Литературные портреты. Евгений Евтушенко
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: Литературные портреты
Автор:
Баллы: 79
Читатели: 1431
Внесено на сайт:
Действия:
«Евтушенко»

Предисловие:
Анонс опуса сделан, увы, в связи с печальной новостью. Нет больше с нами Евгения Евтушенко.

Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя
.

Литературные портреты.
Цикл сложился из публикаций к юбилеям советских литераторов, вписавшихся и в новую эпоху.

Литературные портреты. Евгений Евтушенко

18.07.12

Евгению Евтушенко – 80
"Нас мало, нас, может быть, четверо...", – утверждал в 1964-ом Андрей Вознесенский, посвятив эти стихи Белле Ахмадулиной. Сейчас с нами – лишь один Евтушенко. А четвёртым был… Но не будем никого обижать. Да ныне это и не суть важно.
Все трое очень многое значили в 60-ые. Пожалуй, больше… Впрочем, они это понимали. "Поэт в России – больше, чем поэт", – нахально заявил Евтушенко. А они были не просто поэтами, они были "другими поэтами". И по форме, и по содержанию.
Евтушенко не удостоился разноса от главы государства, который устроил Никита Хрущев Вознесенскому. Но его травили и штатные агитпропщики, и собратья по перу. Помнится, до дыр была зачитана "Комсомольская правда" со статьёй "Куда ведёт хлестаковщина". Газета публиковала отклики, где досталось всем и ещё одному знаковому имени в литературе – Василию Аксёнову. Ну, а иные соседи по литературному цеху бранили их всех через плохо скрытую зависть к успеху.
Евтушенко соответствовал своему времени и творил советским поэтом, "но, объективно, был мятежен, как непохожий на других…"
Да и литература тогда воспринималась оппозиционной партией. Поэзия же всегда была бунтарской.
Уже в брежневщину он прочёл на юбилейном вечере Сергея Есенина, что «потеряли мы в пути неровном и двадцать миллионов на войне, и миллионы – на войне с народом». Это мгновенно разошлось по рукам в тысячах машинописных и рукописных копий. Как и "Танки идут по Праге".
В конце 60-ых - начале 70-ых вся блестящая троица, оставаясь на первых местах среди стихотворцев, всё же потеряла свою исключительность. Напечатали Марину Цветаеву и Бориса Пастернака, Позднее Осипа Мандельштама и многих других. И стало ясно, что Евтушенко, Вознесенский и Ахмадулина просто продолжили "серебряный век" русской поэзии.  
Евтушенко сохранил общественную активность и даже побывал народным депутатом СССР. Сочинил (не в стихах) Конституцию Союза, которая, увы, не пригодилась, ибо не стало государства. Впрочем, написал, наговорил, наснимал, наиграл и "напел" он так много, что исследователям творчества хватит на века.
Здоровья ему и долгих лет.
И светлая память его соратникам по литературе.
А теперь можно назвать и имя четвертого. Он был невероятно популярен. Он был любим всем народом. Но то, что Владимир Высоцкий - великий поэт и новатор русской поэзии было осознано лишь после его безвременной кончины. И это были стихи уже иной эпохи. Высоцкий умер в 80-ом, а первая его книжка "Нерв" вышла через год.
Конечно, пели Окуджаву, Городницкого, что-то знали из Галича. Кто-то зачитывался Робертом Рождественским. Но поэтическое "большинство", а таким словом заканчивается стих Вознесенского, составляла эта четвёрка. Поколение первой "оттепели".
Послесловие:
Смотри также
Литературные портреты. Александр Проханов
Литературные портреты. Эдуард Лимонов
Литературные портреты. Александр Городницкий
Памяти СССР. Портреты вождей. Никита Хрущёв
Памяти СССР. Портреты вождей. Леонид Брежнев
Памяти СССР. Портреты вождей. Михаил Горбачёв


© Copyright: Александр Зарецкий, 2015 г.
© Рукописи из сундука. № 14. М., 2015 г.
УДК 378.4(470-25).096:070(091)
ББК 74.58(2-2 Москва)+76.01(2-2 Москва)
Р 85
ISBN 5-98405-020-X

Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     13:33 03.04.2017 (2)
2
Комментарии не менее интересны, чем статья.
Спасибо.
Для меня открытие Евгения Евтушенко началось со знаменитой песенки:
А снег идёт, а снег идёт,
И всё вокруг чего-то ждёт...
Под этот снег, под тихий снег,
Хочу сказать при всех:
"Мой самый главный человек,
Взгляни со мной на этот снег -
Он чист, как то, о чём молчу,
О чём сказать хочу".
Кто мне любовь мою принёс?
Наверно, добрый Дед Мороз.
Когда в окно с тобой смотрю,
Я снег благодарю.
А снег идёт, а снег идёт,
И всё мерцает и плывёт.
За то, что ты в моей судьбе,
Спасибо, снег, тебе.
Для меня эти стихи, эта песня навсегда остались символом шестидесятников.
Ушла эпоха...
     13:44 03.04.2017 (1)
А я и не знал, что это Евтушенко.
     14:38 03.04.2017 (2)
2
Об этом почему-то мало кто знает. Народная песня:) Исполнителя помнят - Майя Кристалинская, автора слов - Евгений Евтушенко -  и композитора - Андрей Эшпай -  почти никогда.
Чудо-песня.
     15:01 03.04.2017 (2)
2
Ну-ну-ну!
Эшпая-то вспоминают в связи с этой песней не менее часто, чем Майю Кристалинскую (с одной "л", кстати).
     16:58 03.04.2017
1
Спасибо. Исправил.
     15:04 03.04.2017
2
Значит, правильно было написано! Себе не поверила. Помотрела, как у Александра, и поправила. Больше не буду списывать))) Возвращаю первоначальный вид комментарию)
     14:55 03.04.2017
Кристалинскую помню. Хоть к эстраде равнодушен.
     13:38 03.04.2017
2
Разве же можно,                
чтоб всё это длилось?
Это какая-то несправедливость...
Где и когда это сделалось модным:
"Живым - равнодушье,
внимание - мёртвым?"
Люди сутулятся,                
выпивают.
Люди один за другим                  
выбывают, и произносятся
для истории нежные речи о них -
в крематории...
Что Маяковского жизни лишило?
Что револьвер ему в руки вложило?
Ему бы -          
при всём его голосе,
внешности - дать бы при жизни
хоть чуточку нежности.
Люди живые -            
они утруждают.
Нежностью          
только за смерть награждают.

Напророчил, увы.
     03:57 02.04.2017 (1)
Мне посчастливилось дважды побывать на концертах Евгения Евтушенко. Он был невероятно сильным чтецом и актёром.  Политические взгляды  имел  разные в разные времена - за это его многие не любят. Людям охота видеть ЦЕЛЬНОГО и ОБРАЗЦОВОГО Поэта, а Евтушенко был таким, каким была ситуация вокруг него. Лично мне куда ближе, как поэт и как личность Александр Галич... Но! Евгений Евтушенко на века вписан в историю мировой поэзии - со всеми его взлётами и многочисленными грехами. Вечная память ПОЭТУ!
P.S. Отличная статья в память Евтушенко на сайте ВВС:  http://www.bbc.com/russian/features-36777999
     09:26 02.04.2017
1
Евтушенко в полной мере испытал на себе идеологический прессинг. И даже травлю. Против него полномасштабные кампании организовали. Ему, бесспорно, повезло. Он попал во время поэзии и во время идеологических проработок без «смертельных» оргвыводов. И он не был одинок в своей фронде. А дальше фронды они не шли. 
     12:03 07.04.2016 (2)
3
Евгению Евтушенко


Не к юбилею,  а  из тех времён,
Где затаились все мои  начала,
Когда  из четырёх всего имён
Я чаще  Ваше имя выбирала

Тогда  билет до станции Зима
Мне подарили в переплёте тонком,
Я с Вами  книжный  завела роман-
И Снеги замели моё оконце.

Я знала, что с рожденьем повезло
В одной стране соседствуем мы с Вами
Кружился снег, но было  так  тепло,
И  мне  хотелось говорить стихами.

