью , по собственным законам-и слабо кореллирующей с общественным целым.- Овладеть обьектом управления означало для нее- стать собственником.
Советская элита была эффективным управленцем и организатором в тех областях, которые требовали централизованного государственного управления-оборона, космос, образование,здравоохранение... Но там, где требовалась  непосредственная инициатива, спонтанная организация- советская государственная элита- не могла и не хотела предложить ничего, кроме ограничений и мелочной регламентации.- Но именно спонтанность самоорганизации определяет  вектор общественного развития в эпоху научно- технической революции.

Превратив материалистическую философию Маркса в катехизис мертвых догм, сделав из нее своего рода религию, советская бюрократия отвратила от марксизма все, что было в СССР талантливого, живого, духовно не равнодушного- ученых,философов, писателей и просто- думающих людей.
СССР не был в такой степени закрытой страной, какой его пытаются сейчас изобразить.- Люди ездили в экскурсионные поездки на Запад(которые сопровождались долгими и унизительными процедурами), в загранкомандировки, издавались книги зарубежных авторов, и... вещали "Голоса".- Слова о" неизбежном крахе империализма", которые повторялись, как заклинание - мало кого могли вдохновить, и менее всего тех, кому приходилось это делать по долгу службы.
Изучение живой жизни, подменялись мертвой и скучной схоластикой, которая выходила из под пера, отрабатывающих свой хлеб философов и социологов.
Марксизм, как материалистическое понимание исторических и природных процессов,сделался идеологической прислугой советской бюрократии, и застыл- подобно философии Аристотеля в богословской схоластике средних веков.
Будет ли Возрождение?
Реклама
Обсуждение
     14:26 19.07.2020
Коммунизм по Маркску, точнее материализм по Ленину и Сталину себя исчерпал, как и наше представление б
об "атоме" и если мы будем не в состоянии ответить хотя бы иррационально об электроне, мы благодаря ачности
безграмотных вождей, станем у них 1 миллиардным быдлом! (Они бы так хотели) Но существуют закон "РАЗУМА"
для всего мироздания - Я есть сын человеческий!!! -Это говорит о том, что Бог-разум, не допустит нелюдь и в 
конечном итоге алчь,она должна быть уничтожена, Как и частная собственность, тормозящая коллетивное сове-
ршенство материальных благ. Век о неичерпаемости материализма для безграмотной алчи закончился, они теперь лишь
 способны только жрать друг друга а не развиваться...
     22:17 18.07.2020 (1)
Интересно. Спасибо.
     23:11 18.07.2020 (1)
1
Вам спасибо, что прочитали.
     23:19 18.07.2020
     17:10 18.10.2017
Прошло четыре года с момента опубликования статьи, но и сегодня она читается, как некий исторический параграф.
Этакий  - экскурс в историю. День сегодняшний не хочет  анализировать никто. Узурпация власти - налицо.
Подмена демократии  партократией - налицо. И еще много чего...Развитие дальнейшей истории - пока под вопросом.
Скрытая гражданская война уже идет и не замечает ее только  полный дурак или властьприверженный, хотя последний очень даже хорошо это понимает. Умные не питают иллюзий, но пока не видят выхода. Все ушло опять на кухни.
Последнее слово за народом, но он пока дремлет  - видимо припекло не до конца...
     19:08 17.09.2013 (1)
Мне кажется - возрождения не будет, т.к. материализм и рожденная им бездуховность, приведет к полнейшей деградации человечества. И, зараженная этой духовной деградацией цивилизация, уничтожит самою себя. Успехов Вам.
     10:01 18.09.2013 (1)
Спасибо за отзыв.-Но почему стремление обьяснить мир из его противоречий, из его же собственного движения (самодвижения) является бездуховным?-Разве Спиноза и Декарт-бездуховны?-Бездуховным является современная десокрализация,т.е. отрицание всякой духовности -и религиозной, и материалистической. И Вам успехов.
     10:59 18.09.2013 (2)
Дело в том, что и религия, может оказаться совершенно бездуховной. Примеров тому множество. Религия и вера в Создателя, по моему мнению - понятия разные. Спаситель сказал: многие придут под именем Моим, и многих соблазнят, даже избранных... Служить Богу и верить в Него - две разные вещи. ... если будете иметь веру в горчичное зерно... Положа руку на сердце, мы, т. е. человечество, не имеем веры и в четверь зерна. Наши с Вами взгляды на эти вопросы, конечно же, различны. И в этом, мне так кажется, есмь наша свобода, и величайшая мудрость Творца. Будьте счастливы.
