К двадцатилетию чернобыльской трагедии министр обороны Украины присвоил очередные воинские звания участникам ее ликвидации. Присвоили полковника и мне. Встречаю я Василия, который был там моим оперативным дежурным. Рассказываю ему о приказе министра обороны и советую зайти с военным билетом в военкомат, чтобы ему присвоили звание подполковника. Вася меня ошарашил:
– А зачем? Я и так полковник.
Васыль парень своеобразный. Не совсем чтобы с пулей в голове, но понять его не всегда можно. Я знал, что в запас он ушел майором. Бывали случаи, когда офицеру запаса (и даже в отставке) присваивали очередное звание. Но что бы два и так быстро!? Мистика какая-то. Историю его становления полковником мне рассказал Виктор, второй опер, получивший подполковника тем же приказом, что и я.
В нашем городе жил выдающийся человек. В 1956 году его уволили из армии майором с должности коменданта гарнизона. Он был так влюблен в армию и во все с нею связанное, что никогда не надевал гражданскую одежду. До самой своей смерти он носил форму, ладно пригнанную к его худощавой фигуре, настолько тщательно выглаженную, что, несмотря на его более чем почтенный возраст, его можно было брать образцом для стенда «Правила ношения формы одежды». Он работал военруком, руководил строевой подготовкой в школе юных космонавтов, принимал участие во всех смотрах и парадах. За большую военно-патриотическую и воспитательную работу ему в 1966 году присвоили звание «подполковник», а в конце XX века – «полковник».
Очевидно, лавры старого вояки не давали Василию покоя. Он поучаствовал в военных играх для школьников старших классов и после этого не давал прохода областному военкому с требованием присвоить ему очередное воинское звание. Наконец, доведенный до нервного срыва этими притязаниями, военком спросил:
– Ты хочешь быть полковником?
– Да! – ответил Васыль.
– Ну, так будь себе полковником и оставь меня в покое.
– Есть! – по-военному четко ответил Василий. И с тех пор всегда и везде представлялся полковником. Раз его областной военком, целый генерал-майор, посвятил в полковники, значит, так оно и есть. И ни к чему эта длительная возня с представлениями, приказами и прочей канцелярщиной. Так что, если кто хочет стать полковником – вперед! Двери военкомата открыты круглосуточно. Правда, я сомневаюсь, что вас, после Васи, внутрь пустят. Но, говорят, кое-кто и без военкома обошелся и не два, а три звания себе присвоил. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы прибавки к пенсии не просило.
(с) Александр Шипицын
|