Лизал  стальную цепь Хромучий  пёс,
А Вы мне – Спи, с любовью, говорили,
Я верила до Кончиков волос,
И с Вами я себе казалась сильной,  

Как прежде улыбается портрет,
Застыли,  неподвижно, Ваши годы.
И Вы в России больше чем поэт,
И я люблю Вас больше чем природу.
     12:47 28.08.2016 (1)
2
Татьяна, великолепно!
     13:19 28.08.2016
1
Спасибо, Наталья. Это моё стихотворение. Евгению Евтушенко.
     12:12 07.04.2016 (1)
И Вы в России больше чем поэт,

Да. Он смог стать больше, чем поэтом.
Конечно, по "классическим" поэтам сильно вдарил магнитиздат.  Магнитофончики тогда были вах-вах, но их уже было много.
Но Евтушенко осваивал новые поля. Кино. Даже в фотографии отметился.
     12:32 07.04.2016 (1)
2
Он и так больше. чем поэт, он эпоха. Я не знаю будет ли ещё когда-нибудь подобное время, когда всего четверо пророчествовали и слова их доходили до каждого сердца. Я  очень  люблю и Андрея Вознесенского. Много стихов я помню наизусть и множество  фраз из произведений У Вознесенского помню, как меня поразил " Плач по двум нерождённым поэмам"
     12:41 07.04.2016 (1)
1
Тогда были специфические общественно-политические условия. А они были фрондой.  Не врагами режима, как Солженицын, а больше бузотёрами. И в эстетическом, и в политическом  смысле. Прижизненные книжки тех лет Евтушенко и Вознесенского у меня сохранились.
     12:50 07.04.2016 (1)
2
А чем было ещё наполнить душу молодым людям, поверившим, что сталинизму конец. Солженицына читать тяжело. Он конечно, очень глубок. Но поэзия - это музыка, способная легко проникать в сердца. И что же через 20 лет после страшной войны кто-то хотел воевать с режимом.
     13:29 07.04.2016 (1)
1
Объективно сталинизму пришёл конец, как только Коба копыта отбросил.  Возвращения тех порядков не желала и верхушка. И, как ни парадоксально, первые слова, реабилитирующие Сталина, прозвучали с самого верха уже в наше время в капиталистической России.  Ну, а народ создал свой собственный культ личности Кобы. Вера в сурового, но справедливого царя неизлечима.
Но любое вольное слово режим по-прежнему воспринимал угрозой своему существованию. Даже телодвижения в танце были идеологической угрозой.
     13:50 07.04.2016 (1)
2
Как и Вы, Александр, я пишу свои историчекие и политические портреты. но в стихах. Мне кажется, что в коротком рифмованном изложении лучше передаются эмоции. Я писала о Перикле, Владиммирах Крестителе и Мономахе, Колчаке о Кремле., О ноябре в истории России, Пушкине, Лермонтове, Евтушенко. Вот сегодня о Ленине опубликовала стих. Конечно, это абсолютно субъективное восприятие и оценка, но я никогда не отступаю от исторических фактов. Они священны и непогрешимы. Также как Ленин и партия - близнецы-братья, близнецами были Сталин и Победа.. Для меня удивительно, но число сталинистов растё, даже среди близких мне людей ранее в этом не замеченных
     14:33 07.04.2016 (1)
1
Также как Ленин и партия - близнецы-братья, близнецами были Сталин и Победа.