     12:38 18.09.2013
Религия и вера в Создателя, по моему мнению - понятия разные. Спаситель сказал: многие придут под именем Моим, и многих соблазнят, даже избранных... Служить Богу и верить в Него - две разные вещи. ...
- какие верные слова, Акраш!
     11:29 18.09.2013 (1)
Я бы позволил себе уточнить понятия "религия" и "вера". Вера - знание (о существовании Создателя и его ипостаси - Спасителя, например), не требующее объективных доказательств. Верующий человек имеет подтверждения своей веры, актуальные для него самого. Религия - свод правил и установлений. А также - определенная образная система, описывающая одну из граней Создателя, в рамках которой может происходить общение группы верующих, оперируя терминологией, принятой в данной образной системе, можно описать полученный мистический опыт. Верующий человек совершенно не обязательно религиозен, а религиозный - совершенно не обязательно верующий, т.к. следование строгому уложению (обрядоверие) может оказаться самодостаточным.
     12:03 18.09.2013 (1)
Михаил, но в идеале-то религиозный должен быть и верующим? Что толку только внешне исполнять обряды?
     12:08 18.09.2013 (2)
да фиг знает. религия имеет свойство подменять веру. вот у коммунистов, по-моему, у многих, та же фигня наблюдалась - дремать на партсобраниях и повторять "слава кпсс!", как мантру.
а товарищи, которые религиозны по форме, как я понимаю, уверены, что соблюдение формы есть гарантия личного спасения, при том, что пониманием сути обрядов и их значения никто особенно не морочится. известен алгоритм - запали свечку перед иконой, перекрестись три раза, скажи "Господи, помилуй!" сорок раз, поклонись  - и будет тибе щастье. Это разновидность магии, кстати.
     12:25 18.09.2013 (1)
На основании ваших высказываний, можно сделать вывод: понятие религия отдает идолопоклонничеством. Успехов, Михаил.
     12:34 18.09.2013
на основании каких угодно высказываний можно сделать какой угодно вывод )
я бы сделал вывод: "для людей, склонных к языческому мировосприятию, любая религия имеет потенциал идолопоклонничества". Вопрос заключается в свободном выборе - как и во имя чего использовать то, чо тебе дано.
     12:22 18.09.2013 (1)
А для чего люди в армии носят форму и беспрекословно выполняют приказ командира? В любой сфере человеческой деятельности должна присутствовать дисциплина, иерархия, иначе -  хаос.

"известен алгоритм - запали свечку перед иконой, перекрестись три раза, скажи "Господи, помилуй!" сорок раз, поклонись  - и будет тибе щастье. " - скорее всего это происходит от лени и нежелания вникать в суть и пытаться жить правильной духовной жизнью, поскольку это очень тяжелая работа над собой, ну и опять же последствия правления коммуняк. Нас с детства воспитывали атеистами, поэтому знания о правильной духовной жизни отсутствуют, человек идет в храм (внутренне осознает - надо) и исполняет чисто внешние обряды. Наверное это тоже неплохо, впоследствии он возможно придет и к чему-то большему.
     12:36 18.09.2013
Ни в коем случае не считаю, что религия верующему человеку не нужна, т.к она аккумулирует духовный опыт многих поколений. Религия - инструмент создания соборного поля. Духовная дисциплина и понимание иерархического принципа тоже вещи необходимые. Проблема в том, что обрядоверие подменяет собой понятие о правильной духовной жизни. И о внутренней работе.
     12:07 18.09.2013
Безусловно, для атеиста последний вопрос актуален. Для православных совершенно понятно, что будет, что ждет, т.к. об этом давно в наших книгах написано, и по внешним признакам можно судить, что это уже близко, хотя когда именно это произойдет никто не знает, о чем опять же написано в наших книгах.Может через секунду, а может... Неожиданно, надо быть готовым к этому, а мы занимаемся второстепенными вопросами, в т.ч. судачим на литсайтах ни о чем.
Реклама