Это поэзия. Жизнь жёстче.
Возможно, не будь Сталина, то верный союзническому долгу перед Великобританией, Францией и Польшей СССР объявил бы в 39-ом году войну гитлеровской Германии. И в 42-ом мы были бы в Берлине. Сталин должен был понимать, что двум социалистическим рабочим партиям, претендующим на мировое господство, тесно в Европе.
Не думаю, что Запад испытывал особую любовь к Российской империи, но в союзники в Первую мировую её взял. Конечно, это породило исторический нонсенс. Воюя на стороне победителей, Россия в Первую мировую потерпела поражение.
У нас всегда была одномерная история.
А революция случилась из-за того, что Ленинин терпеть не мог этого мальчишку Керенского, которому он в детстве всегда щелбан при  встрече отвешивал. Они же семьями дружили. И папаша Керенского подкармливал Ульяновых после смерти Ильи.
А война - это, прежде всего, беда, а уж потом победа.
     16:01 07.04.2016 (1)
2
Повторю банальность. что у истории нет сослагательного наклонения. Вряд ли из -за Керенского у Ленина были и другие личные мотивы. хотя. живя преспокойно в эмиграции на средства от эксов своих боевиков (Кобы и Камо) он так и умер бы малоизвестным русским марксистом Россию раскачивали кадеты и зсеры. Но не спорю с тем. что личные обиды и неприязни приводят к войнам. вот . если бы Александр не отказал Наполеону в руке своей сестры,то Льву Николаевичу писать было бы не о чем.
     16:31 07.04.2016 (1)
1
Сослагательного наклонения, конечно, нет. Но много завирательных наклонений. Ведь во Вторую  мировую СССР вступил не 22 июня 41-го. А в сентябре 39-го, будучи союзником Гитлера.
Когда я ещё школьником читал подшивки предвоенных советских газет, у меня глаза на лоб лезли. Там воспевалась мужественная борьба немецкого народа во главе со своим вождём Адольфом Гитлером против англо-французских плутократов.  И Черчилль был, действительно, лихой парень, когда чуть ли не 22-го июня 41-го произнёс по радио: "России надо помогать".  А сейчас полфабулы уверенно заявляет, что американский яичный порошок был отравой, что "Студебекеры" более ста метров не проезжали. На них, кстати, "катюши" ставили.
А с Наполеоном тоже было красиво. Верная союзническому долгу перед Бонапартом Россия в 809-ом вдарила по Швеции. Отобрала у неё Финляндию и заставила присоединиться к континентальной блокаде Англии. А потом был пожар Москвы.
Но личные мотивы у Ленина было точно.
В принципе, все войны можно объяснить и по бытовым меркам, и по стратегическим. Я не могу понять лишь афганскую войну. Наверное, вожди не те таблетки приняли.
     16:53 07.04.2016 (1)
2
Про таблетки очень смешно.Тогда подумали,что шапками закидаем Но Таймс в 1933 году объявил Гитлера человеком года. И везде в Европе он считался просто сильным националистическам лидером, сумевшим вывести свою страну из глубочайшего кризиса и избавиться от ярма репараций. Одна Великобритания не бросалась к нему в объятия, у неё были свои островные колониальные интересы. Гитлер мог помешать. Поэтому он и хотел поддержать СССР. После подписания Раппальского договора в 1922 года Германия, будучи ещё Веймарской республикой, единственная развивала экономические отношения с Россией, а потом и  с СССР. Чего же было ссориться?
     17:25 07.04.2016 (1)
1
Так России был нужен хоть кто-нибудь. Сырья на экспорт хватало. Но промышленность без западных поставок работать не могла. Кстати, пересчитав добро, Кремль тогда сделал уникальный и неожиданный вывод. Промышленность за гражданскую войну почти не пострадала. Война же не была глобальной. Мосты, отступая не взрывали. Было чем торговать. Было, что покупать. А поверженная Германия - это то, что надо. И надежды на тамошнюю революцию. Они оправдались, но в каком виде. Правда, позднее Сталин с Димитровым объявили фашизм крайне правым, Но это же не так. Это левая диктатура. Но националисты. Если в СССР основным страдающим народом стали русские, то немцы  нашли евреев. И бытовые нужды немецкой верхушки утолялись за их счёт.
     17:52 07.04.2016 (1)
2
С кем езё, кроме Вас, Александр, поговоришь об этом! Вообще, любопытнейшие события происходили в довоенный период с одной стороны беспрецедентное агрессивное вооружение Германии, локальные войны. с другой  пацифистские демарши Лиги наций, как бы не замечавшие  этиъ событий. Когда я размышляю о современных событиях у меня возникает множество аналогий с прошлым. У меня нет идеологических предпочтений. обхожусь этическими и прагматическими Что-то очень серьёзное происходит в сегодняшнем мире, что не подвластно идеологическим схемам
     18:12 07.04.2016 (1)
1
Я, как человек приземлённый, интересуюсь Россией. Ремейк явный. И ремейк тревожный. 80-ые. Иногда совпадение даже в деталях. Но тогда был активен народ. Нынче такого не наблюдается.
     19:20 07.04.2016 (1)
2
Тогда всё было в новинку. Днём и ночью смотрели телевизор громкие разоблачения, потом съезды депутатов. а сейчас информации столько! все объелись. Зато я наблюдаю, как возрождаются теплицы. Народ что-то выращивает. идёт импортозамещение турецких помидор
     19:28 07.04.2016 (1)
1
Народ надо периодически окунать в проблемы хлеба насущного.
Заелись на нефтяной игле. Нам бы климата прикупить.
     19:34 07.04.2016 (1)
1
Алимат теплеет. сегодня у нас было не менее 25+
Мне нравятся магазины Ткачёвского агрокомплекса. продукты натуральные, местные, вкусные и недорого
     19:54 07.04.2016 (1)
2
Я иду до ближайшего универсама.
Кстати, не так давно, я стоял с тележкой к кассе магазина, за которой сидел негр. Дело было в Вашингтоне. И я, человек, совсем не хозяйственный, вдруг сообразил, что если б дело было в Москве, то у меня в корзине лежало бы примерно то же самое. И так же упакованное. Но те времена, похоже, миновали.
Подмосковные помидоры я есть не могу. Привкус какой-то.
     20:08 07.04.2016 (1)
2
Мы то, что мы едим. Это правильное утвеждение. Когда человек стремительно меняет набор продуктов, страдает его генетика. Некоторые люди не могут(необъяснимо) и даже не знают их вкуса. Это означает, что их далёкие предки жили в тех местах, где подобного не было Отсюда всякие болезни Изредка, можно. Вот меня трудно заставить есть сыр с плесенью Французы стали его употреблять в голодные времена, а у нас, я подозреваю, потому, что модно И рыбу не люблю
     20:32 07.04.2016 (1)
2
Поскольку наш организм строится из того, что мы едим, то это прописная истина.
А дальнейшее - это уже зависит от огромного числа факторов.
Это, смотря, что за рыба и в какой обстановке. Но я не гурман. Мне нужен кусок мяса и кусок хлеба.
Человек всеяден. Это и помогло ему стать человеком. Так же всеядна и свинья. Но свиньи не стали людьми, а остались едой человека.
     20:54 07.04.2016
2
Так ей и надо. Спасибо. Александр, за приятную и умную беседу.
     01:52 28.10.2015 (1)
1
С детства помню:  Когда взошло твоё лицо над жизнью скомканной моею...".
     01:59 28.10.2015 (1)
-1
У него много простых, но запоминающихся строк.
Конечно, слишком азартно одно время писал.
У меня есть, пожалуй, сборник 60-ых. Истрёпанный. Таким книгам было трудно уцелеть в те годы. Но Вознесенского аж два есть.
     11:30 29.10.2015 (1)
1
Завидую тебе...
     13:31 29.10.2015 (1)
-1
Да. Прижизненные сборнички - это интересно.
     22:23 29.10.2015
Люблю старые потрёпанные книжки.
     18:27 22.09.2015 (2)
2
А вот повременил бы чуть-чуть, и не напечатай он тогда: "Тараканы в высотном доме -
бог не спас,
                    Моссовет не спас.
Все в трагической панике -
                                        кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет....."
, получил бы тогда он гараж, а не Ширвиндт, под высоткой на Котельнической.
     18:52 22.09.2015
1
Кстати, тараканы в столице исчезли как-то сами по себе.
     18:33 22.09.2015 (1)
1
Сказать, что он был неуспешен нельзя. Но за фронду платить надо. В принципе, в истории может остаться именно фронда.
Кстати, его "Сергею Есенину" стало, наверное, моим первым настоящим самиздатом. До того всё была подростковая похабень.
     18:41 22.09.2015 (1)
2
"И говорить, что к лучшему – боюсь,
А говорить, что к худшему – опасно...." Еще бы! Для того времени круто!
     18:49 22.09.2015
1
...и миллионы на войне с народом.
Брежневские активисты-пропагандисты про Кобу говорили так: "Мы знаем, что это за птица." Но, как правило, в узком кругу.
Тему не прикрыли, но тормозили.
     17:55 03.09.2015 (1)
2
При всем безмерном уважении ко всем упомянутым, не соглашусь насчет четвертого, не потому, что кто-то менее или более достоин, достойны все, просто Рождественский, в отличие от перечисленных, был официальным, признанным Союзом Писателей и партийной верхушкой, его печатали, издавали, передачу "Документальный экран давали вести, не гнобили, не душили и прочая.
Я помню, как меня потрясла его "Баллада о маленьком человеке", потом "Баллада о зенитчицах", "Баллада о красках", ставшая песней.
Он тоже был новатором, искал новые пути и формы, его сборники было также трудно достать, как и всех перечисленных.
Вот как интересно получается, мне, как поэт, всегда был ближе Евтушенко, но Рождественского считал и считаю четвертым, не обессудьте.
     19:24 03.09.2015
1
Над Рождественским я размышлял. Возможно, Вознесенский его и подразумевал.
Но пользуясь личным заказом на субъективизм....
     11:14 27.08.2015
3
Спасибо, Саша.
     21:49 19.02.2015 (1)
2
Очень высоко ценю Высоцкого. но Окуджава...у него ведь есть такие шедевры...
Он еще как следует не изучен.
     02:34 20.02.2015 (1)
В мои студенческие годы у нас порядок был такой: Окуджава, Высоцкий и... все остальные. Там был большой набор, но уже с избранными песнями. Городницкий, Визбор, Галич...
Но всё же Высоцкий был поэтом-новатором. За гитарой, порой, стихов было не "слышно". Как только вышел "Нерв", все всё поняли.
Надо б нам - вдоль реки,-
Он был тоже не слаб,-
Чтобы им - не с руки,
А собакам - не с лап!..

Неологизм под просторечье: "не с лап". Новая рифма: "не слаб - не с лап".
Но значения Окуджавы Высоцкий не умаляет.
     14:05 20.02.2015 (1)
2
художественная ценность произведений не выражается в том. что неологизмы там есть или новые рифмы.
     15:11 20.02.2015
Поэзия без новаторства невозможна.
Это просто яркий пример поэтического мастерства.
Вы же не будете отрицать, что в настоящей поэзии талант и труд равноценны.
Это видно по эволюции Пушкина. Правда, ему было проще. Не с кем сравниваться.
Есть словари русских рифм. и добавить туда что-то - это уже дело.  
Русские стихи слагать легко. Есть огромное число "гладеньких" поэтов. Всё у них есть и всё правильно. Но...
     19:55 16.12.2014 (1)
1
Разумеется, прекрасный поэт. Но покуролесил в жизни немало.
     20:16 16.12.2014 (1)
1
Если б не куролесил, то его бы и не было. Как без этого.
Пушкину мы всё простили. И ему простим.
Конечно, время всё расставит по местам. Но личность он вполне масштабная. Это факт. Они все возникли по зову времени. И были у этого времени в плену.  
У меня долго жил его сборник начала 60-ых. Сейчас в томике 70-ых нашёл суперобложку от него. Но "Ахиллесово сердце"  Вознесенского уцелело.
     21:41 17.12.2014 (1)
Если б не куролесил, то его бы и не было


Благодаря славе Евтушенко мотало из стороны в сторону. Об этом он не любит вспоминать.

Например, однажды, когда Евтушенко пригласили в ФРГ, подвыпил и стал оправдывать фашистов. Обьявил, что их пора простить и больше не преследовать.

Какая тогда идеологическая волна нахлынала на молодого поэта. Когда приехал, за него всерьез взялись. Присмирел на какое-то время. Стал каяться, объясняя, что его на западе не так поняли. В конце концов, простили. Что ни говори, но гений. Его тайные фанаты были и в аппарате ЦК КПСС.
     22:26 17.12.2014 (2)
Топтали его очень сильно.
Пожалуй, только Вознесенского круче. Но того лично Никита драконил. Я вообще-то больше любил Вознесенского.
     01:37 20.12.2014 (1)
2
Александр, ответь. Может быть, в другом рассказе - почему же Высоцкого так не топтали,
как этих благополучных поэтов? Слава? Которая не снилась ни Евтушенко, ни Вознесенскому...
о других не говорю.
=======================================================================
О Василии Аксёнове мог бы получится интересный рассказ.
     02:33 20.12.2014 (1)
-1
Аксёнов у меня есть в черновике. Может. доведу до ума.
И Евтушенко, и Вознесенский были профессиональными литераторами. И подлежали "юрисдикции" союза писателей. Одной из функций этой структуры была воспитательная работа. Вот их и воспитывали. Одним из самых серьезных достоинств писателя и поэта является зависть к успехам коллеги. Вот им и завидовали. Завидовали даже разносу, который Хрущёв учинил Вознесенскому. Тот ведь даже что-то вякнул, возражая. Народ про это мог не знать, но собратья знали.
А Высоцкий официально был актёришкой, а по вечерам ещё и пел. А какой спрос с лицедея. Пущай себе подрабатывает.  
Они же все не были такими уж яростными оппозиционерами. Евтушенко, пожалуй, вполне был вписан в систему. Просто позволял себе большее. И писали и по "социальному заказу".
Евтушенко обильно издавали. Вознесенского тоже неплохо. У меня, по крайне мере, два советских сборника. Пластинки Высоцкого выходили. А стихи никто и не собирался печать. Кто ж знал, что он поэт. В 81-ом напечатали. Тут и дошло. Но классиком Высоцкого признали лишь в 88-ом. Тогда был концерт в Лужниках.
Кстати, всех не очень твёрдосоветских писателей подкармливал Политиздат. Почти все выпустили там книги в серии "Пламенные революционеры". Многие на этот гонорар и сбегали за кордон.
     04:11 20.12.2014 (1)
2
Е и В ОБИЛЬНО издавали.
ВСВ был всего был "актёришкой". И никому не завидовал. Издай его в то время - обильным не сладко бы пришлось. Меня не волнует слово "оппозиционер".
===============================================
Песни Высоцкого - это не петушиные бои Е и В.
=====================================
Высоцкий - это глыба, которая возвышается над всеми остальными....
     04:29 20.12.2014
Я ж и написал. Сделали глупость, Напечатали. И стало ясно, что он, прежде всего, прекрасный поэт. В этом и его феномен. Он писал не песни. Он писал стихи.
Интересно, что уже совсем зрелым стало поколение, родившееся после смерти Высоцкого. Выросли они уже не при советской власти. Но они знают и любят Высоцкого.
У нас было два гитарных поэта - Окуджава и Высоцкий. Остальные были дополнением.
Я как-то продиктовал одному нерадивому студенту диплом по языку Высоцкого. Он потом подбирал к тесту "научный материал".
А "актёришка" - это я пародировал официальный взгляд. Его, действительно, долго не воспринимали всёрьёз. Как, впрочем, и всю гитарную плеяду.  Не понимали, что есть и магнитиздат.
     21:36 19.12.2014 (1)
-1
Я вообще-то больше любил Вознесенского


Вознесенский - Мастер. Но мне больше всего нравился тем, что, в отличие от Евтушенко, сторонился власти и не выпрашивал наград. Может, ошибаюсь, но наградами большевики Вознесенского явно обошли.
     22:21 19.12.2014
Вознесенский претендовал на реформатора стиха. Трудно сказать, что получилось. Но они все были новаторами в силу обстоятельств. Его и драконили за форму.
Иногда справедливо.
Мучительные  поиски сопряжения орфоэпии, синтаксиса, орфографии, размера, рифмы и здравого смысла в такой строке.
вы встаньте -
            Сервантес, Борис Леонидович,
                                  Браманте,

Вариант.
вы встаньте -
            Сервантес, Борис Леонидович,
                                  Данте,

Я не знаю, есть ли серьёзные работы по их языку, по языку Высоцкого. Тоже очень интересно.
Его, помнится, выдвигали на Госпремию. Не помню, получил ли.
Евтушенко же пытался стать и общественным деятелем. Темперамент такой. И кино. Снял в деталях голую бабу. И фотографии.
Что бы с их наследием не случилось дальше, будут поколения, которые их будут помнить.  
На Вознесенского живьём на сцене, я, кажись, ни разу не попал.
Реклама